Любая компания, даже если она профессионально не занимается перевозками грузов или пассажиров, может иметь автотранспорт – для перевозки сотрудников, для выполнения разовых оперативных задач в ходе своей хозяйственной деятельности и т. п.
Транспортное средство, зарегистрированное на компанию, обязывает ее соблюдать некоторые дополнительные требования закона. Поэтому на практике порой возникают вопросы, на которые отвечают эксперты ООО «Norma».
? Кто должен проходить обязательное повышение квалификации, чтобы управлять служебным автотранспортом?
– Для обеспечения безопасности дорожного движения владельцы транспортных средств обязаны:
► эксплуатировать технически исправные транспортные средства;
► допускать к управлению транспортными средствами лиц, имеющих соответствующую квалификацию и прошедших медицинский осмотр;
► соблюдать законодательство о безопасности дорожного движения и требования экологических норм (ст. 12 З-на «О безопасности дорожного движения»).
Проходить повышение квалификации обязаны лица:
► управляющие автотранспортом, принадлежащим юридическим лицам, – 1 раз в 2 года. К ним не относятся индивидуальные предприниматели и другие физлица, управляющие автомобилями на основе краткосрочной аренды (проката) и лизинга;
► лишенные права управления автотранспортными средствами – после окончания исполнения административного взыскания и до сдачи теоретических и практических экзаменов для получения водительского удостоверения (п. 3 ПКМ N 139 от 23.02.2018 г.).
Кроме того, обязательно повышать квалификацию должны работники служб безопасности дорожного движения организаций – не реже 1 раза в 3 года (ст. 21 Закона).
Обязанность водителей иметь при себе сертификат о прохождении повышения квалификации, а также предъявлять его при проверках сотрудникам ОВД закреплена и в Правилах дорожного движения (п. 7, прил. N 1 к ПКМ N 370 от 24.12.2015 г.).
За отсутствие сертификата о прохождении повышения квалификации водителей транспортных средств юрлиц, в том числе осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров или грузов, будут штрафовать. Санкция за это с 4 августа текущего года составит 1 МРЗП. При этом к ответственности не будут привлекать в течение 2 лет с момента получения «водительских прав», кроме случаев их замены или выдачи вместо утерянных (ст. 135 КоАО; п. 5 ст. 3 ЗРУ-534 от 2.05.2019 г.).
Специально уполномоченным органом по вопросам содействия формированию и развитию рынка услуг и безопасности в сфере автомобильных перевозок является Узбекское агентство автомобильного транспорта (Узавтотранс) (п. 2 Положения, прил. N 1 к ПКМ N 434 от 9.06.2018 г.).
А деятельность по повышению квалификации водителей вправе осуществлять любые государственные (прошедшие регистрацию) и негосударственные (имеющие лицензию) образовательные учреждения (п. 1 ПКМ N 139).
? Служебный автомобиль попал в аварию. Кто возмещает вред при совершении работником компании ДТП?
– Владельцы транспортных средств обязаны в порядке и на условиях, установленных законом, застраховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу иных лиц при использовании транспортных средств (ст. 6 З-на «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Владелец транспортного средства – это его собственник, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (договор имущественного найма, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т. п.). При этом владельцем транспорта не является лицо, управляющее им в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей.
Страховой случай – это наступление гражданской ответственности страхователя или иного лица, ответственность которых застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховое возмещение.
В случае дорожно-транспортного происшествия (наступления страхового случая) вред возмещает юридическое лицо, если он причинен работником компании, исполняющим свои трудовые (служебные) обязанности. Работниками в данном случае признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового, а также гражданско-правового договоров.
При наступлении страхового случая страхователь (юрлицо, гражданская ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования) или его представитель должен:
► не позднее 3 календарных дней передать копию страхового полиса потерпевшему (его наследникам или правопреемникам);
► незамедлительно, но не позднее срока, предусмотренного договором обязательного страхования, письменно с приложением копии страхового полиса уведомить о случившемся страховщика или его филиал и ГСБДД по месту совершения ДТП и по месту регистрации транспортного средства;
► незамедлительно сообщать страховщику обо всех требованиях, предъявляемых к нему в связи со страховым случаем;
► принять все возможные меры по предотвращению и (или) уменьшению вреда (ст. 19 Закона).
При недостаточности страховой суммы для полного возмещения причиненного вреда юридическое лицо, застраховавшие свою ответственность в порядке обязательного страхования в пользу потерпевшего, возмещает разницу между страховой суммой договора страхования и фактическим размером ущерба (ст. 992 ГК).
Компания, возместившая вред за своего работника, вправе:
► требовать в порядке регресса возмещения уплаченного ущерба (ст. 1001 ГК);
► отказаться от взыскания причиненного работником ущерба (ст. 200 ТК);
► обратиться с иском в суд в случае отказа работника возместить ущерб (ст. 209 ТК).
Работник, совершивший ДТП, имеет право:
► добровольно возместить причиненный ущерб (ч. 1 ст. 206 ТК);
► ходатайствовать о предоставлении рассрочки возмещения ущерба (ч. 3 ст. 206 ТК);
► обжаловать в судебном порядке решение о взыскании ущерба;
► ходатайствовать перед юрлицом или в суде о снижении размера взыскания причиненного ущерба.