Постановлением Президента N ПП-4297 от 23.04.2019 г. одобрены меры по совершенствованию административных процедур при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Документом предусмотрено до 1 января 2021 года внедрить таможенную информационную систему (ТИС) «Единое окно». При ее внедрении субъекты ВЭД будут иметь возможность:
- представлять стандартизационную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита;
- осуществлять обмен всей имеющейся информацией в отношении внешнеторговых сделок, который подкрепляется нормативно-правовой базой, обеспечивающей его конфиденциальность и безопасность;
- удаленно отслеживать стадии оформления разрешительных документов таможенными, уполномоченными органами, а также субъектами предпринимательства;
- полностью перейти на ведение общедоступных реестров разрешительных документов в электронном виде;
- поддерживать в актуальном состоянии открытые данные об эпизоотической, карантинной и фитосанитарной ситуации в Узбекистане и зарубежных странах;
- выдавать документы разрешительного характера до фактического прибытия товаров на территорию РУз на основании предварительной информации.
Постановлением отменены отдельные административные барьеры и дублирующие функции государственных органов.
Во-первых, запрещено истребование от участников внешнеэкономической деятельности ряда документов. В их числе:
- акт по обеззараживанию (фумигации) экспортируемой и импортируемой подкарантинной продукции – при выдаче документов разрешительного характера и осуществлении экспортно-импортных операций;
- упаковочный лист – при проведении экспортно-импортных операций;
- товаросопроводительные документы с отметкой о прибытии на таможенную территорию Узбекистана (товарно-транспортная накладная, инвойс, счет-фактура и другие) – при выдаче уполномоченными органами разрешительных документов и сертификатов соответствия на импортируемые товары;
- доверенности – при получении документов, выдаваемых уполномоченными органами;
- копии нормативного документа, санитарно-эпидемиологического заключения – при выдаче сертификата соответствия на импортируемые товары;
- сертификат о происхождении страны-производителя – при выдаче документов разрешительного характера уполномоченными органами.
Во-вторых, отменяется требование о необходимости участникам ВЭД обращаться с заявлением не менее чем за 30 дней до экспорта при оформлении ветеринарного разрешения, фитосанитарного и ветеринарного сертификатов.
Срок выдачи карантинного разрешения и экологического сертификата не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи заявления на их получение с приложением предусмотренных законодательством документов.
Запрещается проводить фитосанитарный и (или) ветеринарный контроль товаров и транспортных средств, если они по законодательству не подлежат этим видам контроля.
Карантинный досмотр подкарантинных товаров, следующих транзитом через территорию Республики Узбекистан, теперь осуществляется без взимания оплаты.
При переводе ГТД с «желтого» коридора в «красный» не допускается проведение таможенного досмотра сотрудником, осуществившим перевод.
В-третьих, на таможенных постах в месячный срок поручено создать и внедрить автоматическую систему подсчета платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автодорогам общего пользования.
Также будет установлен предельный срок пребывания автотранспортных средств на таможенных постах. Для этого внедрят автоматизированную систему фиксации времени заезда и выезда каждой единицы автотранспорта.
Кроме того, появится электронная система управления очередью, позволяющая распределять время прохождения таможенного оформления грузового транспорта в пункте пропуска через Госграницу РУз.
Совместно с Госкомитетами ветеринарии и развития животноводства, по экологии и охране окружающей среды и инспекцией «Узгоскарантин» планируется создать специальные пункты пропуска и таможенные посты с оптимальным месторасположением, оснащенные лабораторным оборудованием для обслуживания отдельных видов товаров.
В-четвертых, погранслужбе совместно с уполномоченными органами в 3-месячный срок поручено разработать Регламент прохождения контрольных процедур в пунктах пропуска через Госграницу Узбекистана. Им должны быть установлены исчерпывающие сроки (в минутах) прохождения пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора, фиксация времени въезда на территорию таможенного поста и выезда, а также устранены дублирующие контрольные функции.
В число индикаторов системы управления рисками будет включена таможенная стоимость товара. Также примут конкретные меры, чтобы не дать возможности должностным лицам таможенных органов манипулировать этими критериями в противоправных целях.
Два раза в год на заседаниях Совета по тарифному и нетарифному регулированию будут заслушивать доклады о принимаемых мерах по упрощению процедур ВЭД с целью решения проблемных вопросов.
На приграничных таможенных постах организуют круглосуточные терминалы самообслуживания, позволяющие производить оплату услуг, предоставляемых соответствующими органами, обменивать валюту, обналичивать денежные средства и совершать другие банковские операции посредством наличных и безналичных расчетов с обеспечением полной окупаемости расходов.
Госкомветеринарии совместно с ГТК в пунктах пропуска обеспечит поэтапное установление современного оборудования высокоэффективной дезинфекции автотранспорта для защиты территории страны от заноса возбудителей инфекционных заболеваний.
Чтобы регулярно оценивать уровень удобства прохождения административных процедур и соблюдения таможенными и другими уполномоченными органами, а также их сотрудниками требований нормативно-правовых актов, профессионализма и оперативности сотрудников, их этикета общения с населением при оказании услуг, Торгово-промышленная палата будет проводить мероприятия в роли «тайного покупателя госуслуг».
По сообщению пресс-службы ГТК РУз.