Последние несколько лет Всемирная таможенная организация (WCO) пытается преодолеть краеугольную проблему, связанную с неисполнением рекомендаций организации и промедлениями в вопросах присоединения стран-членов к ее конвенциям. Об этом шла речь на 132 сессии WCO, прошедшей этим летом в Брюсселе.
На ней рассматривались требующие политической координации деятельности направления: электронная торговля, меры по упрощению торговли, борьба с незаконными финансовыми потоками. Обсуждались инициативы по вопросам безопасности, создания и закрепления собственного инструмента WCO по оценке эффективности таможенного администрирования стран-участниц на основе «Исследования времени выпуска товаров», наряду с такими мировыми рейтингами, как индекс «Международная торговля» рейтинга Doing Business Всемирного банка и показатель «Обременительность таможенных процедур» глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ГИК ВЭФ). Они были озвучены в Отчете Генерального секретаря о степени реализации Стратегического и Оперативного плана Всемирной таможенной организации за 2017/2018 финансовый год.
Выборы Генсека
Горячие дискуссии на сессии развернулись в ходе выборов Генерального секретаря, завершившихся победой действующего Генсека WCO. Представитель Японии Кунио Микурия выбран на третий срок подряд. (В WCO нет ограничений по количеству сроков пребывания на этом посту.)
Соперником господина Микурия была единый кандидат от Евросоюза, глава таможни Испании Пилар Хурадо. Хотя она и проиграла, но уровень ее поддержки всеми регионами Всемирной таможенной организации был значительным. Оно вполне объяснимо, ведь в выступлении Пилар прозвучал призыв к переменам в организации, транспарентности и повышению эффективности управления WCO, и он был поддержан многими ее членами. Надо заметить, что вопрос о более широкой вовлеченности членов организации в ее работу в последние годы поднимался и странами – участницами СНГ.
Еще на одном актуальном аспекте заострила внимание кандидат от Испании. В последние годы WCO теряет инициативу во многих вопросах, в том числе по чисто таможенным темам, по которым она должна играть лидирующую роль. Пример – Балийское соглашение, заключенное в рамках ВТО. По сути, оно на 90 % является соглашением об упрощении процедур международной торговли. И это полностью компетенция Всемирной таможенной организации.
О таможне будущего
«Ахиллесова пята» WCO – бюрократия – было отмечено на сессии. Организация «тонет» в рутине мероприятий, конференций, совещаний. Есть у нее, конечно, стратегические цели. Это упрощение процедур международной торговли, сбор соответствующих налогов и пошлин, обеспечение безопасности, скоординированное управление границами. Но во всем мире условия работы и роль таможенных служб быстро меняются. Поэтому было предложено создать модель «таможни будущего». Эта инициатива получила широкую поддержку.
В ближайшей перспективе Всемирной таможенной организации предстоит разработать набор руководящих принципов и рамочных стандартов модели. В них должны быть отражены аспекты «умной» таможни, обмена данными, внедрения «облачных» баз – не только таможенных данных, а по всем цепочкам поставок, которые бы позволили отслеживать эти поставки на всех этапах. Необходимо продумать, какими «таможня будущего» должна обладать полномочиями и функциями, как должна быть оснащена. Все это будет отражено в рекомендациях и стандартах.
При согласовании новых показателей Стратегического и Оперативного плана на 2018/2019 год отмечалось, что очень важно, чтобы ни одна из 4 основных функций таможни не была забыта или ослаблена. То есть эти рекомендации определят базовый стандартный функционал таможни, которым таможенные службы государств – членов WCO должны соответствовать.
В мире существует широкое разнообразие форм таможенных служб. Так, в США они объединены с пограничной службой, то есть акцент сделан больше на безопасности. Во многих государствах, особенно в странах Евросоюза, идет сдвиг в сторону фискальных функций, при этом уходит на второй план все остальное.
В Китае функции таможни расширяются: ей передали ветеринарный и фитосанитарный надзор. На Кубе таможня подчиняется президенту, где-то работает, как в России, в ведении Минфина. А где-то, как, например, у нас в Узбекистане, в виде самостоятельной службы. И за 10 последних лет таможня нашей страны прошла гигантский путь – от пачек бумаги к автоматическому онлайн-декларированию и цифровой работе.
Поэтому сейчас особенно актуализировался «взгляд в будущее». Секретариату WCO поручено сформулировать конкретные предложения и разослать их осенью во все таможенные администрации мира, а страны-члены должны будут изучить их и высказать свои.
Другие приоритеты
Одним из приоритетных направлений определено взаимодействие WCO со Всемирным банком при составлении рейтинга Doing Business и создании собственной системы оценки деятельности таможенных органов.
Генсек WCO уже начал работать со Всемирным банком. Ему будет оказана консультативная помощь, включая приглашение представителей Всемирного банка в организацию для доклада о работе по рейтингу Doing Business. Многие страны WCO не удовлетворены этим рейтингом, считают его методику некорректной. Одним из наиболее активных спикеров по этой проблеме является российская сторона.
Дело в том, что этот рейтинг узкосекторальный: рассматривает только один товар на импорт и на экспорт. Оценка делается на основании мнения респондентов, а не по точным данным. Составители рейтинга сами выбирают респондентов, и ими становятся необязательно специалисты по внешней торговле.
На прошедшей сессии все страны единогласно поддержали предложение создать специальную рабочую группу по разработке отдельного инструмента WCO. Оценивать такую работу должны профессионалы, и она должна быть основана на реальных данных таможенного оформления. В нее войдут по 2–3 страны от каждого региона WCO. Далее Секретариат и Генсек организации должны провести процедуры создания этой структуры.
Еще один из приоритетов WCO – взаимодействие таможенных и налоговых служб. О необходимости наладить информационный обмен между этими службами говорил в своем выступлении первый заместитель руководителя ФТС РФ, вице-председатель Совета WCO Руслан Давыдов. Он отметил: «Как только появляется информация в электронном виде, сразу появляется возможность ее обрабатывать, анализировать, принимать решения в рамках системы управления рисками, определять объекты контроля, делать выводы. Когда информации нет – работа ведется вручную – медленно и неэффективно».
Об интернет-торговле
В прошлом году на заседании политической комиссии WCO в Луксоре были согласованы 8 принципов регулирования интернет-торговли. На сессии утвердили проект рамочных стандартов, который расписывает, что, кто и как должен делать. В частности, было предложено ввести институт уполномоченного оператора интернет-торговли. Он должен контактировать с торговой площадкой, быть связан с логистикой, поскольку ее нельзя оторвать от ценообразования, и с таможенными системами. В том числе должен иметь право заплатить пошлину или сбор за физическое лицо.
Тогда таможне не придется работать с каждым физлицом в отдельности, и каждому покупателю не нужно будет иметь дело с таможней. Она будет работать условно с несколькими десятками уполномоченных операторов, между которыми должна быть конкуренция за предоставление лучшего пакета услуг. А взаимодействие «таможенного оператора» с торговыми площадками даст ему точную информацию о сумме покупки, которой оперирует сам интернет-магазин. Наличие точной информации о товаре, в том числе и о его цене, исключает возможность контрабанды или занижения таможенной стоимости.
Эта концепция поддается информатизации, она технологична и управляема.
Но сегодня в таможенных нормах для интернет-торговли существуют так называемые пороги беспошлинного ввоза товаров физлицами для личного пользования. Во всех странах они разные. К примеру, у Армении – 400 евро, России – 1 000 евро, Белоруссии – 22 евро. Во всех странах ЕС «отсечка» также на 22 евро в месяц. В нашей стране согласно постановлению Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу» (N ПП-3512 от 6.02.2018 г.) эта норма составляет 100 долл. США.
Большинство таких норм существует уже много лет. Но они принимались для ситуации, когда люди сами пересекали границу, что-то покупали и провозили эти предметы с собой. По аналогии этот порог ввоза стал использоваться и для посылок различных экспресс-перевозчиков. К примеру, только за последний год в Узбекистане объем доставок из-за рубежа существенно возрос. Конечно же, заниматься онлайн-шопингом – технологично, легко и просто: хотя интернет-магазин и находится за рубежом, сам человек никуда не выезжает, но товар при этом физически пересекает границу. Такая схема рождает неравные конкурентные условия для представителей предпринимательства, ведущими интернет-торговлю на территории страны. Ведь они-то завозят товары из-за рубежа консолидированными партиями, которые, как коммерческий товар, облагаются таможенной пошлиной, НДС и акцизами. Соответственно, компании, действующие по закону, несут накладные расходы. Здесь и возникает неравенство.
Поэтому в рамках WCO обсуждается необходимость признания продаж в Интернете новым видом торговли. Сейчас он нигде в мире единообразно, удобно и справедливо пока не отрегулирован. Каждая страна или региональное объединение вводит свои нормы. Всемирная таможенная организация поднимает вопрос о том, что этот новый вид торговли должен быть упорядочен в особом режиме – то есть товар необязательно облагать пошлиной и НДС. Это может быть некий фиксированный таможенный платеж, но он должен быть определен экономистами, чтобы обеспечить равные условия «игры» для отечественных и зарубежных интернет-магазинов.
* * *
132 сессия Совета Всемирной таможенной организации стала важным этапом развития международного таможенного сообщества. Являясь его частью, таможенная служба Узбекистана привержена тому, чтобы приближать свою практику к требованиям международных норм. В соответствии с ними она продолжит процесс модернизации, укрепления своего потенциала, дальнейшего повышения уровня администрирования. Одной из основ этой деятельности является Указ Президента «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» (N УП-5414 от 12.04.2018 г.). Им предписано при разработке проекта Таможенного кодекса в новой редакции особо обратить внимание на имплементацию норм международных договоров Республики Узбекистан, общепризнанных принципов международного права, рекомендаций и стандартов международных организаций.
Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.