(«Норма» N 5 (654) от 30.01.2018 г.)
В публикациях говорилось о грубом нарушении законодательства о деятельности ТЧСЖ в Мирзо-Улугбекском районе столицы. Напомним содержание статей.
Взносам протрубили подъем. В начале 2018 года районная Ассоциация ТЧСЖ распространила в социальных сетях рекомендации по установлению обязательных взносов на содержание общего имущества для собственников жилых и нежилых помещений, а также коллективов собственников, обслуживающих дома без создания ТЧСЖ. Для собственников жилых помещений – в размере 1 000–1 200 сум. за 1 м2, а для собственников нежилых помещений – 2 200–2 500 сум. за 1 м2.
Ассоциация ТЧСЖ, призванная помогать товариществам грамотно управлять многоквартирными домами (МКД), проявила правовую безграмотность, нарушив законодательство, устанавливающее, что обязательные взносы в МКД согласно законодательству не могут быть одинаковыми для собственников жилых (да и нежилых) помещений всех многоэтажек района. Они рассчитываются правлением товарищества на основе плана работ, сметы доходов и расходов, утверждаются на общем собрании. Предлагая подобную уравниловку, Ассоциация вышла за рамки своих полномочий, и ее рекомендации – это незаконное вмешательство в дела ТЧСЖ.
К тому же постановление Президента N ПП-2922 от 24.04.2017 г. обязало МинЖКО ежегодно утверждать минимальные размеры взносов для собственников жилых и нежилых помещений. При этом должен учитываться индивидуальный подход к домам исходя из технического состояния и конструктивных особенностей многоэтажек. Мини-взносы – это так называемый минимум, который должен обеспечить содержание домов с учетом погашения кредитов. Нельзя будет устанавливать взнос ниже минимального, а выше, если в этом есть необходимость, можно. Этот вопрос должно решать общее собрание членов товарищества. Районная Ассоциация ТЧСЖ неправомерно рекомендовала иное, вводя в заблуждение членов товариществ и нарушая законодательство.
И пусть законы сойдут с ума? В начале 2018 года в Мирзо-Улугбекском районе началась кампания по принуждению товариществ срочно проводить общие собрания. Начальники округов стали раздавать руководителям ТЧСЖ одинаковые – слово в слово – протоколы общих собраний. Пройдут или нет собрания, было неважно. Руководителей товариществ заставляли расписаться в протоколе, поставить печать, собрать подписи жителей на отдельных листах, якобы «одобряющих» содержание документа. То есть руководство ТЧСЖ склоняли к должностному подлогу, а на несогласных оказывали давление. Массовое принуждение к проведению общих собраний и подписанию одинаковых протоколов является самоуправством, нарушением законодательства и вмешательством в дела товариществ, попыткой лишить его членов права на управление общим имуществом.
Изучив протокол общего собрания, спецкор нашла в нем 19 пунктов, по которым документ являлся незаконным. Он не может быть одинаковым для всех ТЧСЖ района, так как техническое состояние многоэтажек разное. Поэтому разными должны быть сметы доходов и расходов, взносы на содержание общего имущества. Под каждым решением и предложением документа было указано: «Принято единогласно». То есть сторонние лица диктовали членам ТЧСЖ, за какие решения им голосовать. По протоколу председателей товариществ противозаконно наделили правом единолично принимать решения о получении кредитов, в то время как это прерогатива общего собрания членов ТЧСЖ. Согласно документу председатель, а не собственники, как это предусматривает законодательство, получает право принимать решения о вступлении в Ассоциацию ТЧСЖ и перечислении туда взносов в размере 1,5 % от МРЗП. Документ незаконно установил размер обязательного взноса для собственников жилых помещений района в размере 0,6 % от МРЗП за 1 м2, а для собственников нежилых помещений – 1,5 % за 1 м2. Среди прочей профанации законодательства – наделение председателя ТЧСЖ правом в целях стимулирования деятельности домкомов и защиты интересов бюджетных организаций (!!!) устанавливать им меньший размер взноса, вплоть до нулевого. Это означало повесить на шею членов ТЧСЖ армию нахлебников и нести за них расходы по содержанию общего имущества. Документ включал и другие нарушения НПА.
Для получения правовой оценки компетентных органов на предмет соблюдения законности рекомендации Ассоциации ТЧСЖ и протокол общего собрания редакция направила в городскую прокуратуру, хокимияты города и района.
Нам ответили. Не по существу
Хокимият г. Ташкента спустил обращение редакции в хокимият Мирзо-Улугбекского района. Замхокима района С. Саидолимов сообщил, что, «рассмотрев публикацию «И пусть законы сойдут с ума?», вопрос был обсужден и принят к исполнению». Возникает вопрос: к какому исполнению? К исполнению рекомендаций Ассоциации ТЧСЖ и протокола, в котором каждый пункт – грубейшее нарушение НПА? Если под исполнением имеется в виду оценка противозаконных действий тех же начальников округов, руководства Ассоциации ТЧСЖ и прочих, тогда другое дело. Еще один нюанс: исполнителем данного ответа является председатель Ассоциации ТЧСЖ, автор тех самых рекомендаций, которые критиковала газета.
Обращения, поступившие в государственный орган, организацию или их должностным лицам, в полномочия которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее 5 дней направляются соответствующим государственным органам, другим организациям и должностным лицам с сообщением об этом в письменной либо в электронной форме обращающемуся.
Запрещаются безосновательная передача обращения на рассмотрение иным государственным органам, организациям либо направление его тем органам, организациям или должностным лицам, решения или действия (бездействие) которых обжалуются (ст. 25 З-на «Об обращениях физических и юридических лиц»).
Мы получили также ответ замхокима Мирзо-Улугбекского района С. Саидолимова на обращение редакции газеты «Норма». В нем говорится, что «Ассоциация «рекомендует» увеличить размеры обязательных взносов. Их утверждение относится к компетенции общего собрания членов ТЧСЖ и устанавливается соответствующим решением собрания. Ассоциация ТЧСЖ является самоуправляемой организацией, созданной на добровольной основе ее участниками (членами). Согласно действующему законодательству вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность негосударственной некоммерческой организации не допускается. Исходя из этого целесообразно оставить вопрос утверждения размера обязательных взносов на рассмотрение общего собрания членов ТЧСЖ и обратиться в Ассоциацию для получения информации обоснованности рекомендуемых (??? – И. Г.) размеров обязательных взносов.
По вопросу оформления протокола общего собрания поясняем, что протокол является внутренним документом, который составляется секретарем общего собрания, подписывается председателем и секретарем собрания по его итогам. Согласно статье 4 Закона «О товариществах частных собственников жилья» деятельность ТЧСЖ основывается на принципах добровольности, организационной и финансовой самостоятельности, самоуправления, открытости и гласности, организации работы в соответствии с рыночными механизмами на договорной основе, конкуренции на рынке коммунальных и ремонтных услуг, систематической отчетности перед членами ТЧСЖ.
Следует отметить, что согласно статье 8 Закона взаимоотношения органов государственной власти на местах с ТЧСЖ строятся без излишней опеки, исходя из статуса товарищества как подлинного института самоуправления собственников жилья, самостоятельно осуществляющего свою деятельность. Следовательно, оформление протокола общего собрания также осуществляется товариществами самостоятельно».
Все правильно, кроме того, что не по существу обозначенных в публикации проблем, в которых все с точностью до наоборот. И против указанных в рекомендациях и протоколе нарушений законодательства вряд ли поспоришь.
Руководители или иные уполномоченные на это должностные лица государственных органов, организаций осуществляют постоянный мониторинг и контроль за рассмотрением своими структурными подразделениями обращений, принимают меры по обеспечению их полного, объективного и своевременного рассмотрения (ст. 34 З-на «Об обращениях физических и юридических лиц»).
Прокуратура г. Ташкента направила обращение редакции в прокуратуру Мирзо-Улугбекского района. Та в свою очередь – в МинЖКО для рассмотрения его по существу и принятия соответствующих мер.
МинЖКО передало обращение в жилищную инспекцию. Там отнеслись к нему весьма своеобразно: вернули… в редакцию в первозданном виде. Работники инспекции не сочли нужным выполнить поручение прокуратуры и уведомить о результатах рассмотрения публикаций заявителя, то есть редакцию, как было указано в поручении надзорного органа министерству. Протокол общего собрания и рекомендации Ассоциации ТЧСЖ так и не были рассмотрены инспекцией.
Прокуратура, по сути, выступила лишь пересылочным органом, не дав должной правовой оценки документам. Остановить продвижение этих циркуляров позволил резонанс, вызванный публикациями в газете «Норма», а также откликами на происходящее в социальных сетях. В противовес отпискам и бездействию чиновников.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.