(«Норма» N 48 (645) от 28.11.2017 г.).
В редакцию поступили обращения от жителей Кибрайского района на то, что практически каждый собственник, проживающий в частном домовладении или многоквартирном доме, оказался должником за потребленный газ. В офисе райгаза стали возникать огромные очереди. Люди занимали очередь с 4 часов утра, чтобы разобраться, откуда взялись необоснованные начисления в полтора, 2, 3, 4 миллиона сумов. Из-за огромной очереди многие граждане не могли попасть в абонентский отдел в течение нескольких дней. Подавляющей части потребителей предъявляли задолженность 8- и даже 10-летней давности, которая была мнимой. Это подтверждали ранее выданные газовиками справки об ее отсутствии, квитанции об оплате.
Выехав на место, спецкор выяснила, что несуществующие начисления появились из-за неразберихи в учете: огромных приписок несуществующих долгов добросовестным потребителям и незаконного списания их тем, у кого были реальные долги, – то есть по вине поставщика. Абоненты шли разбираться в структуру, которая систематически нарушала их права, занимаясь приписками. Простаивали в очередях, доказывали отсутствие задолженности, возникшей из-за прошлых махинаций газовиков.
Кроме того, путаница с учетом и огромные очереди возникли из-за массового сокращения работников райгаза. В нем не осталось ни одного оператора, которые прежде регулярно обновляли базу данных. В результате она не обновлялась в течение полугода. В райгазе не осталось также ни одного инспектора. А между тем в Кибрайском районе около 46 тысяч абонентов, потребляющих газ. Такое кардинальное сокращение кадров спровоцировало неимоверные очереди, усугубило проблему с несуществующими задолженностями, достоверностью учета. И если это не было столь грустно, можно было бы улыбнуться тому, что в абонентском отделе граждан принимал не владеющий законодательством… монтер, у которого совсем другие должностные обязанности.
Острота проблемы заключалась также в том, что на погашение задолженности дается всего 5 дней. В противном случае – отключение от сети газоснабжения, а за повторное подключение – уплата 2 минимальных зарплат. При таких очередях разобраться с несуществующими долгами в столь короткий срок проблематично.
На обращение редакции АО «Узтрансгаз» направило нам ответ временно исполняющего обязанности начальника УП «Тошкентгазтаъминот» А. Райимова. В нем говорилось, что «в соответствии с постановлением Президента N ПП-3107 от 30.06.2017 г., а также ведомственными актами АО «Узтрансгаз» и его подразделений произошли изменения в организации производства газоснабжающих структур. Это привело к сокращению численности работников. В частности, был ликвидирован филиал «Кибрайтумангаз» при УП «Тошкентгазтаъминот». В настоящее время на участке «Кибрай туман газ таъминоти» с абонентами ведутся беседы и разъяснительная работа по вопросам взаиморасчетов за потребление газа, необходимости своевременного погашения задолженности, в том числе с выездом на место».
Сокращения произошли потому, что часть функций газоснабжающих организаций, в том числе обеспечение полноты и своевременности платежей, сокращение задолженностей потребителей, переданы Бюро принудительного исполнения. Но насколько оправданы были такие тотальные кадровые сокращения, если это привело к такой неразберихе в учете. Ведомство не ответило на вопрос, какие меры принимаются для сокращения начислений несуществующих задолженностей, налаживания достоверного учета, ликвидации очередей при сверке начислений.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.