Norma.uz
Норма / 2018 йил / № 16 / Новости законодательства

Прозрачность закупочных процедур обеспечит Закон

 

9 апреля 2018 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Закон N ЗРУ-472 «О государственных закупках». Документ определил круг субъектов госзакупок, их права и обязанности, виды и правила проведения закупочных процедур.

 

Принятый Закон разработан Национальным агентством проектного управления при Президенте РУз совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами с учетом требований постановления Президента «О мерах по дальнейшему реформированию системы государственных и корпоративных закупок товаров (работ, услуг)» (N ПП-3166 от 31.07.2017 г.). Он обеспечит открытость и прозрачность процесса госзакупок, конкурентную борьбу предпринимателей в данной сфере и позволит эффективно использовать средства государственного бюджета, централизованных источников и предприятий с долей государства.

Закон определяет 5 видов закупочных процедур, 2 из которых полностью исключают человеческий фактор при принятии решений о госзакупке. В остальных закупочных процедурах прозрачность обеспечивается путем опубликования необходимой информации на специальном информационном портале.

Впервые с учетом международных стандартов вводится такой вид закупочной процедуры, как закупка у единого поставщика.

До принятия Закона данная сфера регулировалась более чем 30 нормативно-правовыми актами. При этом отсутствовала целостность системы госзакупок, вследствие чего возникали правовые коллизии. Многоэтапные согласования и дублирующие процедуры создавали предпосылки для коррупции и влекли за собой значительную потерю времени.

Поэтому одной из задач при подготовке Закона являлось принятие единого законодательного акта прямого действия, регламентирующего государственные закупки и позволяющего:

√ устранить имеющиеся на практике противоречия и устаревшие нормы;

√ систематизировать уже действующие нормы, положения, полномочия участников закупок;

√ создать законодательную базу для внедрения лучших международных практик и снижения коррупциогенных факторов в системе госзакупок.

Закон учитывает имеющийся опыт осуществления государственных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения модельного законодательства Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), законодательства Европейского Союза, США, Российской Федерации, Беларуси, Казахстана и других стран. Проект закона обсуждался с международными организациями, в том числе Всемирным банком, экспертным и бизнес-сообществом, представителями минис­терств и ведомств.

Основные нововведения Закона

√ Введены 2 разные категории государственных заказчиков – «бюджетный» и «корпоративный».

√ Уполномоченным органом в сфере госзакупок определено Национальное агентство проектного управления при Президенте РУз. Ранее такой уполномоченный орган отсутствовал.

√ Вводится специальный информационный портал для всех видов государственных закупок. В элект­ронном магазине и аукционе победителя определяет электронная система автоматически.

√ Все виды товаров (работ, услуг), к которым не предъявляются специфические требования, закупаются через электронный магазин. Лимит для бюджетных заказчиков – до 25 МРЗП, но не более 2 500 МРЗП в год. Для корпоративных заказчиков – не более 250 МРЗП. Ранее через электронные торги на бирже закупались только товары первой необходимости, вошедшие в перечень из 10–13 групп товаров, работ и услуг, на сумму до 100 тыс. долл. США.

√ Конкурсные торги распространяются на все виды товаров (работ, услуг), соответствующие установленным критериям. Ранее механизм проведения конкурсных торгов действовал в основном в сфере капитального строительства.

√ Установлены сумовые лимиты для тендерных торгов: для бюджетных заказчиков – свыше 6 000 МРЗП, для корпоративных – свыше 25 000 МРЗП. Ранее лимит по тендерным торгам составлял 100 тыс. долл. США.

√ Регламентированы мониторинг и контроль закупочных процедур.

√ Комиссия по рассмотрению жалоб будет рассмат­ривать жалобы по всем видам закупок. Ранее вопросы контроля госзакупок не регламентировались, а споры и разногласия рассматривались специальной комиссией только по электронным закупкам.

Реализация настоящего Закона будет способствовать дальнейшему развитию здоровой конкурентной среды, предоставлению равного доступа субъектов предпринимательства к госзаказам, обеспечению государственного сектора товарами (работами, услугами) в оптимальные сроки на основе эффективности и рациональности, а также продолжит процесс формирования благоприятного инвестиционного климата в стране и поможет улучшить показатели Узбекистана в международных рейтингах.


 Схема 

Эркин Хосилов,

главный специалист Национального агентства

проектного управления при Президенте РУз.

Прочитано: 1664 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Агар сиз хато топсангиз, хатоли матндаги жумлани белгиланг ва Ctrl+Enter ни босинг.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика