9 апреля 2018 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Закон N ЗРУ-472 «О государственных закупках». Документ определил круг субъектов госзакупок, их права и обязанности, виды и правила проведения закупочных процедур.
Принятый Закон разработан Национальным агентством проектного управления при Президенте РУз совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами с учетом требований постановления Президента «О мерах по дальнейшему реформированию системы государственных и корпоративных закупок товаров (работ, услуг)» (N ПП-3166 от 31.07.2017 г.). Он обеспечит открытость и прозрачность процесса госзакупок, конкурентную борьбу предпринимателей в данной сфере и позволит эффективно использовать средства государственного бюджета, централизованных источников и предприятий с долей государства.
Закон определяет 5 видов закупочных процедур, 2 из которых полностью исключают человеческий фактор при принятии решений о госзакупке. В остальных закупочных процедурах прозрачность обеспечивается путем опубликования необходимой информации на специальном информационном портале.
Впервые с учетом международных стандартов вводится такой вид закупочной процедуры, как закупка у единого поставщика.
До принятия Закона данная сфера регулировалась более чем 30 нормативно-правовыми актами. При этом отсутствовала целостность системы госзакупок, вследствие чего возникали правовые коллизии. Многоэтапные согласования и дублирующие процедуры создавали предпосылки для коррупции и влекли за собой значительную потерю времени.
Поэтому одной из задач при подготовке Закона являлось принятие единого законодательного акта прямого действия, регламентирующего государственные закупки и позволяющего:
√ устранить имеющиеся на практике противоречия и устаревшие нормы;
√ систематизировать уже действующие нормы, положения, полномочия участников закупок;
√ создать законодательную базу для внедрения лучших международных практик и снижения коррупциогенных факторов в системе госзакупок.
Закон учитывает имеющийся опыт осуществления государственных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения модельного законодательства Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), законодательства Европейского Союза, США, Российской Федерации, Беларуси, Казахстана и других стран. Проект закона обсуждался с международными организациями, в том числе Всемирным банком, экспертным и бизнес-сообществом, представителями министерств и ведомств.
Основные нововведения Закона
√ Введены 2 разные категории государственных заказчиков – «бюджетный» и «корпоративный».
√ Уполномоченным органом в сфере госзакупок определено Национальное агентство проектного управления при Президенте РУз. Ранее такой уполномоченный орган отсутствовал.
√ Вводится специальный информационный портал для всех видов государственных закупок. В электронном магазине и аукционе победителя определяет электронная система автоматически.
√ Все виды товаров (работ, услуг), к которым не предъявляются специфические требования, закупаются через электронный магазин. Лимит для бюджетных заказчиков – до 25 МРЗП, но не более 2 500 МРЗП в год. Для корпоративных заказчиков – не более 250 МРЗП. Ранее через электронные торги на бирже закупались только товары первой необходимости, вошедшие в перечень из 10–13 групп товаров, работ и услуг, на сумму до 100 тыс. долл. США.
√ Конкурсные торги распространяются на все виды товаров (работ, услуг), соответствующие установленным критериям. Ранее механизм проведения конкурсных торгов действовал в основном в сфере капитального строительства.
√ Установлены сумовые лимиты для тендерных торгов: для бюджетных заказчиков – свыше 6 000 МРЗП, для корпоративных – свыше 25 000 МРЗП. Ранее лимит по тендерным торгам составлял 100 тыс. долл. США.
√ Регламентированы мониторинг и контроль закупочных процедур.
√ Комиссия по рассмотрению жалоб будет рассматривать жалобы по всем видам закупок. Ранее вопросы контроля госзакупок не регламентировались, а споры и разногласия рассматривались специальной комиссией только по электронным закупкам.
Реализация настоящего Закона будет способствовать дальнейшему развитию здоровой конкурентной среды, предоставлению равного доступа субъектов предпринимательства к госзаказам, обеспечению государственного сектора товарами (работами, услугами) в оптимальные сроки на основе эффективности и рациональности, а также продолжит процесс формирования благоприятного инвестиционного климата в стране и поможет улучшить показатели Узбекистана в международных рейтингах.
Эркин Хосилов,
главный специалист Национального агентства
проектного управления при Президенте РУз.