Norma.uz
Норма / 2016 йил / № 31 / Пенсионное дело

В поисках истины

или Если аттестации рабочего места не было

 

Мне 52 года. Имею «вредный» стаж 13 лет по Списку №2 с правом выхода на пенсию в 50 лет. Работал в особо вредных условиях труда с 1987-го по 2000 год. В собесе запросили материалы по аттестации рабочих мест. Документы имеются не полностью за 1998 год. А до этого аттестация по старым нормам не требовалась. Мне же достаточно подтверждения «вредного» стажа за 8 лет – это 1987–1995 гг. В ваших вопросах-ответах уже упоминалось, что до 1996 года подтверждения аттестации рабочих мест не требуется. Все остальные необходимые документы представлены в собес.

Имеет ли право в этом случае Пенсионный фонд отказать мне в льготной пенсии на 8 оставшихся лет?

В.Тюленев,

электрослесарь.

 

 

Мнение юриста

 

– Требование о наличии аттестации рабочих мест при предоставлении льготной пенсии по возрасту впервые было установлено постановлением Кабинета Минис­тров «Об утверждении списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях» (от 12.05.1994г. №250). А вот сама Методика оценки условий труда и аттестация рабочих мест по условиям труда (рег. МЮ №247 от 28.05.1996г.) была утверждена только через 2 года. И именно с того момента проведение аттестации и хранение ее материалов в течение 50 лет стало обязательным для работодателя.

Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 3.09.1993 г. №939-ХII был сохранен порядок льготного обеспечения по возрасту для лиц, работавших до введения в действие Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» (вступил в силу с 1.07.1994г.) на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. На тот момент собственных нормативных актов, регулирующих данную сферу, у респуб­лики не имелось, но фактически признавалась юридическая сила действовавших в то время союзных до­кументов. В частности, Закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г., в статье 9 которого предусматривалось назначение льготных пенсий без каких-либо требований об аттестации рабочих мест, а только на основании списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых давала право на госпенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждаемых Советом Министров СССР.

Таким образом, можно сделать вывод, что Пенсионный фонд не вправе требовать материалы об аттестации за период до 1996 года и, соответственно, отказать вам в льготной пенсии, учитывая работу в 1987–1995 гг.

Однако в случае возникновения конфликтных ситуаций, связанных с решениями о непринятии стажа работы, законодательством предусмотрен единственный порядок урегулирования спора – судебный (п.82 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, прил. №1 к ПКМ от 8.09.2011г. №252).

 

Елена Ермохина,

эксперт «Norma Online».

 

 

Позиция Пенсионного фонда

 

– Впервые «аттестация рабочих мест» упоминается в статье 102 Кодекса законов о труде СССР (КЗоТ, 1971г.), согласно которой «нормы труда подлежат обязательной замене новыми по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда».

Аттестация рабочих мест была предусмотрена и в Законе «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» (от 15.05.1990г.): «пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются по результатам аттестации рабочих мест» (ст.14).

Пунктом 2 постановления Кабинета Министров СССР (от 26.01.1991г. №10) также было определено, что применение списков №№ 1 и 2 (в то время законодательством были предусмотрены только эти списки) производятся с учетом аттестации рабочих мест.

Также имеется постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (согласовано с Минздравом СССР, от 3.10.1986г. №387/22-78) «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда».

Учитывая, что проведение аттестации рабочих мест по условиям труда было регламентировано с 1971 года, а его результаты определяют, что эти условия являются «особо вредными и особо опасными» или «вредными и опасными», с 1991 года результаты данных аттестаций начали применять не только при доплате за условия труда, но и в области пенсионного обеспечения для определения прав на льготную пенсию за работу в «особо вредных и особо опасных» или «вредных и опасных» условиях.

Постановлением Верховного Совета РУз №939-ХII сохранен порядок льготного обеспечения по возрасту для лиц, работавших до введения в действие Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, который нашел свое отражение в постановлении Кабинета Министров №250.

Кроме того, согласно части 3 статьи 4 Гражданского кодекса Республики Узбекистан по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Исходя из изложенного следует, что начиная с периода после 1991 года право на пенсию по возрасту на льготных условиях должно подтверждаться  наличием всех необходимых документов, в том числе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждающих специальный стаж работы на «особо вредных и особо опасных» или «вредных и опасных» условиях труда.

Что касается ситуации, описанной автором обращения, то необходимо более детальное изучение до­кументов. В случае же отказа в получении льготной пенсии, одной из причин которого может стать отсутствие необходимых документов, подтверждающих работу во вредных условиях труда, он вправе обратиться в суд. Сейчас постановлением Президиума Верховного суда (от 24.12.2015г. №РС-44-15) судам общей юрисдикции рекомендовано устанавливать юридический факт работы в «особо вредных и особо опасных» или «вредных и опасных» условиях труда для назначения пенсии по возрасту на льготных условиях при отсутствии до­кументов о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, руководствуясь при этом постановлением Пленума Верховного суда «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» (от 20.12.1991г. №5-ПЛ-91).

 

Зафаржон Хужаев,

начальник отдела методологии назначения пенсий исполнительного аппарата

внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов РУз.

Прочитано: 1819 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Агар сиз хато топсангиз, хатоли матндаги жумлани белгиланг ва Ctrl+Enter ни босинг.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика