или Если аттестации рабочего места не было
Мне 52 года. Имею «вредный» стаж 13 лет по Списку №2 с правом выхода на пенсию в 50 лет. Работал в особо вредных условиях труда с 1987-го по 2000 год. В собесе запросили материалы по аттестации рабочих мест. Документы имеются не полностью за 1998 год. А до этого аттестация по старым нормам не требовалась. Мне же достаточно подтверждения «вредного» стажа за 8 лет – это 1987–1995 гг. В ваших вопросах-ответах уже упоминалось, что до 1996 года подтверждения аттестации рабочих мест не требуется. Все остальные необходимые документы представлены в собес.
Имеет ли право в этом случае Пенсионный фонд отказать мне в льготной пенсии на 8 оставшихся лет?
В.Тюленев,
электрослесарь.
Мнение юриста
– Требование о наличии аттестации рабочих мест при предоставлении льготной пенсии по возрасту впервые было установлено постановлением Кабинета Министров «Об утверждении списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях» (от 12.05.1994г. №250). А вот сама Методика оценки условий труда и аттестация рабочих мест по условиям труда (рег. МЮ №247 от 28.05.1996г.) была утверждена только через 2 года. И именно с того момента проведение аттестации и хранение ее материалов в течение 50 лет стало обязательным для работодателя.
Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 3.09.1993 г. №939-ХII был сохранен порядок льготного обеспечения по возрасту для лиц, работавших до введения в действие Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» (вступил в силу с 1.07.1994г.) на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. На тот момент собственных нормативных актов, регулирующих данную сферу, у республики не имелось, но фактически признавалась юридическая сила действовавших в то время союзных документов. В частности, Закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г., в статье 9 которого предусматривалось назначение льготных пенсий без каких-либо требований об аттестации рабочих мест, а только на основании списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых давала право на госпенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждаемых Советом Министров СССР.
Таким образом, можно сделать вывод, что Пенсионный фонд не вправе требовать материалы об аттестации за период до 1996 года и, соответственно, отказать вам в льготной пенсии, учитывая работу в 1987–1995 гг.
Однако в случае возникновения конфликтных ситуаций, связанных с решениями о непринятии стажа работы, законодательством предусмотрен единственный порядок урегулирования спора – судебный (п.82 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, прил. №1 к ПКМ от 8.09.2011г. №252).
Елена Ермохина,
эксперт «Norma Online».
Позиция Пенсионного фонда
– Впервые «аттестация рабочих мест» упоминается в статье 102 Кодекса законов о труде СССР (КЗоТ, 1971г.), согласно которой «нормы труда подлежат обязательной замене новыми по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда».
Аттестация рабочих мест была предусмотрена и в Законе «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» (от 15.05.1990г.): «пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются по результатам аттестации рабочих мест» (ст.14).
Пунктом 2 постановления Кабинета Министров СССР (от 26.01.1991г. №10) также было определено, что применение списков №№ 1 и 2 (в то время законодательством были предусмотрены только эти списки) производятся с учетом аттестации рабочих мест.
Также имеется постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (согласовано с Минздравом СССР, от 3.10.1986г. №387/22-78) «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда».
Учитывая, что проведение аттестации рабочих мест по условиям труда было регламентировано с 1971 года, а его результаты определяют, что эти условия являются «особо вредными и особо опасными» или «вредными и опасными», с 1991 года результаты данных аттестаций начали применять не только при доплате за условия труда, но и в области пенсионного обеспечения для определения прав на льготную пенсию за работу в «особо вредных и особо опасных» или «вредных и опасных» условиях.
Постановлением Верховного Совета РУз №939-ХII сохранен порядок льготного обеспечения по возрасту для лиц, работавших до введения в действие Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, который нашел свое отражение в постановлении Кабинета Министров №250.
Кроме того, согласно части 3 статьи 4 Гражданского кодекса Республики Узбекистан по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Исходя из изложенного следует, что начиная с периода после 1991 года право на пенсию по возрасту на льготных условиях должно подтверждаться наличием всех необходимых документов, в том числе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждающих специальный стаж работы на «особо вредных и особо опасных» или «вредных и опасных» условиях труда.
Что касается ситуации, описанной автором обращения, то необходимо более детальное изучение документов. В случае же отказа в получении льготной пенсии, одной из причин которого может стать отсутствие необходимых документов, подтверждающих работу во вредных условиях труда, он вправе обратиться в суд. Сейчас постановлением Президиума Верховного суда (от 24.12.2015г. №РС-44-15) судам общей юрисдикции рекомендовано устанавливать юридический факт работы в «особо вредных и особо опасных» или «вредных и опасных» условиях труда для назначения пенсии по возрасту на льготных условиях при отсутствии документов о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, руководствуясь при этом постановлением Пленума Верховного суда «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» (от 20.12.1991г. №5-ПЛ-91).
Зафаржон Хужаев,
начальник отдела методологии назначения пенсий исполнительного аппарата
внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов РУз.