Информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью работы каждого министерства, ведомства или учреждения. Примером тому служит внедрение внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве финансов программного комплекса «Пенсия». В настоящее время эта система успешно функционирует во всех его 195 районных и городских отделах. О ее работе рассказывает специалист внебюджетного Пенсионного фонда Зафаржон Хужаев.
– Что собой представляет программный комплекс «Пенсия»?
– Программный комплекс «Пенсия» – это единая база данных, в которой собрана вся информация о гражданах, получающих пенсии и социальные пособия. Она обеспечивает автоматизацию процессов назначения, расчета, перерасчета, а также ежемесячного начисления и выплаты пенсий и социальных пособий.
В настоящее время в ней сосредоточены данные более чем о 3 млн пенсионеров и получателей пособий: их персональные паспортные сведения, адрес проживания, ИНН и ИНПС, информация об инвалидности и очередном переосвидетельствовании, о трудовом стаже и заработной плате, о размере пенсии или пособия, о компенсационных и иных выплатах, о количестве иждивенцев кормильца и их паспортные данные.
– Работа программного комплекса предполагает возможность получения в любое время актуальной на данный момент информации. Связан ли ПК «Пенсия» с системами других ведомств?
– Обмен информацией между электронными базами Пенсионного фонда, министерств и ведомств обеспечивает единая межведомственная информационная система «Нафака». Реализация этого проекта осуществляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров «О мерах по внедрению в 2015–2017 годах единой межведомственной интегрированной информационной системы пенсионного обеспечения» (от 19.10.2015 г. N 297).
Электронный обмен данными уже запущен. Так, в Ташкенте и Ташкентской области сведения о начисленных страховых взносах граждан с I полугодия 2015 года начали формировать на базе данных Государственного налогового комитета. С I квартала 2016 года эта практика распространена на всю территорию Узбекистана (ПКМ «О мерах по внедрению индивидуального учета сведений о начисленных страховых взносах граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан» от 14.04.2015 г. N 90).
В соответствии с Планом-графиком внедрения единой межведомственной интегрированной информационной системы пенсионного обеспечения внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан в 2015–2017 гг. (утв. ПКМ N 297) осуществляется обмен информацией между Министерством юстиции, Государственным налоговым комитетом и коммерческими банками через Центральный банк. Постепенно к нему будут подключены электронные базы данных министерств высшего и среднего специального образования, труда и соцзащиты населения, Казначейства Министерства финансов, Верховного суда. Это позволит нам располагать необходимой информацией о пенсионере, затрагивающей все аспекты его жизни, – образование, трудовая деятельность, налоги, социальное положение, соблюдение требований законодательства и т.д.
Полная реализация Плана-графика завершится к концу 2017 года.
– Работники отделов Пенсионного фонда теперь сами смогут востребовать документы, необходимые для начисления или перерасчета пенсий и выплат обратившихся к ним граждан?
– Внесенные в информационную систему того или иного министерства сведения о гражданах, необходимые для назначения им пенсий или пособий, будут предоставляться в электронном виде на основании электронного запроса отделов Пенсионного фонда. Чтобы запустить этот механизм, гражданам достаточно будет обратиться в отдел Пенсионного фонда с соответствующим заявлением. Таким образом, отпадет необходимость получения бумажных справок и подтверждающих документов, необходимых для назначения пенсий и пособий.
Например, сегодня пенсионер для подтверждения стажа работы должен представить соответствующие архивные справки из учреждений архива. А если в регионе их выдают несколько архивов или они расположены далеко от места проживания соискателя пенсии? Представьте, сколько он тратит денег и времени на их сбор!
А обмен электронной информацией между отделом Пенсионного фонда и учреждениями Агентства «Узархив» позволит заявителю решить эту проблему быстро и без материальных затрат.
Но следует отметить, что отдельные сведения, которые не имеют электронной формы и не содержатся в ведомственных базах, подключенных к единой межведомственной интегрированной информационной системе пенсионного обеспечения, должны будут представляться в бумажной форме. Думается, что электронизация документооборота со временем значительно сократит их количество, а потом сведет к нулю.
Беседовала
Алла Ромашко,
наш корр.