Если бы на новогоднюю елку можно было повесить достижения и проблемы ЖКХ ушедшего года, то она сломалась бы от груза последних. Минувший год передал эстафету новому вместе с проблемами, которые обрели определенную тенденцию и плавно перекочевали в 2016-й. Конечно, в новом году хочется подарков, сюрпризов, надежд на лучшее. Чтобы проблемы решались, потребители и коммунальщики были взаимно вежливы, более ответственны, законопослушны. Чтобы в домах было тепло, светло, комфортно, а вместо жалоб жители только благодарили коммунальщиков за заботу и внимание. Наверное, ЖКХ очень сложная сфера для такой идиллии. Но ведь во многом ее успехи, а значит, и наше жилищно-коммунальное благополучие зависят не только от работников отрасли, но и от нас самих. Давайте все вместе будем стараться...
В 2015 году продолжалась работа по совершенствованию законодательства в сфере ЖКХ. Год прошедший стал своеобразным полигоном для обкатки правил оказания коммунальных услуг населению (утв. ПКМ от 15.07.2014 г. N 194, далее – Постановление N 194) – очень важного, долгожданного документа, направленного на повышение эффективности работы тепло- и водоснабжающих организаций, предприятий по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, их финансового оздоровления, повышения качества услуг. Правила определили программу действий всех субъектов правоотношений в этих сферах с учетом изменившихся реалий в ЖКХ. И об этом свидетельствует сокращение жалоб.
Под занавес уходящего года был принят программный документ, определивший меры по реализации основных направлений развития организаций водоснабжения и канализации – Постановление Кабинета Министров от 30.10.2015 г. N 306. Потребителям электроэнергии стал более понятен механизм поверки электросчетчиков благодаря Положению о порядке поверки приборов учета электрической энергии бытовых потребителей (рег. МЮ N 736 от 1.12.2015 г.). Определен порядок взаимодействия операторов (провайдеров) телекоммуникации с ТЧСЖ в соответствии со специальным Положением (рег. МЮ N 2733 от 24.11.2015 г.).
Более половины обращений в редакцию на темы ЖКХ были связаны с газоснабжением. По данным Антимонопольного комитета, они обрели устойчивую тенденцию среди жалоб и в это ведомство. Это говорит о том, что сфера является недостаточно урегулированной в правовом отношении. Правила пользования газом в быту на территории Республики Узбекистан (рег. МЮ N 370 от 14.10.1997 г.) были приняты почти 20 лет тому назад. С тех пор произошли огромные перемены в отрасли, которая имеет ярко выраженную специфику. Время требует выработки новых подходов и механизмов в отношениях потребителей и поставщиков, усиления ответственности за нарушения ими законодательства и различные злоупотребления.
В течение года обо всех проблемах в ЖКХ мы писали с точки зрения приоритета прав потребителей – наиболее уязвимого и незащищенного звена взаимоотношений с коммунальщиками. Многие вопросы газета поднимала при поддержке Антимонопольного комитета. Мы участвовали в совместных акциях по защите прав потребителей коммунальных услуг. Обобщив обращения минувшего года, обозначим ключевые проблемы ЖКХ, подумаем о возможных путях их решения.
Поверка счетчиков
Проблема:
В минувшем году сократилось число жалоб потребителей на необоснованные начисления поставщиками платежей, связанных с несвоевременно проведенной поверкой счетчиков. Жители стали более информированными, следят за истечением межповерочного интервала. Но главное – начал работать механизм поверки приборов учета газа, холодной и горячей воды. Аналогичный регламент установлен для электросчетчиков. Документы предусматривают обязанность поставщиков письменно за 30 дней до окончания межповерочного интервала уведомлять потребителей о необходимости поверки. Однако они не всегда делают это, нарушая законодательство.
Процедура поверки счетчиков остается для потребителей неудобной, громоздкой, обременительной, особенно для пожилых людей. Чтобы провести ее, необходимо обратиться к поставщику с заявлением о снятии прибора учета, затем ждать его представителя, далее – везти снятый им счетчик в метрологическую службу, потом забрать его и снова к поставщику с заявлением об установке. На практике весь этот процесс часто затягивается.
Предлагается:
1. Для унификации процедуры поверки установить механизм ее проведения в «одно окно». Для этого организовать единый центр оказания услуг по поверке приборов учета всех поставщиков коммунальных услуг, который за определенную плату возьмет на себя реализацию всего установленного механизма. У потребителя должен быть выбор: либо он проводит поверку по вышеописанной схеме, либо обращается в единый центр, который освобождает его от мороки и волокиты.
2. Определить стратегическим направлением решения проблемы проведение поверки счетчиков на месте с помощью переносных установок. Такая возможность уже предоставляется при поверке водомеров.
Невнесение данных в базу
Проблема:
Лидирующие позиции в прошлом году заняли жалобы потребителей на необоснованные начисления за коммунальные услуги, связанные с отсутствием в электронной базе информации об изменениях в составе семьи, жилой площади и т.д. Эти данные зачастую не включались в базу даже тогда, когда потребители представляли их коммунальщикам, а те «забывали» их внести.
Крупным планом высветился новый ракурс поверочной проблемы. Это незаконные начисления из-за непредставления поставщику копии сертификата о проведении поверки. Чемпионами по числу таких нарушений являются газоснабжающие организации. Они активно выставляли абонентам огромные задолженности за несколько лет, не информируя об их возникновении. Поставщики требовали копии сертификатов постфактум. Установленный законодательством механизм поверки не предусматривает необходимости передачи копии сертификата поставщику, а тот не уведомляет об этом потребителя. Более того, при представлении сертификата мнимая задолженность не аннулировалась. Дело часто доходило до абсурда, когда, имея на руках сертификат, потребителям приходилось доказывать, что счетчик поверен.
Предлагается:
1. В порядок проведения поверки приборов учета газа и других энергоресурсов включить пункт об обязательном уведомлении потребителя о необходимости представить поставщику копию сертификата. Поставщик должен письменно информировать об этом абонента, когда снимает прибор учета. Еще целесообразнее, чтобы он при установке и подключении счетчика после поверки проверил наличие сертификата и внес в базу сведения о нем.
2. Аккредитованные Агентством «Узстандарт» лаборатории, которые проводят поверку, могут передавать оригинал сертификата потребителю, а его копию отправлять в электронном виде поставщику. Этот порядок можно предусмотреть в лицензионном соглашении между Узстандартом и аккредитованными им лабораториями.
3. При запуске механизма «одного окна» для проведения поверки передавать копию сертификата поставщику без участия потребителя.
Начисление задолженности за несколько лет
Проблема:
Часто поставщики начисляли потребителям задолженность за несколько лет, своевременно не информируя их о ее наличии. Абоненты платили за текущее потребление коммунальных продуктов, в то время как возникший когда-то у них долг увеличивался за счет пени и роста тарифов.
Статья 134 Жилищного кодекса устанавливает, что внесение обязательных платежей за коммунальные услуги должно осуществляться ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим. А правилами оказания коммунальных услуг предусмотрено, что в случае неуплаты поставщик должен уведомить абонента в установленный срок о необходимости произвести платеж.
Предлагается:
1. Установить, что при несвоевременном уведомлении абонента о наличии задолженности сверх уплаченных сумм в текущий период (календарный год) абонент освобождается от ее уплаты.
2. Установить, что поставщики имеют право предъявлять требования об уплате задолженности не более чем за 3 года, предшествующие предъявлению требования. Это позволит освободить суды от излишней нагрузки, стимулировать своевременное обращение поставщика в суды с иском к должнику.
Земельный участок
Проблема:
Серьезные проблемы в деятельности ТЧСЖ и охране права частной собственности создают несоответствия в актах законодательства. Жилищный кодекс (ст.ст. 126, 132) и Закон «О товариществах частных собственников жилья» (далее – Закон о ТЧСЖ) обязывают собственников помещений многоквартирных домов содержать прилегающий к дому земельный участок.
Статья 10 Земельного кодекса определяет понятие «земельный участок» как часть земельного фонда с конкретно определенными границей, площадью, местоположением, правовым режимом. В статье 63 Земельного кодекса говорится о придомовых земельных участках.
Правила содержания и пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями (прил. N 3 к ПКМ от 28.06.1994 г. N 325, далее – Правила N 325) гласят об обязанности собственников многоквартирных домов содержать придомовую территорию, обозначив ее как «землю общего пользования, прилегающую к данному жилому дому». Разные термины – «прилегающий» и «придомовой» – порождают произвольное толкование обязанностей ТЧСЖ по содержанию земли.
Положение подзаконного акта – Правил N 325 – вводит отсутствующее в Земельном кодексе понятие «придомовая территория», что нарушает требование статьи 24 Закона «О нормативно-правовых актах». Также нарушаются права частной собственности, так как на собственника жилья налагается не предусмотренная законом дополнительная обязанность – содержать землю общего пользования. Кроме того, нарушается принцип равноправия граждан независимо от их имущественного положения, поскольку собственники индивидуальных домостроений не обязаны содержать землю общего пользования.
Практически это вызывает незаконные требования к ТЧСЖ и наложение на них штрафных санкций за состояние принадлежащей хокимиятам земли общего пользования.
Предлагается:
Унифицировать термины и понятия в актах законодательства. Поскольку содержание земли относится к землепользованию, которое регламентирует Земельный кодекс, все требования подзаконных актов, касающихся содержания земельных участков, необходимо привести в соответствие с его нормами.
Альтернативные источники теплоснабжения
Проблема:
С принятием Правил оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных жилых домах (прил. N 1 к Постановлению N 194) потребители потеряли надежду на возможность использования альтернативных источников теплоснабжения. Этот документ решил вопрос категорично исходя из интересов монополиста: в многоквартирных жилых домах запрещено проводить демонтаж отопительных приборов внутридомовой системы. Прежде на этот вопрос не было четкого ответа. УП ПО «Тошиссиккуввати» занимало позицию: у нас функционирует централизованная система теплоснабжения, ломать и вмешиваться в которую запрещено. Другие структуры подходили к вопросу более осторожно, тоже не давая четкого ответа.
По оценке Антимонопольного комитета, запрет использования альтернативных источников теплоснабжения нарушает права потребителей. Исключая несанкционированное вмешательство во внутридомовые системы, влияющее на качество теплоснабжения в доме, он оставляет весьма актуальными множество других проблем. Например, тепловая энергия теряется по пути к домам, которые находятся в конце теплотрассы. Поставщик не может обеспечить жителей полноценным отоплением. Они получают некачественную услугу, но не имеют права выбрать альтернативный источник. А ведь статья 4 Закона «О защите прав потребителей» говорит о праве на свободный выбор и надлежащее качество товара (работы, услуги).
Предлагается:
Ввести в законодательство нормы, предусматривающие, что:
1) переустройство системы отопления, которое не отражается отрицательно на работе общедомовой системы, не считается демонтажем внутриквартирной системы отопления;
2) потребители могут отключиться от системы центрального отопления при условии выполнения мероприятий, которые позволят не нарушить работу внутридомовых сетей.
Незаконная перепланировка
Проблема:
Серьезной проблемой остается незаконная перепланировка помещений в многоквартирных жилых домах. Несмотря на наличие ШНК 1.04.05-06 «Положение о порядке осуществления реконструкции, перепланировки и переоборудования помещений в многоквартирных домах, обеспечивающих безопасность устойчивости зданий» (утв. Госархитектстроем от 23.03.2006 г. N 20), в подавляющем большинстве случаев она проводится без разрешительных документов, а значит, с нарушением требований законодательства. Документ практически не работает в плане ответственности граждан за самострой. Практически нет случаев, чтобы лиц, допустивших самовольную перестройку, заставили привести помещение в прежнее состояние.
Ближе всех к собственникам жилья находятся товарищества. Поэтому статья 19 Закона о ТЧСЖ наделила общее собрание членов ТЧСЖ правом устанавливать порядок согласования реконструкции, перепланировки и переоборудования помещений в многоквартирных домах. Но что это за порядок, как он должен работать, какими правами при этом наделяется товарищество, как оно должно взаимодействовать с органами, контролирующими самовольную реконструкцию? Все это остается за кадром, ограничив такой важный вопрос декларацией.
Предлагается:
1. Ассоциации ТЧСЖ Ташкента и Агентству «Узкоммунхизмат» разработать положение о порядке согласования с квартировладельцами и ТЧСЖ вопросов реконструкции, перепланировки и переоборудования помещений в многоквартирных домах.
2. Ввести в Кодекс об административной ответственности и Уголовный кодекс норму, предусматривающую санкции за самовольную реконструкцию, переоборудование и перепланировку помещений, как это принято в других странах. Пока у нас эти действия подпадают под статью 159 КоАО, предусматривающую ответственность за нарушение правил содержания и пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
3. Контролирующим органам проводить регулярные мониторинги жилых помещений на предмет выявления незаконной реконструкции, перепланировки и переоборудования.
Учет проживающих
Проблема:
Конструктивного решения требует проблема, связанная с уточнением числа прописанных и реально проживающих граждан. Часто в квартире зарегистрирован 1 человек, а незаконно без заключения договора проживает большее число нанимателей. Соседи не знают, кто живет с ними рядом. Квартиранты не соблюдают Правил N 325. При отсутствии счетчика оплата услуг должна производиться исходя из количества фактически проживающих. Если граждане проживают без прописки, то происходит неучтенное потребление коммунальных продуктов, наносящее отрасли огромные потери. Поэтому законодательство обязало владельцев жилья при отсутствии счетчиков письменно информировать поставщиков об увеличении или уменьшении числа проживающих (в том числе временно). Например, собственник обязан уведомлять об этом теплоснабжающие организации не позднее 5 рабочих дней с момента изменений. При этом должен составляться 3-сторонний акт между представителями поставщика, органа самоуправления граждан и собственником помещения (п. 110 Правил оказания услуг теплоснабжения). Но эта НОРМА НЕ РАБОТАЕТ.
Другая серьезная проблема: необоснованные приписки проживающих. Например, прописаны и проживают 2 человека, а им начисляют платежи за коммунальные услуги на пятерых. В минувшем году эти данные уточнялись при проведении мониторинга жилых и нежилых помещений. В частности, выявлялись и незаконно сдаваемые в наем жилые помещения.
Все это, конечно, хорошо. Но не обошлось и без ложки дегтя. Так, если бригада, проводящая мониторинг, приходила, когда квартировладелец отсутствовал, данные часто формировались на основании опроса… соседей, не владеющих достоверной информацией. В результате потребителю приходилось опровергать сказанное ими, собирать огромное количество справок.
Предлагается:
1. Вопрос неучтенного потребления коммунальных продуктов решается путем установки счетчиков. Поставщикам необходимо активизировать работу по оснащению потребителей приборами учета.
2. Ввести в правила оказания коммунальных услуг (договоры) пункт о том, что при доначислении платежей уточнение числа проживающих, прописанных-выписанных, поставленных на учет и т.д. является обязанностью поставщиков. Они могут делать это, наладив взаимодействие с РУВД, махаллинскими комитетами, отделами по земельным ресурсам и госкадастру на основе данных электронных баз этих структур.
3. Порядок проведения мониторингов, обходов, инвентаризации потребителей необходимо дополнить пунктом, согласно которому при выявлении расхождения числа прописанных и фактически проживающих граждан следует составлять акт, подписываемый членами комиссии и квартировладельцем. Без этого создается почва для злоупотреблений и необоснованных приписок.
Отключения от поставки коммунального продукта
Проблема:
Из-за задолженности части абонентов поставщики незаконно отключали жителей всего дома от коммунальных продуктов. Главным образом этим грешили предприятия теплоснабжения. Согласно законодательству взыскание задолженности должно проводиться в индивидуальном порядке. Но это требует каждодневной работы с абонентами. Отключая весь дом, поставщики идут по пути наименьшего сопротивления, нарушая тем самым установленный порядок и права потребителей.
Предлагается:
Внести в КоАО норму, устанавливающую ответственность поставщика за незаконное отключение потребителя от подачи коммунальных продуктов.
Правовая безграмотность
Проблема:
Подавляющая часть нарушений в сфере управления многоквартирным фондом связана с незнанием отраслевого законодательства членами ТЧСЖ, руководителями товариществ и УК. Они не знают своих прав и обязанностей, основ деятельности ТЧСЖ. Отказываясь от членства в ассоциациях ТЧСЖ, жители недооценивают их роль, в том числе в правовом просвещении, которым ассоциации не могут заниматься из-за отсутствия средств.
Предлагается:
1. Согласно Жилищному кодексу и Закону о ТЧСЖ государство содействует развитию и укреплению товариществ. Поскольку их эффективная деятельность напрямую зависит от правовой осведомленности членов и руководителей, необходимо вести постоянный правовой всеобуч, финансовую поддержку которому должны обеспечивать органы госвласти на местах.
2. УК, как и их заказчики – ТЧСЖ, заинтересованы в правовой осведомленности членов товариществ. Поэтому могут включить в перечень услуг проведение семинаров для жителей, привлекая для этого работников ассоциаций ТЧСЖ, Агентства «Узкоммунхизмат».
Кадры для отрасли
Проблема:
В жилищной сфере сегодня работает много людей, далеких от ЖКХ. Если ТЧСЖ может заказывать услуги профессиональной управляющей компании или иметь в штате грамотного исполнительного директора, то УК должен возглавлять специалист ЖКХ. Иначе компании не будут исполнять своих функций по улучшению управления жилищным фондом. Следствием того является недостаточная востребованность услуг УК.
Предлагается:
Деятельность профессиональных управляющих компаний должна быть лицензируемой. Руководитель обязан иметь образование и опыт работы специалиста ЖКХ. Необходимо ввести периодическую аттестацию руководителей УК.
Укрупнение ТЧСЖ
Проблема:
В минувшем году наметилась тенденция укрупнения товариществ. Как результат – возврат к «натуральным хозяйствам», обслуживанию общего имущества силами работников ТЧСЖ. Это сказывается на состоянии общего имущества, качестве выполненных своими силами работ. В товариществах, обслуживающих более 1 дома, возникают недовольство, противоречия из-за того, что взносы жителей одного дома перераспределяются на другие дома.
Предлагается:
Обязать ТЧСЖ, объединяющие собственников жилья более чем 1 дома, вести раздельный учет взносов по каждому дому. Это предусмотрено Законом о ТЧСЖ, но не работает. Ввести в Закон о ТЧСЖ норму, устанавливающую открытие в таких ТЧСЖ субсчетов на каждый дом в рамках расчетного счета товарищества.
Проблемы ЖКХ анализировала Ирина Гребенюк, наш спец. корр.
Статья 16. Ограничение деятельности субъектов естественных монополий ЗРУ №815-I от 19.08.1999.- О естественных монополиях:
"Субъектам естественных монополий запрещается:
навязывать условия доступа к товарам субъектов естественных монополий или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей товаров субъектов естественных монополий либо получению доходов за счет взимания с потребителей платы, не учтенной в установленных ценах (тарифах)".
Гражданский кодекс
Статья 354. Свобода договора
"Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, иным законом или принятым обязательством".
Статья 476. Изменение и расторжение договора энергоснабжения
"В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии".
Статья 478. Применение правил договора энергоснабжения к иным отношениям по снабжению через присоединенную сеть
"К отношениям по снабжению тепловой энергией через присоединенную сеть применяются правила настоящего параграфа, если иное не установлено законодательством."
Закон «О защите прав потребителей»
Статья 4. Основные права потребителей
"Потребители имеют право на:
получение достоверной и полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце);
свободный выбор и надлежащее качество товара (работы, услуги);"
Статья 19. Права потребителя при нарушении условий договора о выполнении работы, оказании услуги
"Если исполнитель допустил существенное отступление от условий договора, ухудшившее работу (услугу), либо допустил иные существенные недостатки в работе (услуге), потребитель вправе по своему выбору требовать безвозмездного устранения недостатков, соответственного уменьшения цены выполненной работы (услуги), безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы, или расторжения договора о полном возмещении понесенных убытков."
Статья 21. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
"Условия договора, ущемляющие права потребителя и противоречащие законодательству, признаются недействительными. Если в результате их применения потребителю нанесены убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом)."
Мои предложения были направлены в Таштеплоэнерго для рассмотрения. Специалисты Таштеплоэнерго прислали мне официальный ответ, в котором они согласны с возможностью отключения от отопления отдельной квартирой при наличии проекта реконструкции, разработанного специализированной организацией согласно требований ШНК 1.04.05-06-Положение о порядке осуществления реконструкции, перепланировки и переоборудования помещений в многоквартирных домах, обеспечивающих безопасность устойчивости зданий.