Совет по аудиторской деятельности при Минфине России одобрил признаки недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг. Этот документ, по мнению разработчиков, поможет выявлять и противодействовать недобросовестной конкуренции на рынке аудита и консалтинга, а организаторам конкурсов и тендеров – ориентироваться в предложениях участников. Также перечень предназначен для оценки деятельности аудиторских организаций контролирующими органами.
N п/п |
Недобросовестная конкуренция
|
Примеры недобросовестной конкуренции |
1
|
Распространение аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, а также их представителями ложных, неточных или искаженных сведений о себе
|
1. Сокрытие или искажение сведений о количестве аудиторов, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров между ними и аудиторской организацией. 2. Сокрытие или искажение сведений о наличии в штате аудиторской организации и количестве аудиторов, имеющих «единые» квалификационные аттестаты аудитора. 3. Искажение сведений о масштабах деятельности аудиторской организации, в том числе о ее положении на рынке аудиторских услуг |
2
|
Введение аудируемого лица (клиента) в заблуждение о характере, способе и месте оказания услуг, их содержании, качестве и объеме или об аудиторской организации, аудиторе, которые оказывают услуги
|
1. Указание на членство (или иную форму участия) аудиторской организации в сети аудиторских организаций, не признаваемой таковой либо не существующей в действительности. 2. Сокрытие или искажение результата прохождения аудиторской организацией, аудитором внешнего контроля качества работы. 3. Сокрытие или искажение сведений о составляющих оказываемой услуги. 4. Сокрытие или искажение сведений о зависимости (в том числе наличии одного бенефициара) аудиторской организации и других аудиторских организаций, предлагающих свои услуги одному и тому же аудируемому лицу (клиенту) |
3
|
Некорректное сравнение аудиторской организацией, аудитором, а также их представителями оказываемых ими услуг с услугами, оказываемыми другими аудиторскими организациями, аудиторами, хозяйствующими субъектами
|
Включение аудиторской организацией, аудитором в рекламные материалы и(или) в конкурсные предложения пренебрежительных отзывов о других аудиторских организациях, аудиторах или необоснованное сравнение своей работы с их работой
|
4
|
Оказание аудиторской организацией, аудитором услуг, сопровождающееся незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, работ, услуг другого
|
Оказание консультационных услуг с незаконным использованием методических разработок другого хозяйствующего субъекта
|
5
|
Незаконное получение, использование,
|
1. Предоставление услуги по сопровождению сделки клиента, планирующего приобрести аудируемое лицо, о котором аудиторская организация в ходе аудита получила конфиденциальную информацию, важную для такой сделки. 2. Одновременное консультирование двух клиентов, которые являются прямыми конкурентами в сделке по покупке одной и той же компании, когда ее консультация может повлиять на их конкурентные позиции. 3. Оказание услуг покупателю и продавцу, которые являются сторонами одной и той же сделки. 4. Оказание услуг по оценке активов двум сторонам, которые по отношению к ним являются противоборствующими сторонами. 5. Представление интересов двух клиентов по одному и тому же вопросу при наличии между ними правового спора (например, они находятся в состоянии прекращения отношений или ликвидации партнерства). 6. Выражение аудиторской организацией уверенности в предоставляемом лицензиару заключении в отношении роялти по лицензионному соглашению с одновременным консультированием лицензиата в отношении правильности расчета причитающихся к уплате сумм роялти. 7. Рекомендация клиенту инвестировать в компанию, в которой, например, супруг(а) аудитора имеет финансовую заинтересованность. 8. Предоставление клиенту стратегически важной консультации о его конкурентоспособности при наличии совместного предприятия с его основным конкурентом или иной заинтересованности в нем. 9. Консультирование клиента по вопросам приобретения компании, в котором заинтересована и сама аудиторская организация. 10. Консультирование клиента по вопросам покупки продукта или услуги при наличии соглашения о лицензионных платежах или договора комиссии с одним из потенциальных его (ее) поставщиков |
6
|
Установление аудиторской организацией, аудитором необоснованно высокой цены на оказываемые услуги
|
Достижение аудиторской организацией, аудитором договоренности с другими аудиторскими организациями, аудиторами об указании ими в конкурсном предложении необоснованно высоких цен (по сравнению со своими ценами)
|
7
|
Установление аудиторской организацией, индивидуальным аудитором необоснованно низкой цены на оказываемые услуги
|
1. Ценовой демпинг. 2. Установление необоснованно низкой цены за аудит при одновременном завышении цены за консультационные услуги (в случае, когда одному и тому же аудируемому лицу параллельно оказываются услуги по аудиту и консультационные услуги; причем заключение договора на оказание консультационных услуг производится без конкурсных процедур) |
www.consultant.ru
А ЧТО У НАС
В Узбекистане недобросовестность аудиторских организаций, впрочем, как и всех остальных субъектов предпринимательства, определяется Законом «О конкуренции» (от 6.01.2012 г. N ЗРУ-319, далее – Закон), которым дано определение недобросовестной конкуренции и закреплено требование о ее недопущении.
Так, согласно Закону, не допускаются действия субъектов предпринимательства, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота и причиняют или могут причинить убытки другим субъектам предпринимательства – конкурентам либо наносят или могут нанести ущерб их деловой репутации.
В качестве запрещенных антиконкурентных действий Закон выделяет случаи:
- злоупотребления доминирующим положением (создание дефицита, ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, установление монопольно высоких или монопольно низких цен товара (услуги) и др., согласие заключить договор лишь при условии приобретения или реализации других товаров (услуг) либо воздержания от приобретения у иных хозсубъектов или реализации товаров (услуг) другим хозсубъектам) (статья 10 Закона);
- согласованности действий и сделок хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (искусственное установление или поддержание цен, тарифов, скидок, надбавок, доплат или наценок, воспрепятствование установлению свободных рыночных цен, искусственно вызывая их рост или падение и пр.) (статья 11 Закона);
- принятия актов и действий органов госуправления, органов государственной власти на местах и объединений юридических лиц, ограничивающих конкуренцию (статья 12 Закона);
- недобросовестной конкуренции (некорректные сравнения, способные причинить убытки другому хозсубъекту или нанести ущерб его деловой репутации); введения потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места производства товаров (услуг); реализации товаров (услуг) с незаконным использованием результатов интеллектуальной собственности и т.п. (статья 13 Закона).
Кроме того, запрет на большинство приведенных выше действий, характеризующих недобросовестную конкуренцию на рынке аудиторских и бухгалтерских услуг, установлен Кодексом этики профессиональных бухгалтеров (принят Советом Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов Узбекистана 19.03.2010 г., протокол N 1).
По Закону при возникновении случаев недобросовестной конкуренции субъект предпринимательства (в том числе и аудиторская организация) вправе обратиться в Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции и его территориальные органы.
Соб. инф.