Norma.uz
Норма / 2015 йил / № 40 / Над чем работают законодатели

Программа занятости и рычаги влияния на бездействующий бизнес

 

30 сентября Законодательная палата заслушала ход исполнения Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2015 год. Низкие ее результаты по ряду регионов республики вызвали дискуссию о дополнительных экономических рычагах влияния на собственников бездействующих промышленных предприятий.

 

В сущности, статистика занятости населения – не те цифры, которые обычно с интересом отслеживаешь, особенно – если там все идет по плану. По словам министра труда и социальной защиты населения Азиза АБДУХАКИМОВА, в целом ситуация с созданием рабочих мест в республике благополучна:

• за I полугодие в республике образовано 91,1 тыс. рабочих мест (104% от прогнозных показателей);

• обеспечена занятость 441,8 тыс. человек (102,5%);

• по количеству новых рабочих мест в промышленности прогнозы превышены на 3,7%, в сфере услуг – на 3,2%, в сельском хозяйстве – на 5,3%.

Однако отдельные регионы, что называется, «подкачали». Отставание наблюдается:

• в Берунийском районе Республики Каракалпакстан (50,4%);

• в Кумкурганском (57,4%), Шерабадском (63,6%) и Шурчинском (23%) районах Сурхандарьинской области;

• в Сырдарьинском районе (47,9%) Сырдарьинской области.

Одним из главных «поставщиков» новых рабочих мест в республике является частное предпринимательство. В Булунгурском и Джамбайском районах Самаркандской области его развитие было также недостаточным (соответственно 60,2 и 66,4% от запланированного).

 

 

ЧТО ДЕЛАТЬ С НЕРАБОТАЮЩИМИ АКТИВАМИ?

 

По мнению депутатов, в организации новых рабочих мест негативную роль играют неработающие или симулирующие деятельность производственные предприятия. Полянте СВЕШНИКОВ, член Комитета по вопросам промышленности, строительства и торговли (фракция УзЛиДеП), уточняет:

– В основном это промышленные объекты, чьи владельцы давно живут за границей и ждут, когда найдется желающий купить их бизнес за цену, превышающую реальную стоимость в десятки раз. И таких – немало.

Для решения проблемы предлагается:

а) усилить фискальные рычаги воздействия – поднять налоговую планку для таких субъектов предпринимательства до уровня, не позволяющего тянуть время с реализацией бездействующего актива;

б) создать иные механизмы перераспределения подобных активов. Возможно – принять закон о социальных гарантиях приватизированных и купленных у государства объектов.

 

Министр МТСЗН Азиз АБДУХАКИМОВ в целом поддержал эту идею, отметив, что изучение деятельности неработающих приватизированных предприятий входит в компетенцию не столько Министерства труда и соцзащиты, сколько Госкомконкуренции.

– Инвентаризация таких объектов проводится ежегодно, – сказал министр. – Здесь, с одной стороны, действительно затрагиваются вопросы собственности: раз предприниматель что-то купил, это – его. И права частного собственника усиливаются, такова тенденция последних лет. С другой стороны, проблема действительно есть.

В международной законодательной практике есть примеры, когда в случае длительного бездействия активов на них накладывается двойной-тройной налог. И собственник либо должен его платить, либо вынужден перепродать имущество, либо, когда речь идет о приватизированных объектах, вернуть их государству.

 

 

ВО ЧТО ОБХОДИТСЯ БЕЗДЕЙСТВИЕ СЕГОДНЯ?

 

Налоговая нагрузка, которую несут неработающие производственные компании в республике, носит щадящий характер. И она сегодня не стимулирует владельца избавляться от такой собственности.

Предприятия, находящиеся на общеустановленной системе налогообложения, уплачивают ресурсные налоги по стандартным ставкам – по факту в зависимости от того, чем владеет и где находится предприятие. И если земельный учас­ток, в принципе, небольшой, существенных расходов владелец бизнеса не несет.

По идее, любой субъект предпринимательства обязан иметь персонал и платить зарплату и ЕСП вне зависимости от наличия или отсутствия оборотов. Но владельцы бизнеса легко обходят и этот момент, отправляя, к примеру, работников в отпуск без содержания и оставляя на объекте для видимости одного-двух человек с минимальной оплатой труда.

Малый бизнес – при отсутствии активной деятельности – обходится уплатой минимального размера ЕНП в виде 3-кратной суммы земельного налога. При этом минимальные ставки используются в любом случае – даже если предприятие находится в центре города.

Проще разбираться с промышленными объектами, прекратившими налоговые платежи как таковые. Если у производственного предприятия нет никаких операций по расчетному счету в течение полугода, банк сигнализирует об этом налоговикам1 и те начинают зондировать ситуацию2. Кроме того, есть еще статья 4 Закона «О банкротстве»3, которая позволяет либо реанимировать, либо ликвидировать должника, чья задолженность по обязательным платежам просрочена хотя бы на 3 месяца.

Но если хозсубъект все эти моменты аккуратно учитывает, существовать в таком «слабодействующем» состоянии он может долго.

Казалось бы, где – трудоустройство выпускников колледжей и где – налогообложение промышленных предприятий. И тем не менее у этого разговора, возможно, еще будет продолжение.

 

Юлия ЯШИНА,

спец. корр.

 


1Пункт 49 Инструкции о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан, утвержденной постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 27.04.2009 г. N 1948.

2Положение о порядке ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки (утверждено Постановлением КМ от 3.07.1999 г. N 327).

3От 5.05.1994 г. N 1054-XII, в редакции Закона от 24.04.2003 г. N 474-II.

Прочитано: 1628 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Агар сиз хато топсангиз, хатоли матндаги жумлани белгиланг ва Ctrl+Enter ни босинг.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика