Навоийская общеобразовательная школа N 8 по праву считается одной из лучших не только в областном центре, но и в регионе в целом. О ее престиже свидетельствует и то, что именно в ней желают учить детей многие навоийцы.
В «восьмерке» знания получают 2 470 учеников, работают 150 педагогов, из которых 12 учителей – высшей категории, 35 – первой. С 2011 года здесь в практику внедрено углубленное изучение в старших классах отдельных предметов по четырем направлениям: экономика, техника, медицина, правоведение. Работают 10 спортивных секций, 25 кружков по интересам. В прошлом году у школы появился свой мини-театр – драматический клуб «Мукими».
Популярность школы, ее новаторские практики в первую очередь связывают с молодым (ему нет и 35-ти) директором Фозилом Буриевым. Он стал настоящим профессионалом в своем деле, добился заметных успехов в преподавательской деятельности и в карьере. В 2008 году его разработку занятия по истории признали лучшей на республиканском Фестивале открытых уроков. Год спустя он занял второе место на республиканском конкурсе «Лучший учитель-предметник года» как преподаватель-правовед. В 2011 году его назначили директором школы N 8, и он стал самым молодым руководителем среди коллег региона. Свое назначение Фозил «отметил» победой в смотре-конкурсе «Лучший директор года», проведенном Министерством народного образования под девизом «Искусство управления – фактор эффективности образования».
– В моей школе историю и право преподавал Комил Бердиевич Хакбердиев. Делал он это так виртуозно и интересно, что на его уроках, как бы сейчас сказали, постоянно был аншлаг. Именно он повлиял на мой выбор, я еще в школе решил, что обязательно буду учителем истории. И свою мечту реализовал полностью. После института работал историком в школах Карманинского района и областного центра, – делится своими воспоминаниями о пути в профессию Ф.Буриев.
Преподавательский коллектив «восьмой» принял молодого директора доброжелательно. По словам Буриева, быстро освоиться, найти общий язык с подчиненными ему помогли наставники – учителя со стажем Гульнора Жуманиёзова, Азамат Азимов, Бахреддин Болиев, у которых за плечами солидный опыт работы на руководящих должностях в учебных заведениях.
– Современный руководитель учебного заведения – это прежде всего человек неравнодушный, квалифицированный и добросовестно выполняющий свои обязанности. Как бы ни были хороши помощники и коллеги, конечное решение он должен принимать сам. Ведь его настойчивость, авторитет, целеустремленность, интеллект, манера поведения влияют на работу образовательного учреждения, создают престиж у общественности, родителей, формируют морально-психологический климат в коллективе. Фозил Буриев полностью соответствует этим требованиям. Его стиль работы может служить примером для подражания, – делится своим мнением заместитель директора школы по духовно-просветительской работе Гульнора Асадова.
Коллеги Буриева в первую очередь отмечают его новаторский подход к решению проблем. Не секрет, что в каждой школе есть трудные подростки, которых учителя берут на «карандаш». По инициативе директора в «восьмой» с ними работают отдельно, но так, чтобы не отделять этих ребят от коллектива. На каждого такого ученика директор завел специальную тетрадь, в которой учителя ежедневно отмечают, какую работу они провели со школьником, имеются ли подвижки, что пока не получается. Директор вместе с педагогами изучает собранный материал и определяет последующие действия. Информация, накапливаясь, создает целостную картину, позволяющую определить, каким аспектам надо уделять больше внимания.
Многие свои инициативы директор реализует на личном примере. Организуя спортивные соревнования, он и сам в них участвует. Так, на футбольном матче первый тайм Ф.Буриев играет за одну команду, второй – за другую. Это подстегивает и увлекает мальчишек, которые потом гурьбой бегают за директором с вопросом: «А когда еще будут соревнования?»
По инициативе Ф.Буриева в прошлом году в качестве эксперимента внедрили планы индивидуальной деятельности старшеклассников, по которым ребята сами ставят перед собой цели в учебе и общественной деятельности, определяют сроки их реализации. В конце каждой четверти на общих собраниях в классах подводятся итоги, выясняется, кто и как со своими задачами справился, над чем еще нужно поработать. По мнению Буриева, это формирует у ребят чувство ответственности, помогает определиться с будущей профессией, учит правильно распределять время.
– Сегодня школа стремится идти в ногу со временем, – отмечает Г.Асадова. Уже многое сделано. Улучшается материально-техническая база, внедряются современные технологии, меняется инфраструктура школы, все больше внимания уделяется качеству обучения и воспитания детей.
– У нас трудится стабильный, работоспособный коллектив единомышленников, который стремится сделать школу территорией успеха учеников. Каждый учебный год отмечен тем или иным интересным событием: разные конкурсы, совместные мероприятия педагогов и учащихся, дни самоуправления, соревнования учителей и детей. Обобщая передовой опыт, совершенствуясь из года в год, продвигаемся вперед. Конечно, директор играет главную роль. Но секрет успеха все же в людях, которые объединены общими целями и задачами, полны решимости их достигать и успешно решать, – уверен Фозил Буриев.
Амир МАХМУДОВ,
наш соб. корр.