Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) пошатнуло позиции «старичка» проводного телефона. И тут ничего не поделаешь – безусловные преимущества мобильной связи, постепенно вытесняющей традиционную, приводят потребителей к мысли, что в будущем они вообще откажутся от стационарных телефонов.
Но операторы автоматической телефонной связи считают, что всеобщая «МОБИЛизация» населения – проводной связи не помеха. Она остается востребованной, наряду с сотовой. А вот конкуренты недооценивают ее возможности. Главными ее достоинствами являются качество, ценовая доступность услуг – стоимость разговоров, да и стационарного телефона обходится потребителю дешевле мобильного.
Конечно, традиционной телефонной связи сложно конкурировать с сотовой. Диапазон возможностей последней – на грани фантастики. Операторы предоставляют гибкие тарифные планы, стремятся всеми силами завоевать потребителя. Но пока никто из абонентов традиционной связи от нее не отказывается. Она продолжает мирно сосуществовать с беспроводной, с интересом взирая на чудеса ИКТ, поражающие «старожила».
О том, что ей пока рано уходить с авансцены, свидетельствует и читательская почта, требующая разъяснения взаимоотношений между абонентами и операторами проводной связи. Чаще всего они касаются расчетов за услуги, порядка установки телефонов, качества связи и так далее. Потребители должны знать, что среди документов, регулирующих вопросы пользования стационарной телефонной связью, им прежде всего адресованы Правила оказания услуг телефонной связи на сети телекоммуникаций общего пользования1 (далее – Правила). Ответам на «телефонные» вопросы, наиболее часто задаваемые потребителями, посвящена наша сегодняшняя подборка.
ТЕЛЕФОН ЗА СВОЙ СЧЕТ
– Наш дом не телефонизирован. Связисты говорят, что пока нет технической возможности подключить нас к сети. Поэтому стоим в очереди на подключение. Но у одного из соседей недавно установили телефон. Почему нам в таком случае отказывают в установке?
– Ваш сосед мог получить телефон на коммерческой основе. Правила допускают такую возможность при отсутствии свободных абонентских линий в телефонных кабелях связи. В этом случае потребителю выдаются технические условия (ТУ) по прокладке недостающих линий связи, которая при согласии абонента выполняется за его счет (пункт 27 Правил). Он может заказать проектно-сметную документацию, разработанную на основе ТУ, провести ее независимую экспертизу (пункт 29 Правил). На коммерческой основе телефон должен быть установлен в срок до 180 дней со дня заключения договора подряда. Сроки установки телефона на общих условиях составляют до 30 дней с момента подачи заявления при наличии технических условий (пункт 32 Правил).
* * *
– После установки телефона мы не перезаключали договор на оказание услуг автоматической телефонной связи. Не нарушаем ли мы при этом законодательство?
– Договор между абонентом и оператором телекоммуникаций является бессрочным, если им самим не установлено иное (пункт 25 Правил).
ПЕРЕЕХАЛ ВМЕСТЕ С НОМЕРОМ
– Я стою в очереди на установку телефона, но вынужден переехать в другую квартиру. Сохранится ли моя очередь?
– При переезде заявителя в пределах зоны действия одного оператора телекоммуникаций очередность по его новому адресу сохраняется. Она учитывается по дате регистрации первичного заявления о заключении договора, если оно не было удовлетворено по прежнему адресу (пункт 23 Правил).
* * *
– Могу ли я сохранить свой номер телефона при переезде на новое место жительства?
– При переезде абонента на новое место жительства в зоне действия той же АТС его номер может сохраняться при наличии технической возможности для заключения договора. Договор переоформляется независимо от наличия в доме, в который вы переехали, неудовлетворенных заявлений, в том числе от лиц, имеющих льготы на внеочередное заключение такого договора. Для этого потребитель должен написать заявление о переоформлении договора.
Если техническая возможность отсутствует, договор расторгается, абоненту выдается справка, которая является основанием для оплаты предоставления в дальнейшем доступа к телефонной сети по новому месту жительства по тарифу как бывшему абоненту. Очередность по его новому месту жительства учитывается по дате сдачи телефона, указанного в справке (пункт 39 Правил).
ОТКЛЮЧЕНИЕ ПО СОБСТВЕННОЙ ПРОСЬБЕ
– Я сдаю свою квартиру в наем. Прежние квартиранты оставили мне долг за междугородные переговоры. Сейчас заключила договор с новыми нанимателями. Могу ли я временно отключить телефон?
– В случае сдачи в наем (поднаем) телефонизированного жилого помещения телефон может быть временно отключен – на срок аренды жилья. Для этого абонент должен написать заявление в АТС. В этой ситуации наниматель (поднаниматель) может сам заключить договор с АТС на период найма им помещения (пункт 44 Правил), подав оператору соответствующее заявление.
По заявлению абонента может производиться временное отключение телефона с бронированием номера и уплатой абонентской платы за весь указанный им период времени. Могут также вводиться ограничения на пользование автоматической междугородной и международной телефонной связью (пункт 45 Правил).
АТС ОБЯЗАНА УВЕДОМИТЬ
– При реконструкции телефонных сетей поменяли номера телефонов. Должны ли предприятия связи предварительно уведомлять об этом потребителей?
– Замена номеров в связи с вводом в эксплуатацию новых АТС и реконструкцией местных телефонных сетей производится бесплатно с предварительным уведомлением абонентов. Это делается путем автоматической прозвонки или письменного уведомления не менее чем за 10 дней, размещения информации об этом на официальном веб-сайте оператора телекоммуникаций не менее чем за 15 дней. При замене номеров по возможности должны изменяться первые цифры номера, определяющие индекс АТС, и сохраняться последующие цифры, которые использовались в старом абонентском номере (пункт 48 Правил).
* * *
– У меня отключили телефон за задолженность… в 150 сумов. Законно ли отключение за такую мизерную сумму?
– Пункт 66 Правил предусматривает, что оператор телекоммуникаций вправе временно отключить телефон абонента в случае неоплаты им услуг местной, междугородной и международной телефонной связи в установленные сроки. Но он должен предварительно известить об этом абонента по телефону или уведомить письменно не менее чем за 5 дней перед отключением.
Если абонент в течение месяца после расчетного периода не погасит задолженности, то оператор телекоммуникаций имеет право в одностороннем порядке расторгнуть с ним договор. Известить об этом абонента нужно не менее чем за 10 дней письменно с уведомлением о вручении. Для принятия решения об отключении важно наличие долга, а не его размер.
НОМЕР ПЕРЕДАЛИ ДРУГОМУ
– Я вынужден был срочно выехать из республики на год и не успел заплатить за телефон. Вернувшись, обнаружил, что мой номер передали другому абоненту, а мне предложили встать на очередь. Насколько это правомерно?
– Лица, ранее являвшиеся абонентами сети телекоммуникаций, но переставшие быть ими в результате расторжения договора за неоплату или в случае выезда, имеют право в течение 12 месяцев заключить новый договор с оператором телекоммуникаций по прежнему адресу при наличии технической возможности. При этом потребитель должен внести плату за подключение, составляющую 50% от тарифа этой услуги, и погасить задолженность, числящуюся за ним на момент расторжения прежнего договора (пункт 78 Правил).
ЗА ЧТО ПЛАТИТЬ?
– Операторы телекоммуникаций, помимо основных, могут оказывать дополнительные платные и бесплатные услуги телефонной связи. За какие из них абонент должен платить?
– Согласно пункту 13 Правил к дополнительным платным услугам телефонной связи относятся:
а) перестановка, переключение (изменение схемы включения) телефонных аппаратов и иных абонентских устройств;
б) установка параллельных телефонных аппаратов;
в) предоставление в аренду каналов связи и физических цепей местной и междугородной сети телекоммуникаций;
г) справочно-информационные услуги (за исключением бесплатных справок);
д) возможность пользования услугами служб передачи данных и телематических служб (электронной почты, передачи факсимильных сообщений, доступа к информационным ресурсам и т.п.);
е) подача телеграмм по телефону;
ж) определение номера вызывающего абонента местной сети телекоммуникаций при наличии у вызываемого абонента телефонного аппарата с функциями автоматического определения номера, а также выдача детализированного счета по требованию абонента;
з) замена номера по просьбе абонента;
и) междугородное, международное телефонное соединение с уведомлением вызываемого лица;
к) справки о номере телефона вызываемого абонента в другом городе (населенном пункте);
л) предоставление телефонного соединения в обусловленное договором время;
м) междугородное телефонное соединение за счет вызываемого лица;
н) разговор за абонента с передачей телефонограммы;
о) конференц-связь.
СПРАШИВАЙ БЕСПЛАТНО
– А что включено в пакет дополнительных бесплатных услуг?
– Оператор телекоммуникаций обязан обеспечить всем абонентам возможность круглосуточного бесплатного вызова экстренных оперативных служб: пожарной помощи; милиции; скорой медицинской помощи; аварийной службы газовой сети; службы спасения МЧС (пункт 14 Правил). Бесплатными дополнительными услугами телефонной связи, согласно пункту 15 Правил, также являются:
а) вызов бюро ремонта телефонной сети;
б) справка о междугородном коде вызываемого населенного пункта;
в) справка о международном коде вызываемой страны и вызываемого населенного пункта;
г) справка о тарифах на услуги местной, междугородной и международной телефонной связи;
д) справка о порядке пользования автоматической телефонной связью;
е) справка об индексах вызова заказных служб для заказа междугородного и международного телефонного соединения.
КТО В ЛЬГОТНИКАХ?
– Какие льготы и кому предоставляются при оплате услуг телефонной связи?
– Перечень отдельных категорий потребителей, имеющих льготы при оказании услуг телефонной связи, предусмотрен прейскурантом N 125-1/1 «Предельные уровни тарифов на универсальные услуги телекоммуникаций»2.
Согласно этому документу льготной 20-процентной скидкой на оплату установки телефона могут воспользоваться:
юридические и физические лица, являвшиеся ранее абонентами телефонной сети общего или внутриведомственного пользования, имеющей выход на сеть связи общего пользования (независимо от того, был ли у них телефон индивидуального или коллективного пользования);
участники войны 1941–1945 гг. и других боевых операций по защите бывшего СССР;
партизаны войны 1941–1945 гг.;
военнослужащие, вольнонаемные, а также лица начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности бывшего СССР, проходившие в период войны 1941–1945 гг. службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
инвалиды труда I и II групп и инвалиды с детства;
воины-интернационалисты;
лица, принимавшие участие в ликвидации последствий Чернобыльской аварии.
Инвалидам войны 1941–1945 гг., инвалидам – воинам-интернационалистам, инвалидам-чернобыльцам телефон устанавливается бесплатно.
Ирина ГРЕБЕНЮК,
наш корр.
1Утверждены приказом гендиректора УзАСИ, зарегистрированным МЮ 15.03.2004 г. N 1323.
2Утверждены председателем Госкомитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий от 5.09.2013 г. N 338.