Причиной этой публикации послужила дотошность одного читателя.
Как-то раз он услышал по радио «Пойтахт» анонс очередного номера «Налоговых и таможенных вестей». В частности, его внимание привлекла информация о том, как защитить свои деньги на «пластике» («НТВ» N 41 от 14.10.2014 г.). Действительно, в сорок первом номере «НТВ» в рубрике «Потребителю на заметку» была опубликована такая статья, вернее, интервью с директором департамента денежного обращения Центрального банка республики.
Не являясь нашим подписчиком, заинтересованный радиослушатель разыскал нужный номер печатного издания и стал вникать в суть вопроса. По его мнению, подробного алгоритма действий в предполагаемой ситуации в статье нет. Мы благодарим случайного читателя нашей газеты за внимательное прочтение публикаций и за его неуспокоенность в желании получить точный ответ на вопрос. Поэтому редакция сочла возможным вернуться к этой теме.
Так что же предпринять, если с банковской пластиковой карты клиента ошибочно снято денег больше, чем положено?
К сожалению, законодательство в области использования банковских пластиковых карт никак не регулирует подобных ситуаций. Но практика возврата средств все же имеется.
Мы можем рекомендовать действия, которые следует предпринять в данной ситуации.
ЕСЛИ ВЫ КЛИЕНТ…
Во-первых, уведомите кассира (либо иное лицо, совершавшее снятие денег с карты) и по возможности ответственного руководителя об ошибочном снятии большей суммы денег.
Во-вторых, позвоните в банк, обслуживающий вашу карту (отдел пластиковых карт), и, объяснив ситуацию, попросите продиктовать вам номер транзитного счета, куда необходимо вернуть ошибочно списанные деньги, и номер лицевого счета вашей банковской карты.
Затем передайте номер транзитного счета, а также номер лицевого счета вашей банковской карты, фамилию, имя и отчество держателя карты кассиру или иному ответственному представителю и требуйте возврата денежных средств в кратчайшие сроки (не позднее 3 банковских дней).
Обязательно сохраните чеки и другие документы, связанные с совершением сделки, как минимум до возврата денег на вашу карту. Также нелишне будет взять с кассира расписку об ошибочно списанных денежных средствах.
При непоступлении денег в течение 3 банковских дней письменно обратитесь в правоохранительные органы: органы внутренних дел, прокуратуру или суд за защитой ваших имущественных прав.
ЕСЛИ ВЫ КАССИР
или лицо, ошибочно снявшее деньги с карты…
1. Извинитесь перед клиентом и сообщите ему о том, что ошибочно снятые деньги будут возвращены ему на банковскую карту в возможно короткий срок (как правило, денежные средства поступают в течение 3 банковских дней).
2. Попросите клиента представить вам номера транзитного счета банка, обслуживающего его карту, и лицевого счета его карты с указанием Ф.И.О. держателя карты для осуществления процедуры возврата средств. Напомните клиенту, что номер транзитного счета он может получить в банке, обслуживающем его карту.
3. Сверьте номер карты и личные данные (Ф.И.О.) держателя, представленные клиентом, с данными, указанными на карточке, с которой были ошибочно списаны денежные средства.
4. Полученные от клиента сведения и при необходимости иные документы, подтверждающие ошибочное списание денежных средств с карты клиента, срочно представьте бухгалтерии вашего предприятия для оформления соответствующего платежного поручения на возврат клиенту ошибочно списанных денежных средств через транзитный счет банка и направления его в обслуживающий предприятие банк. Если хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, то он самостоятельно оформляет платежное поручение и направляет его в банк.
В деталях платежа платежного поручения необходимо указать номер лицевого счета банковской карты и Ф.И.О. ее держателя. К примеру: «Возврат ошибочно списанных средств на лицевой счет N__________ Азизова Азиза Азизовича».
При исполнении банком этого платежного поручения указанные ошибочно снятые денежные средства списываются с расчетного счета предприятия и направляются на транзитный счет банка, в котором обслуживается карта клиента. Затем банк, в котором обслуживается карта клиента, перечисляет их с транзитного счета на лицевой счет клиента, то есть на его карту.
5. После списания денежных средств с расчетного счета предприятия сообщите клиенту о возврате на карту ошибочно списанных денег.
А ВЕРНУТЬ НАЛИЧНЫМИ?..
Нельзя осуществлять возврат ошибочно списанных с банковской карты денег наличными средствами.
Согласно пункту 6 Правил ведения кассовых операций юридическими лицами (зарегистрированы МЮ 17.12.1998 г. N 565) право расходования денег из поступившей выручки предоставляется организациям, для которых это предусмотрено постановлениями Кабинета Министров. Сегодня не существует какого-либо документа, разрешающего всем торгово-сервисным предприятиям возвращать ошибочно списанные в безналичном порядке деньги наличными.
Пункт 7 указанных Правил предусматривает, что всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе организации обязаны сдавать для зачисления на счета в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка. Соответственно, предприятия не вправе распоряжаться поступившей выручкой до момента ее зачисления на счета предприятия в банке, в том числе и осуществлять возврат ошибочно списанных в безналичном порядке денег наличными средствами.
Абдурахман БАХТЫЕВ,
наш эксперт-юрист.