Страны Восточной Азии достаточно убедительно показывают, как тот, кто был вчера никем, ныне может стать значимой фигурой в международной торговле. Экспортоориентированная экономика стала моделью эволюции, предопределившей поступательную динамику развития ряда государств этого региона.
Послевоенная Япония первой показала, каких высот может достичь страна при таком векторе самореализации. В 60-е годы прошлого века по ее пути пошли Южная Корея и Тайвань. Четверть века спустя тем же маршрутом последовал Китай, а затем и Вьетнам.
В Южной Корее и на Тайване ставку сделали в основном на легкую промышленность – отрасли, где можно использовать неквалифицированную рабочую силу. Девушки из деревни шили костюмы, парики, мягкие игрушки, работая 14 часов в день за три миски настоящего вкусного белого риса, к тому же в закрытом отапливаемом помещении. Оставшиеся в селе подруги им завидовали. Зато теперь ВВП на душу населения в Южной Корее составляет $18 350, на Тайване – $19 860.
На другом конце континента, в Европе, самая успешная экономика – немецкая. Она тоже экспортоориентированна, но развивалась по другим лекалам.
У национальной экономики есть свои отрасли «старожилы-экспортеры». Общеизвестно, что Узбекистан входит в первую пятерку мировых экспортеров хлопка. Но за годы независимости приоритеты внешнеэкономической деятельности республики заметно изменились. Рыночная экономика и либерализация ВЭД значительно расширили экспортный потенциал республики и номенклатуру товаров, которые страна может поставлять на зарубежные рынки.
Госполитика в данной сфере сформировала приоритеты, на которые делается акцент в ВЭД. В этом деле республика следует в фарватере общемировой практики. Страна открыта для иностранного капитала, заинтересована в привлечении зарубежных инвестиций в национальную экономику, современных технологий и оборудования, которые должны повысить ее конкурентоспособность и экспортный потенциал, снизить зависимость от импорта.
Насколько актуальна последняя задача, можно судить по девальвации национальных валют, которую в начале года пережили Турция, Аргентина, Индонезия, Россия, Казахстан. Резкое падение курса денежных знаков этих стран еще раз подтвердило высокую зависимость местных экономик от поставок из-за рубежа. Положительное сальдо во внешней торговле Узбекистана свидетельствует, что республика извлекла уроки из глобального финансового кризиса шестилетней давности. Она гораздо лучше готова к неожиданному скачкообразному колебанию цен на мировых рынках.
В ПОИСКАХ «ЖЕНИХА» И «НЕВЕСТЫ»
Но задача по повышению экспортного потенциала страны не теряет своей актуальности. Здесь по-прежнему главным остается налаживание производства продукции с высокой долей переработки и увеличение ее экспорта. Неплохие заделы для этого уже заложены.
Различные льготы предприятиям-экспортерам призваны стимулировать интерес местных предпринимателей и приток частных инвестиций в выпуск продукции для иностранных потребителей. Одно из решений этой задачи – расширение круга производителей, желающих и готовых осваивать зарубежные рынки.
Конечно, выпустить востребованную и конкурентоспособную на зарубежных рынках продукцию – полдела. Куда больше хлопот ждет отечественного производителя по ее доставке до конечного иностранного потребителя. Экспортеры традиционных узбекских товаров эти проблемы уже давно уладили. У них было время, есть история, ресурсы и службы, способные соблюсти необходимые формальности и наладить связи с иностранными потребителями.
Но для большинства субъектов малого бизнеса выход на зарубежные рынки – задача со многими неизвестными. Казалось бы, этот пробел должны были заполнить специализированные консалтинговые фирмы, способные помочь товаропроизводителям наладить внешнеэкономическую деятельность. Но они по-настоящему до сих пор не появились, что подтверждает отсутствие должного спроса на их услуги, нежелание малого бизнеса брать на себя риски и вступать без надежного поводыря на нехоженые тропы.
Побудить малый бизнес начать приглядываться к безграничным зарубежным рынкам и налаживать производство продукции на экспорт способно государство. В принципе, понятно, почему оно должно было вмешаться и оказать поддержку предпринимателям на этом поприще. Задачи по диверсификации национальной экономики и ее устойчивости к внешним шокам требуют, чтобы у страны был развит малый бизнес и его роль в производстве национального продукта росла. Эта цель последовательно реализуется, доля малого бизнеса в производстве ВВП в первом квартале составила 41%. Для сохранения набранных темпов и дальнейшего динамичного развития необходимо, чтобы малый бизнес выходил за пределы родного ареала и осваивал иностранные рынки.
Государство подставило плечо. Указом главы государства от 24.08.2011 г. N УП-4354 при Министерстве внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли была организована внешнеторговая компания «Узтадбиркорэкспорт», призванная выводить продукцию малого бизнеса за рубеж. Последняя новация в этой сфере – образование Фонда поддержки экспорта (ФПЭ) субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства на основании Постановления Президента от 8.08.2013 г. N ПП-2022. На запуск этого проекта государство внесло в бюджет ФПЭ 2,5 млрд сумов.
Задачи специализированной компании и ФПЭ по ряду позиций пересекаются.
Компания, в частности, должна субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства:
оказывать содействие в реализации их продукции по прямым экспортным контрактам, а также через создаваемые торговые дома за рубежом;
содействовать в сертификации экспортной продукции, проведении рекламных мероприятий, организации и участии в международных ярмарках и выставках, в информационном и консультативном обеспечении.
ФПЭ берется им оказывать:
юридические, финансовые и организационные услуги по продвижению на внешние рынки продукции субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства;
содействие в поиске потенциальных покупателей, в подготовке и заключении контрактов, в сопровождении экспортных операций, защите экспортеров от возможных рисков, а также в получении и оплате необходимых лицензий, сертификатов, других разрешений и сборов, требуемых по законодательству зарубежных стран;
содействие в участии в зарубежных тендерных торгах, организации контактов с иностранными покупателями путем организации ярмарок, «круглых столов» и др.
При всей схожести задач компании и ФПЭ о полном их дублировании говорить не приходится. Разными инструментами пользуются эти уполномоченные «опекуны-помощники» экспортеров. «Узтадбиркорэкспорт» – своего рода посредник, через которого идет сбыт за границу продукции малых предприятий, имеющий торговые дома в России, Казахстане, Латвии. Зная запросы потребителей, представители компании ищут в регионах продукцию местных товаропроизводителей, по цене–качеству устраивающую иностранных покупателей. После заключения сделки она осуществляет сопровождение контракта, контролируя соблюдение сторонами договорных обязательств. Прохождение сделки через торговый дом повышает гарантии ее исполнения. Компания получает свои комиссионные только после ее закрытия.
– Я ежедневно провожу за компьютером минимум три часа в поисках через Интернет иностранных покупателей, которых может заинтересовать продукция малых предприятий Навоийской области, – рассказывает региональный представитель компании Баходыр Каримов. – Часто выезжаю в районы в поисках местных товаропроизводителей, чья продукция может быть востребована за рубежом. Привлекаем районные администрации, которые помогают не только находить потенциальных экспортеров, но и информируют предпринимателей о преимуществах производства продукции на экспорт, о помощи и льготах, которые они могут получить.
ФПЭ – это, образно говоря, «сваха», которая берется найти «невесту» (местного товаропроизводителя) и «жениха» (иностранного покупателя) и выполнить все формальности по заключению «брачного контракта». Наша «сваха», что называется, готова взять «невесту» за руку и вместе с ней обойти все инстанции, оформить все разрешения, получить все лицензии и подтверждения. И лишь после того как «жених» и «невеста» обменяются «кольцами» – исполнят обязательства по контракту, она может претендовать на вознаграждение за свои услуги.
КАК БЫ НЕ ЗАСИДЕТЬСЯ В «СТАРЫХ ДЕВАХ»
Но несмотря на столь отеческую заботу, малый бизнес в регионе не спешит пополнять ряды экспортеров. По официальным данным, Навоийская область ежегодно экспортирует продукцию почти на $1,7 млрд. Но это экспорт так называемых отраслевых предприятий – НГМК, АО «Навоиазот», АО «Кызылкумцемент».
Доля малого бизнеса в этой сумме настолько мизерна, что выводить ее отдельной строкой – только статистику портить. По словам директора Навоийского филиала ФПЭ Ильхома Темирова, в первом квартале малые предприятия – экспортеры заработали $8 млн. При содействии регионального представительства компании «Узтадбиркорэкспорт» за первые четыре месяца они подписали контракты с иностранными покупателями на $3 млн. В портфеле филиала ФПЭ набралось 13 сделок местных товаропроизводителей с зарубежными потребителями, имеющих неплохие перспективы на успешную реализацию.
Трудно понять, сколько в регионе действует предприятий-экспортеров. По данным региональной Торгово-промышленной палаты, их – 11, областных подразделений ФПЭ – 43, «Узтадбиркорэкспорта» – 80. Но все собеседники, несмотря на этот разнобой, не сговариваясь, признавали, что Навоийская область отстает от других регионов страны, местные субъекты малого бизнеса не особо горят желанием выходить на зарубежные рынки.
– На одной выставке в Ташкенте, где демонстрировалась экспортная продукция предпринимателей города и столичной области, мое внимание привлек широкий ассортимент добротного трикотажа, – рассказывает Б. Каримов. – Но более всего поразил уровень поточного производства. На первый взгляд в выпуске хлопчатобумажных маек, футболок, рубашек ничего сложного нет. Но участники выставки рассказали, что для удовлетворения требований иностранного заказчика к качеству и количеству продукции, срокам поставки необходим отлаженный процесс по всей производственной цепочке. При этом каждая швейная машина должна выпускать не менее 100 тысяч единиц продукции в месяц. В Ташкентской области так уже работают.
У навоийского малого бизнеса пока все гораздо скромнее. Более того, порой даже теряем там, где можно организовать весьма привлекательный бизнес. Самаркандские предприниматели скупали у нуратинских ткачей ковры по 100 тысяч сумов и перепродавали их иностранцам по $100 за штуку, – завершил свой монолог Каримов.
Однако отсутствие у навоийских предпринимателей желаемого рвения в освоении зарубежных рынков не значит, что в «генах» местного бизнеса не хватает предпринимательской жилки. Ничего подобного. Правила игры диктует специфика социально-экономического развития региона. Социально-экономическое благополучие и устойчивая динамика положительного развития Навоийской области зиждется на успешности большого бизнеса, который олицетворяют предприятия стратегического значения – НГМК, АО «Навоиазот», АО «Кызылкумцемент», Навоийская ТЭС. На них задействована большая часть трудоспособного городского населения и близлежащих сел. Естественно, что большинство навоийцев предпочитают иметь специальность и связывать судьбу со стабильно функционирующими промышленными гигантами, где вполне приличные зарплаты (по средней зарплате область занимает второе место в республике), зная, что хлопоты и риски являются постоянными спутниками предпринимательства. Вполне прагматичный подход.
Это в регионах, где нет больших, градообразующих предприятий, тон в социально-экономическом развитии задают малый бизнес и частная инициатива. Например, доля малого бизнеса Навоийской области в производстве валового регионального продукта не превышает 36%, а в Наманганской области она уже достигла 84%.
Но даже при таком, казалось бы, безнадежном отставании навоийский малый бизнес чувствует себя вполне комфортно. Развитая в регионе промышленная инфраструктура – хорошее для него подспорье в реализации бизнес-проектов. Вспомним известную Антикризисную программу, по которой предпринимателям – производителям продуктов питания и промышленных товаров массового спроса предоставляли налоговые каникулы, а местные органы власти должны были оказывать им всяческое содействие. Эта программа вызвала настоящую волну предпринимательского бума. Стали открываться теплицы, птицефермы, цехи по переработке молока, мяса, производству кондитерских изделий, строительных материалов и металлообработке. Так, в 2009 году только по выпуску стройматериалов в регионе было открыто 19 новых малых предприятий. Но главным мотивом для предпринимательства является наличие платежеспособного спроса. Ведь многотысячные трудовые коллективы промышленных гигантов – потребители, которым нужны товары и услуги. А это уже «поляна» субъектов малого бизнеса, на которой, кстати, «кормятся» не только навоийцы, но и предприниматели соседних районов Бухарской и Самаркандской областей.
Получается, что малый бизнес региона сторонится внешнеэкономической деятельности не потому, что побаивается ввязываться в неизведанное, а из-за отсутствия побудительных мотивов, стоящих инновационных решений и наличия возможных узких мест. По словам Ильхома Темирова, более 560 малых предприятий области хотя бы раз да заключали сделки с инопартнерами. Но этим одним разом все и заканчивалось. Деловое сотрудничество не получало продолжения по простой причине. Дело в том, что малые предприятия – экспортеры должны выходить на зарубежные рынки с продукцией, произведенной из местных ресурсов.
Схема – все затраты в сумах, а выручка в СКВ – чертовски привлекательна. Только вот вопрос, насколько местная ресурсная база позволяет наладить производство широкого ассортимента товаров на экспорт. Не потому ли большинство навоийских субъектов малого бизнеса, поставляющих свою продукцию на зарубежные рынки, специализируются на выпуске строительных материалов – извести, мрамора, гипсокартона, жженого кирпича… А ограничившиеся одноразовой сделкой предпочитали приобретать сырье и полуфабрикаты за рубежом, перерабатывать их и уже готовую продукцию реализовать иностранным партнерам.
К слову сказать, сегодня это самая ходовая схема организации бизнеса в мире. Идеология автономного, самодостаточного развития – не просто возвращение в XX век, но и обращение к его тупиковым идеям. Сейчас никого не удивишь тем, что продукт разработан в Америке или Европе, «железо» делают в Китае, а упаковку в Малайзии. В итоге получается хорошо работающая модель – модель инклюзивности1. Именно она лежит в основе цепочек добавленной стоимости. Именно она позволяет при очень жесткой конкуренции реализовать стратегии win-win – взаимного выигрыша. Кстати, она у нас тоже применяется. В СИЭЗ «Навои» именно так налажено производство гаджетов. Из-за границы поступают комплектующие, у нас происходит «отверточная сборка» и на выходе получаем мобильные телефоны и модемы, произведенные в Узбекистане.
Тепличные хозяйства региона производят до 200 тысяч тонн огородной продукции. Компания «Узтадбиркорэкспорт» нашла иностранных покупателей, готовых приобретать наши свежие помидоры и огурцы. Теперь ее региональному представителю Баходыру Каримову надо придумать, как убедить владельцев теплиц объединиться в своего рода пул, наладить логистику и поставку витаминных товаров иностранным потребителям.
Работы хватит всем. Главное – организовать ее так, чтобы она была интересна и привлекательна для всех участников внешнеэкономической деятельности.
Амир МАХМУДОВ,
наш соб. корр.
г. Навои.
1