Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 34 / Наш родной Узбекистан!

В богистан по следам великих просветителей

 

Кишлак Богистан, что в 120 км от Ташкента, подарил миру целую плеяду выдающихся личностей, прославивших не только горное селение, но и наш край. Это звезды эпохи – богословы, просветители, политические деятели, – сыгравшие большую роль в истории нашей страны. Они несли духовные знания, развивали и продолжали суфистские традиции, утверждали общечеловеческие ценности.

 

Побывав в этой горной жемчужине с группой ташкентских журналистов, постоянно задавались вопросом: необыкновенная красота окружающей природы так влекла сюда духовных подвижников и стала для них живительным источником или эта Мекка высокой духовности чудесным образом усилила притягательность и очарование селения?

Богистан, расположенный в объятиях Западного Тянь-Шаня и Чарвакского водохранилища, можно назвать чемпионом по числу святых мест среди окрестных кишлаков. Его брендом по праву считают мавзолей шейха Умара Вали Богистани, поклониться которому едут паломники из всех уголков Узбекистана.

По словам смотрителя комплекса Бакирдина Амардинова, шейх происходил из рода второго праведного халифа Омара, ведущего свой род от пророка Мухаммада. В юности был дервишем, последователем суфизма. Прибыл в Богистан с двадцатью единомышленниками с целью распространения ислама. После долгих странствий поселился в удивительном по красоте горном селении, где и завещал похоронить его.

Шейх Умар Вали стал родоначальником великой династии просветителей, рожденных в Богистане. Его сын – святой покровитель Ташкента – шейх Ховенди ат-Тахур (Шейхантахур) (XIV в.). В столице его именем назван район. В Богистане родился другой почитаемый во всем мире потомок шейха Умара Вали. Это правнук Шейхантахура – Убайдулла, который впоследствии получил имя Ходжа Ахрор Вали (XV в). Богослов и государственный деятель, он играл большую роль в государстве Темуридов.

Мавзолей шейха Умара Вали находится в великолепном саду. По преданию его посадил сам шейх, который был прекрасным садовником. Рядом с мавзолеем – вытянутый камень-кайрак, украшенный арабской вязью. Никто не знает, как он появился здесь. На нем указана дата – 1189 г. Каждый паломник стремится прикоснуться к этому артефакту с добрым сердцем и чистыми помыслами в надежде на исполнение просьб и пожеланий.

На протяжении столетий селение было имением богистанских шейхов, которые заботились о его процветании. Жители кишлака гордятся выдающимися земляками, хорошо знают свою историю, думают о благополучии Богистана.

Нас, журналистов, интересовало современное преломление истории кишлака. Файзулло Машуров, гостеприимно принявший нас в своем доме, рассказал, как сегодня здесь живут люди.

Богистан означает «Земля садов». Мягкий горный климат, обилие солнца испокон веков позволяли выращивать горцам на этой земле отменные фрукты. Садоводство было основным направлением деятельности сов­хоза, куда входил кишлак. Сейчас сады находятся в частной собственности, они являются основным источником дохода для богистанцев. В 70-е годы прошлого века здесь получило развитие шелководство. Выращивание коконов тутового шелкопряда было неплохим стимулом для дополнительного заработка. Сельчанам выделялись наделы, где они высаживали тутовые деревья для выкормки гусениц. Сегодня люди говорят, что заниматься этим стало экономически невыгодно. Дело затратное, себестоимость коконов высокая.

Богистан и сегодня оправдывает статус земли садов. В отличие от окрестных кишлаков, практически у каждого богистанца в предгорьях по 2–3 огромных сада. Кроме того, в каждом подворье плодоносят прекрасные сады на 15–20 сот­ках. Часть жителей занимается пчеловодством. Местный мед высоко ценится на рынке.

Живописные отроги Западного Тянь-Шаня, у подножья которого лежит кишлак, являются территорией Угам-Чаткальского национального парка. Вырубка деревьев здесь запрещена. Такой проблемы в общем-то и не возникает. Для строительства богистанцы выращивают деревья в своих садах. Для других хозяйственных целей – отопления, приготовления пищи – используют сухостой.

Поскольку садоводство по-прежнему главное дело для богистанцев, предпринимательская инициатива представлена главным образом небольшими магазинчиками. А вот фермерство получило здесь хорошее развитие. Фермеры выращивают виноград, который славится на всю округу, занимаются заготовкой орехов. Живописные окрестности горного селения привлекают отдыхающих. Эти места начали осваивать ташкентские предприниматели, открыв здесь зону отдыха «Богистон Дурдонаси».

Богистан всегда был крепким кишлаком. Здесь довольно сформированная социальная инфраструктура. Многие вопросы люди решают сообща, хашаром. «Чтобы жить достойно в горном селении, иначе нельзя», – часто слышали мы.

Сегодня здесь проживают около 2 000 человек. В конце 60-х годов прошлого века началось заполнение Чарвакского водохранилища, и одна треть семей вынуждена была переселиться выше. Так в семи километрах от Богистана возник новый кишлак Болодала.

Витающий здесь ореол святости породил множество легенд. Они так органично вплетены в реальность, что трудно отделить правду от вымысла. Эти истории сопровождали нас на всем пути, правда, в разных интерпретациях. Файзулло-ака оказался великолепным рассказчиком. Мифы и легенды кишлака Богистан на сон грядущий в его исполнении звучали, как «1 000 и одна ночь».

Вот несколько самых хрестоматийных, не знать которые считают здесь едва ли не дурным тоном. Файзулло-ака поведал нам, как однажды к шейху пришли наниматься на работу странники. Он поручил им очистить от сорняков горный склон. Странники, отмеченные печатью божьей, прочли молитву, и травы как не бывало. Шейх же трудился с утра до ночи не покладая рук. Странники усомнились в божественной силе Умара Вали. Тогда силой мысли шейх вырвал с корнями два огромных тутовых дерева, а затем посадил их обратно, напомнив таким образом, что сердце должно быть обращено к богу, а руки – к труду. Другая легенда повествует о том, как он накормил странников одной чашкой кислого молока и одной лепешкой. Или еще история, согласно которой шейх превратил бурные потоки горной реки в лед, чтобы ее смогли перейти собравшиеся к нему в гости. По другой легенде в его саду даже суровой зимой всегда рос прекрасный виноград – еще одно подтверждение того, что шейх был непревзойденным садовником.

Завершающим аккордом стало путешествие еще к одной местной достопримечательности – пещере Чилля-хона. Под аккомпанемент звенящих саев, разрезающих живописные горные теснины, любуясь бирюзовым зеркалом Чарвака, мы поднимались все выше и выше, едва поспевая за нашим провод­ником Давроном Файзуллаевым. Наблюдали, как мягкий горный рельеф сменяется фантастическими, отполированными ветрами и временем скальниками. Вот в каких декорациях развивалась история кишлака!

Пещера существует с незапамятных времен. В этот приют отшельников многие богистанцы удалялись на сорок дней в самый жаркий месяц года. Здесь они читали молитвы, достигая таким образом духовного просветления, пребывали в размышлениях о чистоте души и нравственном совершенствовании. По словам Даврона-ака, среди жителей кишлака и сегодня есть приверженцы этой традиции. Они уходят от людей подумать «о времени, о жизни, о себе». Наверное, такое духовное подвижничество – удел немногих, думали мы, поднимаясь к пещере. Сам путь туда был уже серьезным испытанием.

Оказавшись в узком каньоне, часть наших товарищей сошла с дистанции. Захотелось поскорее выбраться из этого каменного мешка. Не дождавшись друзей, мы решили вернуться назад, но сбились с пути и блуждали по горам в кромешной темноте. А наши товарищи тем временем покорили пещеру и окрыленные этим достижением чувствовали себя «последними героями». Конечно, спускаться с вершин под покровом ночи было большим риском. Но все хорошо, что хорошо кончается. В общем, как говорится, – hаppy end, яркие впечатления и желание прикоснуться к великой истории края вновь.

 

Ирина ГРЕБЕНЮК,

наш соб. корр. 

  

Прочитано: 6432 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика