Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 32 / Внешнеэкономическая деятельность

Взаимовыгодное партнерство

Как сообщалось в прошлом номере «Нормы», на состоявшемся недавно в Алматы заседании круглого стола «Пути увеличения торгового оборота между Узбекистаном и Казахстаном», организованного Национальной экономической палатой Казахстана «Союз «Атамекен» и Проектом USAID по региональному экономическому сотрудничеству, экспортеры Узбекистана получили разъяснения представителей госорганов Республики Казахстан по вопросам трансграничного перемещения товаров.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ОЧИСТКИ

 

Об общих положениях декларирования товаров в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ТС) и Республики Казахстан рассказала эксперт управления организации таможенного контроля КТК Министерства финансов РК Асемгуль ОКАПОВА.

27 ноября 2009 года в городе Минске главами государств Казахстана, России и Белоруссии был подписан Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, в соответствии с которым с июля 2010 года работают таможенные службы этих трех стран. Порядок таможенного декларирования, перечень документов в соответствии с условиями таможенных процедур, сроки подачи декларации, ответственность и обязанность декларанта изложены в главе 27 Таможенного кодекса ТС.

Единый порядок приема декларации на товары от участников ВЭД, их регистрации и оформления утвержден решением Комиссии ТС от 20.05.2010 г. N 262.

Эксперт проинформировала, что в соответствии с положениями Таможенного кодекса ТС государства – члены ТС вправе утверждать национальные нормативно-правовые акты по действующему таможенному законодательству, в том числе и по декларированию товаров. Так, порядок осуществления таможенной очистки товаров в Казахстане регламентирован Постановлением Правительства РК «Об утверждении Правил совершения таможенной очистки товаров должностными лицами таможенных органов» (от 12.10.2010 г. N 1058). Правила состоят из 8 пунктов, где прописаны действия должностного лица таможенного органа при таможенной очистке товаров с учетом всех особенностей, возникающих при декларировании товаров.

Отвечая на вопросы бизнесменов из Узбекистана, А.Окапова назвала еще один законодательный акт – Постановление Правительства РК от 8.10.2010 г. N 1039, утвердившее Правила выдачи таможенным органом разрешения на декларирование товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого в течение установленного периода времени с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД, его продления, приостановления и отзыва.

Сегодня система таможенного администрирования в Казахстане в основном ориентирована на совершение таможенных операций, связанных с таможенной очисткой и выпуском товаров на таможенных постах, расположенных, как правило, в городах, являющихся крупными транспортными и магистральными узлами. Для совершенствования таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и таможенной очисткой товаров, они были категорированы по следующим признакам: географическое месторасположение; наличие транспортного потенциала; объемы товаропотоков и номенклатура декларируемого товара; штатная численность таможенного поста; наличие развитой таможенной и околотаможенной инфраструктуры и по другим показателям. Таким образом, таможенные посты РК разделены на категории: «Центр таможенной очистки»; «Энергетический»; «Специальная экономическая зона»; «Производственный»; «Аэропорт»; «Приграничный».

Узбекистанских фермеров интересовал вопрос о возможности оперативного оформления скоропортящегося груза. Представитель таможни Казахстана ответила, что выпуск товаров до подачи таможенной декларации предусмотрен статьей 298 Кодекса РК «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее – Кодекс РК). Он может быть осуществлен при помещении под таможенные процедуры (за исключением процедуры таможенного транзита) ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ТС отдельных категорий товаров, указанных в статье 276 Кодекса РК. В их числе и скоропортящаяся продукция. А также при применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Кодекса РК. Но при условии, что декларантом будут представлены:

1) коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по ТН ВЭД на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров;

2) обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары;

3) документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены при подаче таможенной декларации.

При выпуске до подачи таможенной декларации такого рода товаров представляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

На вопрос, могут ли нерезиденты РК выступать декларантами товаров, эксперт ответила, что, согласно статье 284 Кодекса РК, иностранное лицо может быть декларантом, если оно пользуется таможенными льготами в соответствии с главой 52 Кодекса РК, является физическим лицом, перемещающим товары для личного пользования, или лицом, имеющим право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства – члена ТС, либо организацией, имеющей представительство, созданное на территории государства – члена ТС в установленном порядке. В последнем случае при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления – только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств.

Также эксперт проинформировала, что Постановлением Правительства РК от 20.07.2010 г. N 745 утвержден реестр государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам. Его разделом 12 определены услуги, оказываемые в таможенной сфере. Постановлением Правительства РК от 8.09.2012 г. N 1169 утверждены стандарты государственных услуг, оказываемые Комитетом таможенного контроля Минфина РК. Они нацелены на повышение уровня благоприятности ведения бизнеса, а также на сокращение времени прохождения таможенных операций, совершаемых при таможенной очистке товаров путем внедрения электронной формы таможенного декларирования с помещением товаров под таможенную процедуру экспорта.

Приказом министра финансов Республики Казахстан от 8.10.2012 г. N 456 утверждены регламенты государственных услуг. В рамках предоставления услуг, связанных с осуществлением таможенных операций по таможенной очистке автотранспортных средств, Комитетом таможенного контроля проводится работа по оказанию этой услуги (таможенными органами) в специализированных Центрах обслуживания населения (СпецЦОН).

 


ТРАНСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ НА ГРАНИЦЕ


Основным положениям Соглашения об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза (Москва, 22.06.2011 г.) была посвящена презентация руководителя Управления контроля автомобильного транс­порта Комитета транспортного контроля Минис­терства транспорта и коммуникаций РК Болата СМАГУЛОВА. Он проинформировал, что во исполнение Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 9.06.2009 г. N 9 все виды контроля, в том числе транспортный, с 15 июля 2011 года перенесены с российско-казахстанской границы на внешнюю границу Таможенного союза.

Функции транспортного контроля переданы таможенным органам в пунктах пропуска на государственной границе Республики Казахстан с января 2010 года, Российской Федерации – в 2011 году. В Республике Беларусь вопрос о передаче этих функций таможенникам прорабатывается. Чиновник Минтранскома РК сообщил, что сегодня на казахстанском участке внешней границы ТС расположено 18 автомобильных пунктов пропуска, на российском – 89, белорусском – 23.

В настоящее время на внутренней границе ТС осуществляется только пограничный контроль.

В соответствии с Соглашением при пересечении внешней границы ТС осуществляется контроль за соблюдением требований законодательств стран – участниц ТС. В частности, за наличием разрешительных документов (на проезд, на перевозку тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов), а также за соблюдением весогабаритных параметров. В случае выявления нарушений водителю транспортного средства выдается уведомление с указанием конкретного вида допущенного нарушения.

Информация о проезде транспортного средства через внешнюю границу и выявленных нарушениях направляется в министерство транспорта государства – члена ТС, на территорию которого оно следует. В уведомлении указывается контрольный пункт, расположенный по маршруту следования транспортного средства, по прибытии на который водитель обязан представить доказательства устранения нарушений. При этом на контрольных пунктах ТС проверяются только те транспортные средства, которые следуют с нарушением. Факт устранения нарушения фиксируется на внутренних контрольных пунктах, о чем уведомляются пункты пропуска по всему периметру внешней границы Таможенного союза.

К примеру, российская таможня проверяет узбекистанское транспортное средство, следующее в Казахстан, на предмет соблюдения казахстанского законодательства. В случае выявления нарушения российская сторона направляет электронное уведомление на ближайший казахстанский контрольный пункт (пост транспортного контроля) с указанием перечня нарушений. Казахстанский пост должен проверить, устранены ли выявленные по этому автотранспорту нарушения. Если «да» – информация об этом направляется российской стороне.

Контрольными органами сторон ТС созданы соответствующие информационные системы, утверждены технические условия информационного взаимодействия между компетентными органами России, Казахстана и Белоруссии.

 

Экспортеры Узбекистана также получили информацию о том, как пройти on-line государственную регистрацию в РК предприятиям с иностранным участием, перспективах развития транспортной инфраструктуры и логистической системы РК, а также разъяснения об особенностях санитарно-эпидемиологических требований при ввозе пищевых продуктов на территорию Казахстана, фитосанитарного контроля на таможенной границе Таможенного союза.

Учитывая, что основную часть фермеров представляли сурхандарьинцы, на встрече состоялась презентация экспортного потенциала Сурхандарьинской области и предложений по совместному сотрудничеству. 


Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спец. корр.

Прочитано: 1930 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика