Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 27 / Предпринимательство

На стандарты равняйсь!

В январском Постановлении главы государства “О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности отечественной продукции и усилению борьбы с незаконным ввозом товаров” N ПП-1913 на первый план вышли дополнительные административные меры по борьбе с контрабандой. В то же время, совершенствуя систему контроля над деятельностью импортеров, государство одновременно предлагает и решения по повышению конкурентоспособности продукции с маркой “Сделано в Узбекистане”. Подобный подход стал логическим продолжением экономического развития страны, вектор которого был заложен с началом реализации программы по локализации производственных цепочек и расширению хозяйственных связей между товаропроизводителями.

 

В пункте 9 Постановления N ПП-1913 сказано, что до 1 марта текущего года должны быть разработаны и внесены на утверждение в правительство графики внедрения на отечественных производственных предприятиях, выпускающих потребительские товары, системы управления качеством в соответствии со стандартами ISO 9001.

Стоит отметить, что любое предприятие имеет систему управления, представляющую собой совокупность организационной структуры, полномочий и ответственности, существующих в ее рамках процессов деятельности, трудовых, материальных и финансовых ресурсов и т.д. Все эти составляющие объединены и взаимодействуют между собой для достижения целей предприятия. Но на промышленных выставках или “Ташаббусах”, где довелось побывать, всегда наблюдается одна и та же картина: внимание собравшихся сконцентрировано на демонстрируемой продукции. Если какие-то образцы вызывают интерес, то все последующие вопросы варьируются вокруг технико-экономических показателей изделий. Что же касается организации производственной цепочки от внедрения до сбыта, то она остается за скобками. В этом нет ничего удивительного. Объектом всеобщих взоров является товарная продукция, а не менеджмент.

Да и с какой стати его обсуждать, если в теме организации и управления бизнес-процессами каждый предприниматель - сам себе голова, у каждого на этот счет найдется своя история становления. Тот факт, что предприниматель приходит на промышленную выставку со своей продукцией, - это ли не лучшее подтверждение тому, что он обладает и деловой хваткой, и организаторскими способностями. И зачем ему, спрашивается, какой-то там мудреный ISO, если бизнес отлажен и ритмично работает. К тому же мировая практика знает и, так сказать, ведомственные стандарты, которые получили всеобщее признание, доказав свою эффективность, выстраивая производственный процесс таким образом, что достижение более высокого качества сопровождается снижением затрат.

В скептическом отношении к ISO и отсутствии мотивации к внедрению международных стандартов в деятельность предприятия можно разглядеть еще одну причину: сложно сразу оценить эффективность и все выгоды от перехода к ISO. Одно дело - приобрести технологию с оборудованием и оперативно произвести расчеты срока окупаемости инвестиций. Совершенно иное - вложиться в кардинальную перестройку всего бизнеса под определенные стандарты. Причем сам процесс освоения новой модели управления бизнесом может растянуться на месяц-другой, а то и больше, и быстрой отдачи не предусматривает.

В то же время следует признать, что в отечественном бизнес-сообществе есть структуры, которые не надо упрашивать и убеждать формировать управление производственными процессами в соответствии с международными стандартами. Главным образом - это предприятия-экспортеры. Для них сертификаты ISO 9001 - документы, позволяющие импортерам без лишних пояснений понять, что они имеют дело с партнерами, которые предлагают продукцию, произведенную по ясным для них правилам. Например, в странах - членах Евросоюза приняты декларации, согласно которым предприятия-потребители считают импортера надежным поставщиком только в случае наличия у последнего сертификата системы менеджмента качества.

Что же это за “код да Винчи” должны по решению Президента усвоить узбекские предприниматели, занятые производством потребительских товаров?

Система менеджмента является средством достижения целей, сформулированных руководством предприятия. Однако не любая система является эффективной, способной оправдать ожидания. Общепризнано, что эффективная система позволяет добиться достижения поставленных целей при оптимальных затратах и в заданные временные интервалы. Такая система подразумевает, как правило, строго упорядоченную, регламентированную в оптимальном объеме деятельность, которая должна быть понятной как для руководителей, так и для рядовых сотрудников.

Наиболее известными представителями систем менеджмента, требования к которым закреплены в международных стандартах ISO (International Organisation of Standartization), являются системы менеджмента качества (СМК). Главной целью ISO являются развитие стандартизации и родственных направлений деятельности во всем мире, гармонизация интересов производителей и потребителей, а также развитие международной координации по объединению промышленных стандартов. Но тут не следует заблуждаться и всегда нужно “иметь в уме”, что СМК - это система, а ISO 9001 - стандарт, документ, формулирующий определенные требования к СМК.

 

Сегодня насчитывается более 12 тысяч международных стандартов, охватывающих практически все виды экономической деятельности. Среди этих документов особое место занимают стандарты ISO 9002, определяющие требования к системам менеджмента качества. Не к качеству продукции или услуг, а именно к тому, как организована и функционирует система менеджмента.

Стандарты ISO серии 9000 приняты более чем 190 странами мира в качестве национальных. Применяются к любым предприятиям независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.

Кроме того:

стандарты ISO серии 9000 представляют собой общепризнанный вариант требований, предъявляемых к менеджменту предприятия. Они налагают на систему управления ряд специфических требований, которые обусловлены прежде всего необходимостью проводить ее независимую оценку - сертификацию;

первым принципом менеджмента качества, сформулированным в стандартах ISO 9000, является ориентация на потребителя. Производители зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, стремиться превзойти ожидания потребителей;

главная задача СМК - не контролировать каждую единицу продукции, каждую операцию, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению несоответствий. СМК, соответствующая требованиям ISO 9001:2000, является гарантом стабильности деятельности предприятия, а также того, что никакие форс-мажорные обстоятельства не повлияют на его возможности предоставлять потребителям продукцию (услуги) требуемого качества;

необходимо учитывать “нюансы”: СМК - это система, ISO 9001 - это стандарт, документ, формулирующий определенные требования к СМК;

соответствие требованиям ISO 9001 - минимальный уровень, который дает возможность выхода на зарубежные рынки.

Стоит также отметить еще пару примечательных деталей. ISO “свалился” на предпринимателей не в январе текущего года. “Прививка” к общепризнанным СМК берет начало с 2004 года. Тогда вышло 349-е Постановление Правительства “О мерах по внедрению на предприятиях систем управления качеством, соответствующих международным стандартам”1. Потом Кабмин принял еще 2 постановления на ту же тему (от 29.08.2006 г. N 183 и от 19.06.2009 г. N 173). Все эти правительственные решения содержали перечни предприятий, которые должны пройти “обряд” ISO.

Другой любопытный момент заключается в том, что сертификацией и выдачей документов хозяйствующим субъектам, свидетельствующих о соответствии их СМК требованиям ISO 9001, занимаются негосударственные специализированные компании, имеющие аккредитацию в регионах и лицензии от уполномоченных госструктур на подобную деятельность. С учетом того, что в соответствии с январским Постановлением N ПП-1913 сертифицироваться предстоит всем производителям потребительской продукции, можно было подумать, что аудиторским компаниям придется работать в авральном режиме. Оказалось, никакого ажиотажа не наблюдается. Сама процедура внедрения СМК по стандартам ISO исключает скоротечность процесса. По данным областного управления по стандартизации и метрологии, до конца текущего года сертификатами ISO в регионе обзаведутся лишь 30 предприятий.

Даже успешно пройдя процедуру сертификации СМК и получив сертификат соответствия, не стоит обольщаться, что теперь все будет в порядке. Над системой нужно продолжать работать, улучшать ее. Пример АО “Навоийдонмахсулот” и ООО “Вангозиагроэкспорт”, уже прошедших “первый класс”, тому лишь подтверждение. Сейчас оба предприятия сертифицируются на ISO 22000 (Система менеджмента в области безопасности пищевой продукции), и процедура внедрения новой СМК займет у них не меньше года.

Обращает на себя внимание и другой процесс, идущий параллельным курсом. Подталкивая предприятия к внедрению в свою практику СМК по международным стандартам, государство унифицирует законодательную базу и приближает ее все к тем же международным нормам. Можно однозначно констатировать, что реализация подобных планов пойдет на дальнейшее улучшение бизнес-климата в стране.

По словам начальника отдела Навоийского центра испытаний и сертификации Бахтиера Расулова, высока вероятность, что на смену действующим законам “О стандартизации”, “О метрологии”, “О сертификации продукции и услуг” придет новый объединенный законодательный акт. Его новацией станет то, что он будет отвечать зарубежным аналогам и в соответствии с международной практикой товарная продукция и услуги в Узбекистане будут проверяться лишь по одному показателю - безопасности. То есть привлекательный и долгожданный принцип “не навреди” наполнится внятным содержанием и обретет конкретику.

Как бы ни были привлекательны стандарты ISO, нельзя не упомянуть и о рисках, когда наличие сертификата ISO не принесет предприятию ожидаемых перемен и качественных изменений в его хозяйственной деятельности. Если так можно выразиться, главным препятствием при извлечении всех выгод и преимуществ от внедрения стандартов ISO является человеческий фактор. С ним связаны и все риски. Тут важно учитывать, какую задачу ставят руководство и собственники предприятия, приняв решение сформировать у себя СМК в соответствии со стандартом ISO 9001. Нетрудно понять, что СМК по стандарту ISO 9001 “по-серьезному” подразумевает основательную ломку в сознании, в понимании того, что коллектив придает забвению старую нотную тетрадь и переходит на освоение досель неведомой партитуры. Ведь алгоритм ISO предусматривает участие всего коллектива в достижении действенной координации работ, повышении результативности и снижении затрат, устранении дублирующих функций и оптимизации производственных процессов, качественного и эффективного роста бизнеса. От руководителя - до уборщицы. Каждый работник должен понимать, насколько добросовестное исполнение им своих функциональных обязанностей влияет на итоговые показатели.

Но возможен и иной вариант, когда ставится задача создать формальную СМК с целью ее сертификации и получения документа (сертификата), свидетельствующего о соответствии СМК требованиям стандарта ISO 9001. При создании такой СМК реализуется минимум требований стандарта, который будет положительно оценен сертифицирующей организацией. В этом случае СМК делается не под нормы стандарта, а под требования аудиторов. Поэтому ждать пользы от такой системы не приходится.

 

Амир МАХМУДОВ,

корр. “НТВ”, г.Навои.

 

-------------------------------

1Постановление Кабинета Министров от 22.07.2004 г. N 349.

Прочитано: 2497 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2013-08-14 14:27:32, Гость_:
"Среди этих документов особое место занимают стандарты ISO 9002" - к сведению такой стандарт давным давно изъят http://www.iso.org/iso/ru/home/store/catalogue_ics/catalogue_detail_ics.htm?csnumber=16537.
Судя по всему речь идет про ИСО 9001

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика