Вправе ли юридическое лицо – резидент Узбекистана подписать импортный контракт на оказание услуг с физическим лицом – нерезидентом нашей республики? Если «да», то какие условия должны соблюдаться при его заключении?
– В соответствии со статьей 703 Гражданского кодекса услуги – это обязанность совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, не имеющую вещественной формы. Перечень импортируемых услуг достаточно широк. Он включает в себя консультационные, информационные, аудиторские, финансовые, рекламные, транспортные услуги, услуги связи, управления и другие. Не всегда их оказывают только юридические лица. Зачастую предоставить данные услуги могут частные лица, имеющие большой опыт в той или иной сфере.
Так, например, юридическое лицо, отстаивая свои интересы в международном суде, может привлечь для их защиты как иностранную юридическую фирму, так и адвоката, занимающегося частной практикой.
Законом «О внешнеэкономической деятельности»1 и Положением о порядке постановки на учет и оплаты импортных контрактов за счет собственных валютных средств хозяйствующих субъектов2 определено, что импортом работ (услуг) является выполнение (оказание) работ (услуг) юридическим или физическим лицом иностранного государства юридическому или физическому лицу Республики Узбекистан независимо от места их выполнения (оказания).
Поскольку результат оказания услуг не имеет материального выражения, их предоставление невозможно подтвердить грузовой таможенной декларацией – в этом случае она и не оформляется.
Стоит отметить, что выплаты по импортным контрактам на выполнение работ или оказание услуг действующее национальное законодательство3 признает одним из признаков необоснованного перевода валюты за рубеж. Поэтому для отнесения услуги к импортируемой и определения правомерности расчетов в иностранной валюте за ее оказание между резидентом и нерезидентом необходимо, чтобы:
услуга была оказана нерезидентом за пределами Узбекистана или в республике;
факт ее оказания был подтвержден документально;
исполнителем услуги был нерезидент.
При оказании (выполнении) работ (услуг) физическим лицом иностранного государства применяются общие условия и минимальные требования к заключению импортных контрактов, предусмотренные действующим законодательством Узбекистана4. Контракт должен содержать следующие основные разделы и сведения:
преамбула. Вводная часть контракта, которая содержит номер контракта, место и дату заключения, полное наименование заключающих его юридических лиц (если контракт заключается с физическим лицом – нерезидентом, – паспортные данные);
предмет контракта. В данном разделе указываются вид оказываемой услуги и вид сделки;
базисные условия оказания услуги. Обязанности исполнителя и заказчика по оказанию услуги;
срок оказания услуги. В контракте указывается срок или период оказания услуги – временной период, в течение которого услуга должна быть оказана;
цена и общая сумма контракта. При установлении цены услуги в контракте указываются цена и общая сумма контракта;
условия платежа. Указываются валюта, форма и срок платежа. Если валюта платежа отличается от валюты контракта, то указываются курс пересчета валюты и источник его определения;
ответственность сторон. В качестве условий, обеспечивающих выполнение сторонами принятых обязательств, в контракте, как правило, предусматриваются санкции в виде пени и(или) штрафа, выплачиваемых стороной за невыполнение или ненадлежащее выполнение ею контрактных обязательств. На виновную сторону накладывается обязательство выплатить неустойку пострадавшей стороне по требованию последней;
реквизиты сторон. Текст контракта завершается указанием реквизитов сторон: почтовых реквизитов, адреса, банковских и отгрузочных реквизитов. Подписи сторон заверяются их печатями.
Оплата импортных контрактов, предусматривающих выполнение работ и оказание услуг импортерам нерезидентами, производится на основании представленных документов (актов выполненных работ, инвойсов, счетов-фактур и т.д.).
-------------------------------------
1От 14.06.1991 г. N 285-XII, в редакции Закона от 26.05.2000 г. N 77-II.
2Утверждено постановлением правления ЦБ, МФ и ГТК, зарегистрированным МЮ 4.10.2005 г. N 1514.
3Положение о порядке осуществления мониторинга за обоснованностью проведения юридическими и физическими лицами валютных операций (утверждено постановлением ГНК, ГТК и ЦБ, зарегистрированным МЮ 4.10.2003 г. N 1281).
4Положение о порядке регистрации экспортных и экспертизы импортных контрактов (договоров, соглашений), заключаемых хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан, в Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан (утверждено постановлением МВЭСИТ, МФ и ГТК, зарегистрированным МЮ 3.07.2006 г. N 1588).
P.S. Несмотря на тщательное изучение нормативно-правовых актов при исследовании заданных вопросов, публикуемые ответы не являются профессиональной консультацией. Они выражают мнение лиц, их изучивших, исходя из их понимания описанных в вопросах ситуаций. Оно оставляет возможность для дополнительного изучения и последующего обсуждения вопросов. В любом случае перед конкретным применением нормативно-правовых актов целесообразно обращаться за профессиональной консультацией, чтобы учесть особенности отдельных случаев и найти оптимальное решение.
Маргарита АХМЕДОВА, адвокат адвокатской фирмы «ANCORA consulting and legal service». Елена ПОВОЛОЦКАЯ, аудитор ООО «BAKER TILLY Tashkent».