Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 6 / Налогообложение

Налогово-бюджетная политика улучшит деловую среду

Налогово-бюджетная политика Узбекистана на 2013 год утверждена Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.


В нынешнем году, как и в предыдущие годы, она будет направлена на снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты и доходы населения, создание благоприятных условий для дальнейшей модернизации и обновления экономики страны путем упрощения системы налогообложения, усиления мер налогового администрирования, пресечения фактов занижения и сокрытия объектов налогообложения. С 1 января 2013 года вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2013 год, а также сокращением периодичности представления налоговой отчетности» от 25 декабря 2012 года. Об основных положениях нового Закона корреспонденту УзА рассказал заместитель председателя Комитета по бюджету и экономическим реформам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Сарвар ОТАМУРАТОВ.


– Основанием для подготовки данного Закона стали указы Президента Ислама ­Каримова «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» от 16 июля 2012 года и «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» от 18 июля 2012 года, а также основные направления налоговой и бюджетной политики и параметры Государственного бюджета на 2013 год, принятые Олий Мажлисом Республики Узбекистан. Изменения и дополнения коснулись Налогового кодекса Республики Узбекистан, законов «О банкротстве», «О таможенном тарифе» и «Об иностранных инвестициях». В частности, изменения в статьях 50 Налогового кодекса и 125 Закона «О банкротстве» приостанавливают начисление налога на имущество, на землю, а также пени и штрафов по ранее начисленным и не взысканным платежам в бюджет на весь период процедур банкротства. Указанная норма была предусмотрена в Программе комплексных мер по совершенствованию законодательства и реализации мероприятий, направленных на дальнейшее кардинальное улучшение деловой среды и предоставление большей свободы предпринимательству.

Изменения, внесенные в статью 33 Закона «О таможенном тарифе» и статью 12 Закона «Об иностранных инвестициях», вводят единый порядок обложения таможенной пошлиной имущества, ввозимого в Республику Узбекистан. Эта мера будет способствовать унификации условий налогообложения при ввозе товаров для собственных производственных нужд для предприятий с иностранными инвестициями и предприятий, созданных без их участия. Данная льгота сохраняется в течение двух лет для новых предприятий, организуемых с долей иностранных инвесторов не менее 33 процентов.

Изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс Республики Узбекистан, по сути и значению можно разделить на отдельные группы. Так, первая группа состоит из изменений и дополнений, внесенных в 26 статей Налогового кодекса. Изменения сделаны в соответствии с перечнем норм и мер, направленных на дальнейшее улучшение условий для предпринимательской деятельности, введенных в действие с 1 августа 2012 года. Данные условия утверждены Указом главы нашего государства «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» от 18 июля 2012 года и связаны с сокращением периодичности представления налоговой отчетности. Согласно внесенным изменениям отменяется помесячное представление налоговой отчетности по всем видам налогов и другим обязательным платежам. Это позволит налогоплательщикам сократить расход времени и средств. При этом необходимо обратить внимание, что сохранены сроки уплаты налогов и других обязательных платежей.

Вторая группа изменений и дополнений была разработана с целью упрощения налогового администрирования и внесена в общую часть Налогового кодекса Республики Узбекистан. К примеру, изменения в статье 61 Налогового кодекса предусматривают установление минимального размера налоговой задолженности, взыскание которой будет осуществляться органами государственной налоговой службы самостоятельно без обращения на имущество налогоплательщиков. Данная норма позволит сократить издержки налогоплательщиков при наличии незначительной налоговой задолженности, которая ранее взыскивалась в судебном порядке с уплатой государственной пошлины.

Другим примером является изменение, внесенное в статью 123 Налогового кодекса. Оно предусматривает приостановление исполнения обжалуемого решения или действия, в том числе взыскания доначисленных налогов и других обязательных платежей, а также применения финансовых санкций со стороны налоговых органов при обращении налогоплательщиком в вышестоящий орган. Ранее приостановление исполнения решения органа государственной налоговой службы предусматривалось только при подаче жалобы в суд. Введение данной нормы обеспечит налогоплательщикам дополнительные гарантии при рассмотрении налоговых споров и позволит уменьшить количество рассматриваемых налоговых споров в суде, а значит, сократятся их издержки, связанные с рассмотрением дела в суде.

Следующая группа изменений касается установления единого порядка уплаты по ряду налогов, в частности применения для всех юридических лиц единого порядка исчисления и уплаты налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. Для предприятий, имеющих на балансе объекты социальной инфраструктуры, он предусматривает уменьшение налогооблагаемой базы на сумму затрат на содержание этих объектов только по налогу на прибыль, без уменьшения налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. Это будет способствовать повышению заинтересованности хозяйствующих субъектов в снижении непроизводственных затрат и участию в формировании источника финансирования мероприятий по благоустройству, а также укреплению доходной базы местных бюджетов.

Для приведения в соответствие с международной практикой предусмотрено, что страховые премии в области страхования жизни, а также переданные по договорам перестрахования, страховые выплаты, возмещенные перестраховщиками, и суммы уменьшения страховых резервов не являются объектом обложения при исчислении обязательных отчислений в государственные целевые фонды и Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений.

Последняя группа изменений направлена на совершенствование и уточнение отдельных норм налогового законодательства. К примеру, изменение в статье 225 Налогового кодекса Республики Узбекистан носит уточняющий характер и вносится для приведения в соответствие со статьей 222, согласно которой плательщики НДС обязаны вести реестр счетов-фактур по приобретенным ими товарам (работам, услугам), а также выставленных счетов-фактур по реализованным товарам (работам, услугам). В статье 280 конкретизируется понятие «земли коммунально-бытового назначения», чтобы предотвратить различные толкования данного понятия.

В целом данный Закон укрепит правовую базу для реализации основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2013 год. Он позволит создать еще более благоприятные условия для деятельности субъектов предпринимательства, в частности правовые условия для сокращения и упрощения порядка составления и предоставления отчетности, конкретизации некоторых норм законодательных актов.

 

УзА.

Прочитано: 3976 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика