Norma.uz

Электронные коммерция и платежи

Автор:

 

Норма, N 51 от 25 декабря 2012 года

 

В минувшую пятницу на расширенном заседании Комитета по вопросам информации и коммуникационным технологиям Законодательной палаты была заслушана информация руководителей Центробанка и МВЭСИТ о развитии в стране электронных платежей и электронной коммерции. В заседании приняли участие депутаты, представители органов госвласти и управления, ЦБ и коммерческих банков, бизнес-сообщества, институтов гражданского общества, СМИ.

 

Открывая заседание, председатель Комитета Абдурашид Джурабаев отметил, что в нашей стране повышается роль электронной коммерции, электронного банкинга и электронной торговли. В немалой степени этому способствует совершенствование законодательства, регулирующего информатизацию национальной экономики.

Комитет провел 3 контрольно-аналитических мероприятия по изучению состояния сферы информатизации, более 10 заседаний «круглого стола» и семинаров. Два из них были посвящены совершенствованию законов «Об электронных платежах» и «Об электронной коммерции», на них было выработано 30 предложений.

Сегодня в республике установлено 24,308 тысячи портов, позволяющих использовать широкополосные услуги Интернета, 147,8 тысячи их используется. Пропускная способность международных центров пакетной коммутации увеличена в 4 раза (10 Гбит/с), а скорость международного Интернета доведена до 5,61 Гбит/с. 945 хозсубъектов оказывают услуги доступа к Интернету, число его пользователей превысило 9,2 млн.

Правительственным решением функции уполномоченного госоргана в сфере электронных платежей возложены на ЦБ, в области электронной коммерции – на МВЭСИТ.

 

 

ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМАХ


О мерах по дальнейшему развитию элект­ронной платежной системы проинформировал заместитель председателя Центрального банка Шухрат Хайдаров. В банковской сфере на 1 декабря 2012 года эмитировано 8 683 017 пластиковых карт, их обслуживает 112 661 торговый терминал. В начале этого года эти показатели соответственно составляли 8 276 490 и 99 688. Число информационных банковских киосков выросло с начала года более чем в 4 раза, на 1 декабря их было 1 082 (по итогам 2011 года – 262).

Народный банк, имеющий 25 тысяч агентских филиалов по приему платежей, сегодня предоставляет возможность оплаты услуг сотовой связи, доступа в Интернет, IP-телефонии, коммунальных услуг, страхования, телевидения и других видов в режиме реального времени. Ежедневно осуществляется в среднем 2,5–3 млн транзакций на 6,5–7 млрд сумов.

Банки все шире предоставляют услуги дистанционного управления счетами. Число пользователей «Интернет-банкинга» на 1 декабря составило 36 144, «SМS-банкинга» – 44 568 (на начало года их было соответственно 35 510 и 43 348). К системе «SМS-банкинг» подключено 11 банков, а в 3 банках она сегодня функ­ционирует в тестовом режиме.

В республике действует и развивается с переходом на стандарт EMV единая межбанковская платежная система Uzkart, которая объединяет платежные системы 30 коммерческих банков для осуществления расчетов банковскими картами с микрочиповыми модулями. На 1 декабря число онлайновых карт Uzkart-EMV составило 532 454 штуки, зарегистрировано на базе Uzkart-EMV 78 071 терминал.

 

 

СДЕЛКИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ


О состоянии электронной коммерции в Узбекистане, ее проблемах и перспективах развития проинформировал начальник Главного управления маркетинга и прогноза мировых рынков, развития устойчивых партнерских отношений МВЭСИТ Бекзод Очилов. Для ведения электронной коммерции в республике внедрены ЕЭИС ВО, Единая автоматизированная система контроля транзитных товаров и транспортных средств. Для обеспечения работой предприятий реального сектора экономики, их стабильной деятельности и увеличения экспортного потенциала Республиканской товарно-сырьевой биржей и заинтересованными министерствами и ведомствами создана постоянно действующая электронная интернет-площадка продукции отечественных производителей Uzbek.com. В настоящее время биржевые сделки, заключенные в электронной торговой системе, охватывают более 40% оптовых продаж.

Внешнеторговые компании и хлопковые терминалы при МВЭСИТ объединены в единую систему «Инфоцентр», которая обеспечивает получение онлайн-информации о заключенных экспортных контрактах, их исполнении, а также отгрузке хлопкового волокна.

При ГТК создан портал электронного декларирования, на который могут через Интернет входить таможенные брокеры посредством USB-ключа, содержащего электронную цифровую подпись.

Для продвижения на экспорт отечественной продукции МВЭСИТ в 2010 году запустило интернет-портал exporter.uz, где размещена информация о более 5 700 товарах, которые производят 1 655 предприятий республики. За период его действия поступило более 1 000 запросов на закупку, по итогам проработки которых внешнеторговые компании заключили контракты более чем на 2 млн долларов. Всего с помощью портала экспортировано товаров на свыше 17 млн долларов США.

Б.Очилов озвучил предложения своего министерства по повышению эффективности электронной торговли. Необходимо на госуровне развивать интернет-платформы электронной коммерции, интегрировать их с международными платформами, создавать и внедрять системы электронного документооборота, позволяющего оказывать услуги по принципу «одно окно»; стимулировать предприятия, участвующие в электронной коммерции; совершенствовать нормативно-правовую базу.

 

 

ПРОБЛЕМЫ СЕГМЕНТА


На заседании депутаты отметили, что, наряду с позитивными тенденциями в сфере электронной коммерции и платежей, существует ряд проблем, препятствующих ее динамичному развитию. В част­ности, в Узбекистане основная работа ведется вокруг розничного сектора по модели B2C1 «Бизнес-клиент». А вот модель электронного бизнеса B2B2 «Бизнес-бизнес» малозаметна. Тогда как в Европе технологическое функционирование инфраструктуры системы сектора B2B осуществляется по международным стандартам электронного обмена данными EDI, у нас они практически не используются.

Одной из краеугольных проблем является регламентирование налогообложения сделок в Интернете, порядка электронных платежей, поставок заказанного (оплаченного) товара. Назрела необходимость четко определить в национальном законодательстве, какие налоги и таможенные платежи взимать при совершении электронных сделок и кого при этом считать налоговым резидентом РУз.

В числе факторов, сдерживающих развитие сегмента, было названо слабое участие госорганов в электронной коммерции. До сих пор МВЭСИТ, банками и таможенными органами не решены вопросы постановки на учет, мониторинга и контроля за исполнением электронных контрактов. Также не разработан госстандарт электронных паспортов для отечественных товаров. Нет конкретного перечня льгот и преференций по платежам, производимым в электронном виде. Существуют проблемы с госрегулированием рынка, подтверждением электронных документов, с кадрами, владеющими навыками электронной коммерции. Отсутствуют единый центр доверительной (треть­ей) стороны ЭЦП, страхование элект­ронных платежей. Последние не являются эквивалентами наличности, как это сделано в отношении платежей посредством пластиковых карт. Не развита инфраструктура онлайн-терминалов.

Учитывая высказанные мнения, Комитет принял соответствующие решения, направленные на совершенствование законодательства и его правоприменительной практики.

 

Мнения фракций

Фракция УзЛиДеП считает целесообразным рассмотреть вопрос о разработке программы внедрения в деятельность малого и частного бизнеса электронной коммерции, системы «SMS-банкинг», мобильных платежей. Требуется создать правовые основы электронного бизнеса, способствующие увеличению точек торговли посредством Интернета. Также было высказано мнение о необходимости организации услуг интернет-коммерции предприятиями и компаниями на их сайтах.

Фракция НДПУ считает важным расширить инфраструктуру, обеспечивающую массовую связь с социально значимыми государственными информационными ресурсами, проведение мониторинга и анализа средств информатизации, информационной продукции и услуг, а также совершенствование систем стандартизации, сертификации и лицензирования в информационной сфере.

Фракция «Миллий тикланиш» считает необходимым формировать национальные информационные ресурсы и технологии, развивать узбекский сегмент Интернета, обучать кадры, обслуживающие клиентов банков посредством интернет-торговли.

Фракция СДП «Адолат» считает необходимым принять комплекс мер по повышению качества веб-сайтов хозсубъектов, более широкому внедрению информационно-компьютерных технологий в жизнь государства и общества, каждой семьи.

 

Прочитано: 773 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2025 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика