Norma.uz
Газета НТВ / 2024 год / № 08 / В помощь бухгалтеру

Авансовые платежи по налогу за пользование водными ресурсами

 

В течение налогового периода – календарного года – уплачивайте авансовые платежи по налогу за пользование водными ресурсами (ст. 448 НК).

При этом авансы по налогу не уплачивают:

• сельскохозяйственные предприятия;

• юрлица – нерезиденты Узбекистана, осуществляющие деятельность в Узбекистане через постоянные учреждения;

• дехканские хозяйства;

• физлица.

Размер авансовых платежей рассчитывайте исходя из налоговой базы, то есть предполагаемого объема использования воды, и установленных налоговых ставок.

Сумму авансовых платежей определяйте по формуле:

НА = НБП х Ст,

где:

НА – сумма авансовых платежей на год;

НБП– прогнозная величина налоговой базы;

Ст – ставка налога.

 

При расчете налога за пользование водными ресурсами учитывайте водные ресурсы, используемые из (ст. 442 НК):

• поверхностных источников;

• подземных источников. 

Поверхностные источники

Подземные источники

•  Реки;

•  озера;

•  водохранилища;

•  различные виды каналов и прудов;

•  другие поверхностные водоемы и водные источники

•  Артезианские колодцы
и скважины;

•  вертикальная
и горизонтальная дренажная сеть;

•  другие подобные сооружения

 

Как определить налоговую базу

Налоговой базой является объем использованной воды (ст. 443 НК). Для расчета авансовых платежей спрогнозируйте изменение налоговой базы на текущий год исходя из предполагаемых:

• объемов производства товаров (услуг);

• численности работников;

• площади орошаемых земель и т. п.

 

Если за календарный год сумма авансовых платежей окажется ниже суммы, подлежащей уплате по годовому расчету более чем на 10 %, налоговый орган пересчитает авансовые платежи исходя из фактической суммы налога и начислит пеню (ч. 6 ст. 448 НК).

 

К сведению! Ведите постоянный учет потребления воды.

Спрогнозировать объемы потребления воды на год с точностью до 10 % возможно не всегда. Поэтому, чтобы вовремя скорректировать суммы авансовых платежей, бухгалтерия должна ежемесячно контролировать объемы фактического водопотребления. Это позволит в случае увеличения налоговой базы по сравнению с прогнозом оперативно представить уточненную авансовую справку и уплачивать авансы без занижения.

Объемы воды, забранной из поверхностных и подземных источников, определяйте на основании показаний водоизмерительных приборов (счетчиков). Фиксируйте эти показания в акте, один экземпляр которого представляйте в водоснабжающую организацию (ст. 444 НК).

Если у вас не установлен счетчик потребления воды, определяйте налоговую базу на основе лимитов водозабора из водных объектов.

Лимиты водозабора устанавливаются (ст. 30 ЗРУ N 837-XII
от
06.05.1993 г.; разд. IV Положения, прил. N 1 к ПКМ N 82 от 19.03.2013 г.): 

•   по водным источникам (рекам, коллекторно-дренажным водам, другим поверхностным водам);

•   бассейновым ирригационным системам, магистральным каналам (системам), ирригационным системам, отраслям экономики, территориям, по водопользователям и водопотребителям – органами водного хозяйства;

•   по подземным водам – органами водного хозяйства по согласованию с органами по геологии и минеральным ресурсам;

•   для фермерских и дехканских хозяйств – обслуживающими их ассоциациями водопотребителей;

•   для коммунального и бытового хозяйств – соответствующими эксплуатирующими организациями.

Для определения налоговой базы также могут применяться технологические и санитарные нормы потребления воды, нормы полива посевов и зеленых насаждений или другие методы, обеспечивающие достоверность данных.

Учитывайте раздельно объемы использованной воды из поверхностных и подземных источников. Если используете воду из водопроводной сети, куда она поступает из поверхностных и подземных источников, определяйте налоговую базу отдельно по каждому виду источника.

Для этого используйте соотношение объемов воды, поступающих в водопроводную сеть из поверхностных и подземных источников водных ресурсов. Оно устанавливается в начале года водоснабжающими организациями и сообщается в налоговые органы до 15 января. Налоговые органы в течение 3 дней должны довести эти данные до сведения налогоплательщиков (ч. 3 ст. 444 НК).

 

ПРИМЕР. Определение налоговой базы исходя из соотношения воды, поступающей в водопроводную сеть

Согласно показаниям счетчика предприятие использовало из водопроводной сети 10 000 куб. м воды. Соотношение водных ресурсов: из поверхностных источников – 90 %, из подземных – 10 %. Налоговая база составит:

по объемам воды, использованной из поверхностных источников, – 9 000 куб. м (10 000 х 90 %);

по воде из подземных источников – 1 000 куб. м (10 000 х 10 %).

Если при сверке объемов использованной воды с водоснабжающей организацией выявлены отклонения, отразите их в расчетах в том периоде, в котором произведена выверка (ч. 7 ст. 444 НК).

 

СИТУАЦИЯ. Предприятие потребило воды больше, чем указало в отчетности

Предприятие в 2023 году отразило в расчетах объем использованной воды за год в объеме 45 куб. м. В ходе выверки объемов в феврале 2024 года выявлено превышение объема использованной воды за 2023 год на 0,5 куб. м.

В каком налоговом периоде нужно это отразить?

  Отклонение отразите в расчетах в том периоде, в котором произведена выверка, – в 2024 году.

Уполномоченный орган в области водопользования и водопотребления ежегодно представляет ожидаемый объем используемых водных ресурсов для определения налоговой базы (ч. 9 ст. 444 НК): 

• не позднее 10 декабря текущего года – налоговым органам и юрлицам, использующим водные ресурсы в сельском хозяйстве, включая рыбоводческие хозяйства;

• не позднее 20 января года, следующего за отчетным годом, – налоговым органам по дехканским хозяйствам и физлицам.

Для дехканских хозяйств и физлиц налоговую базу определяют налоговые органы (ч. 10 ст. 444 НК).

Рыбоводческие хозяйства, занимающиеся разведением рыбы в искусственных водоемах, определяют налоговую базу исходя из разницы объемов воды, забранной из естественных и искусственных водных объектов и обратно сбрасываемой в эти водные объекты, за исключением сбрасываемой в коллекторно-дренажную сеть (ч. 11 ст. 444 НК).

Если средства учета воды отсутствуют и невозможно определить фактический объем используемой воды в сельском хозяйстве, включая рыбоводческие хозяйства, налоговую базу определяйте по нормативам потребления водных ресурсов, утвержденным уполномоченным органом в области водопользования и водопотребления (ч. 12 ст. 444 НК).

При использовании воды для охлаждения в процессе производства специальных агрегатов (турбин) определяйте налоговую базу исходя из разницы объемов воды, забранной из естественных водных объектов для охлаждения турбин и обратно сбрасываемой в естественный водный объект. Этот метод применяйте при наличии достоверного учета воды или разрешения на специальное водопользование (ч. 13 ст. 444 НК).

 

Раздельный учет водопотребления

Если плательщик налога занимается также деятельностью, по которой не предусмотрена уплата налога, он должен вести раздельный учет облагаемого и необлагаемого объемов воды. При невозможности ведения такого учета налоговая база определяется исходя из удельного веса чистой выручки от деятельности, по которой предусмотрена уплата налога, в общем объеме чистой выручки (ч. 14 ст. 444 НК).

 

СИТУАЦИЯ. Некоммерческая организация использует воду и в предпринимательской деятельности.

Учет потребления воды – раздельный

Некоммерческая организация открыла платные учебные курсы и проводит их в специально построенном здании.

Как уплачивать налог за пользование водными ресурсами?

Платные курсы организация проводит в отдельном здании, что позволяет вести раздельный учет используемой воды, приходящейся на некоммерческую и предпринимательскую деятельности.

Объем воды, потребленной в этом здании по показаниям счетчика, облагается налогом. Объем воды, приходящийся на основную (некоммерческую) деятельность организации, не подлежит налогообложению.

 

СИТУАЦИЯ. Некоммерческая организация использует воду и в предпринимательской деятельности. Условий для раздельного учета воды нет

Некоммерческая организация открыла платные учебные курсы и проводит их в том же здании, где находится ее офис. Организация не имеет возможности вести раздельный учет используемой воды, приходящийся на некоммерческую и предпринимательскую деятельности.

Как уплачивать налог за пользование водными ресурсами?

В этом случае налоговая база определяется исходя из удельного веса чистой выручки от деятельности, по которой предусмотрена уплата налога, в общем объеме чистой выручки. Но поскольку в рамках некоммерческой деятельности нет выручки, за этот показатель можно взять объем целевых поступлений по некоммерческой деятельности, например поступлений от членских взносов.

Этот метод пропорционального учета потребленной воды следует отразить в учетной политике в целях налогообложения.

 

Налогоплательщики, занимающиеся несколькими видами деятельности, по которым установлены различные объекты налогообложения и (или) налоговые ставки, обязаны вести раздельный учет по таким видам деятельности и уплачивать налог по соответствующим ставкам
(ч. 16 ст. 444 НК).

К примеру, основным видом деятельности налогоплательщика является торговля. Также есть автомойка. В этом случае предприятие ведет раздельный учет по этим видам деятельности и исчисляет налог в 2024 году (ст. 445 НК):

• по объему воды, используемой для торговой деятельности, по ставке 345 сум. за 1 куб. м. (поверхностные источники водных ресурсов) и 415 сум. за 1 куб. м (подземные источники водных ресурсов);

• по объему воды, используемой для мойки автотранспортных средств, по ставке 2 700 сум. за 1 куб. м.

 

Налоговые ставки

Налоговые ставки за водные ресурсы, забираемые из поверхностных и подземных источников в пределах установленного лимита, установлены в абсолютной величине за 1 куб. м в следующих размерах (ст. 445 НК):

 

N

Налогоплательщики
и объекты налогообложения

Налоговая ставка водных ресурсов
в расчете за 1 куб. м (в сумах)

поверхностные источники

подземные источники

1

Предприятия всех отраслей экономики
(за исключением указанных в пунктах 2 и 3).
Индивидуальные предприниматели.
Физлица, имеющие объекты недвижимого имущества нежилого назначения, предназначенные
для предпринимательской деятельности и (или) извлечения дохода

345

415

2

Предприятия промышленности

638

760

3

Электростанции и предприятия коммунального обслуживания

101

123

4

Объем воды, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства и физических лиц, имеющих земли сельскохозяйственного назначения*

100

100

5

Объем воды, используемой для мойки автотранспортных средств

2 700

2 700

6

Объем воды, используемой для производства безалкогольных напитков и алкогольной продукции, кроме пива и вина

34 160

34 160

 

 

*Налоговая ставка, предусмотренная для объема воды, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, применяется с учетом понижающего коэффициента 0,7 к объему использованной воды, определяемой на основании водоизмерительных приборов (ч. 2 ст. 445 НК).

 

Налог уплачивается в 5-кратном размере установленных налоговых ставок при (ч.ч. 3–4 ст. 445 НК):

заборе воды сверх установленных лимитов водопользования в части такого превышения;

использовании водных ресурсов без разрешительных документов;

использовании предприятиями, осуществляющими мойку автотранспортных средств, воды из поверхностных источников.

Уплата авансовых платежей

Периодичность, сроки уплаты и размер авансовых платежей представлены в таблице (ч. 3 ст. 448 НК):

Налогоплательщики

Периодичность уплаты авансовых платежей

Сроки уплаты
авансовых платежей

Размер текущего платежа

Юрлица – плательщики налога наприбыль и НДС, у которых сумма налога за календарный год больше
200 БРВ (200 х 300 000 = 60 млн сум.)

Ежемесячно

Не позднее 20-го числа каждого месяца

1/12 часть
годовой суммы налога

Другие юрлица и индивидуальные предприниматели

Ежеквартально

Не позднее 20-го числа третьего месяца квартала

1/4 часть
годовой суммы налога

 

 

Как скорректировать размер
авансовых платежей

Если в течение налогового периода предполагаемая налоговая база изменилась, скорректируйте авансовые платежи за оставшуюся часть налогового периода.

ПРИМЕР. Корректировка авансовых платежей в связи с изменением налоговой базы в течение года

Сумма налога за пользование водными ресурсами, исходя из которой предприятие производило авансовые платежи, составляла 3 200 тыс. сум.

Авансовые платежи перечислялись в размере 800 тыс. сум. в квартал
(3 200 / 4).

В августе предприятие продало одно из производственных зданий. Соответственно, уменьшился объем потребления воды.

До наступления срока очередного авансового платежа – не позднее 20 сентября – нужно пересчитать сумму авансовых платежей исходя из новой суммы налога и сдать уточненную справку об авансовых платежах.

После пересчета сумма налога составила 2 600 тыс. сум.

За оставшиеся III и IV кварталы предприятие должно перечислить в качестве авансовых платежей по 500 тыс. сум. ((2 600 – 800 х 2) / 2).

 

Сроки представления справки
по авансовым платежам

Справку по авансовым платежам по налогу за пользование водными ресурсами представляйте в следующие сроки (ст. 448 НК):

 

Налогоплательщики

Срок представления справки

Вновь созданные

Не позднее 30 дней* с даты госрегистрации

У которых обязательства по налогу возникли в течение налогового периода

Не позднее 30 дней* с даты возникновения налогового обязательства

Остальные налогоплательщики

Не позднее 20 января текущего года

 

 

*Срок, исчисляемый днями, исчисляется в рабочих днях, если не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством выходным и (или) нерабочим праздничным днем (ч. 7 ст. 5 НК).

 

Если в течение налогового периода предполагаемая налоговая база изменяется, представьте уточненную справку о сумме налога (ч. 4 ст. 448 НК).

 

ПРИМЕР. Представление уточненной справки по авансовым платежам при изменении налоговой базы

Предприятие, являясь плательщиком налога за пользование водными ресурсами, не позднее 20 января текущего года представило справку по авансовым платежам, где отразило:

сумму налога за год исходя из предполагаемого объема использования воды – 24 млн сум.;

ежеквартальные авансовые платежи – 6 млн сум. (24 / 4).

15 августа текущего года предприятие продало один из объектов недвижимости. В связи с этим уменьшился объем потребляемой воды.

Предприятие до наступления очередного срока авансового платежа – 20 сентября – представило уточненную справку, в которой отразило:

пересчитанную сумму налога исходя из новой налоговой базы – 20 млн сум.;

авансовые платежи за I и II кварталы без изменения – по 6 млн сум.;

за III и IV кварталы скорректированные – по 4 млн сум. ((20 – 6 х 2) / 2).

 

ПРИМЕР. Заполнение авансовой справки по налогу за пользование водными ресурсами

Производственное предприятие – плательщик НДС и налога на прибыль определило предполагаемый объем использования воды на 2024 год: 16 000 куб. м водопроводной воды и 20 000 куб. м подземной воды из скважины.

Соотношение водных ресурсов: из поверхностных источников – 90 %, из подземных – 10 %.

Исходя из соотношения поверхностных и подземных источников водных ресурсов предполагаемая налоговая база по водопроводной воде составляет:

• поверхностные воды – 14 400 куб. м (16 000 х 90 %);

• подземные воды – 1 600 куб. м (16 000 х 10 %).  

Для предприятий промышленности установлены следующие ставки налога на 2024 год:

• поверхностные воды – 638 сум. за 1 куб. м;

• подземные воды – 760 сум. за 1 куб. м.  

Предполагаемая годовая сумма налога составит 25 603 200 сум., в том числе за:

поверхностные воды – 9 187 200 сум. (14 400 х 638);

подземные воды – 16 416 000 сум. ((1 600 + 20 000) х 760).  

Сумма налога меньше 200 БРВ, поэтому предприятие будет уплачивать авансовые платежи не позднее 20 числа третьего месяца каждого квартала в размере 1/4 части годовой суммы налога:
25 603 200 / 4 = 6 400 800 сум.

 

 

Зарема МЕНАЛИЕВА,

начальник отдела методологии ресурсных налогов Минэкономфина,

Олег ЦОЙ,

эксперт «Нормы».

Прочитано: 199 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика