Norma.uz
Газета Норма / 2023 год / № 52 / Дом, в котором мы живем

9 нетрадиционных способов, как УК может воздействовать на неплательщиков

 

Если спросить руководителей ТСЖ или УК о главной проблеме в их деятельности, они единодушно ответят: неплатежи за обслуживание общего имущества в МКД.   Собственники помещений в многоквартирных домах не платят, когда считают, что орган управления плохо работает. Но многие не хотят платить, даже когда он работает хорошо, выполняет заявки, проводит ремонты. Среди инструментов воздействия на них, как правило, «официальные» способы. Это вручение им претензий, уведомлений, реже – судебное взыскание задолженности. В досудебной практике встречаются довольно нетрадиционные подходы. И хотя большинство примеров не наши, их вполне можно взять на вооружение.  

 

Способ 1. Экономическое обоснование тарифов и цен

Довольно эффективным способом работы с должниками считают разъяснение жителям МКД из чего складывается тариф на обслуживание дома. Открытое экономическое обоснование размера платежа работает в тех случаях, когда потребители услуг не платят не из-за отсутствия денег, а из-за недопонимания этого вопроса.

 

Способ 2. Размещение информации на квитанциях и игра с цветом

УК воздействует на жильцов, накопивших долги, с помощью собственных квитанций, которые она выставляет ежемесячно в адрес своих клиентов. В   ход могут идти разные цвета шрифта и бумаги. При этом цвет квитанции может зависеть от размера долга, информирует портал РосКвартал.  

 

Способ 3. Размещение стихов, пословиц и поговорок на квитанциях 

Креативные работники УК и поставщики коммунальных услуг в борьбе с должниками на квитанциях размещают стихи, пословицы и поговорки, связанные с долгами. Считают, что это может пробудить совесть неплательщиков и подвигнуть их на погашение задолженности. 

Например: «Заплатите долг скорее, так вам будет веселее», «В Новый год без долгов – хорошая примета», «Долг платежом красен» и т. п.  Или вот такие напоминания:  

 

 Способ 4. Использование наклеек и «щитов гласности» с суммами задолженности по квартирам 

Например, наклейки на входной двери неплательщика: «Здесь живет должник!», «Позор должнику!» или щит у дома с указанием суммы задолженности и квартиры. При этом УК должна помнить о защите персональных данных граждан. Нанесение наклеек и плакатов на дверях квартир может потянуть также на порчу имущества собственника.

 

Способ 5. Организация акций с подарками

Задолженность жителей помогают снизить маркетинговые акции УК.  Неплательщикам обещают подарки, призы и бонусы, если они в определенные сроки погасят долг. Поощряются также и добросовестные плательщики. Такие акции особенно популярны в преддверии окончания квартала или года. При этом указывается дата, до которой надо оплатить долги и получить возможность списания пени, участия в розыгрыше приза или получить подарок.    

 

Способ 6. Создание «конструкций позора»

Работники УК и поставщики услуг используют неожиданные способы воздействия на неплательщиков.  Например, «пирамида позора». Из легких материалов собирают пирамиду, ставят либо подвешивают ее под окнами или балконом неплательщика. Подобный опыт УК уже был в Самаре, когда   благодаря пирамиде должники оплатили счета почти на 1 млн рублей.

В Иркутске УК пошла еще дальше. Возле дома, где живут должники, установила деревянный туалет с напоминанием, что за неоплату платежей имеет право поставить заглушку на канализацию в их квартирах.

 

 Способ 7.  Использование рекламных щитов

 Размещать данные о своих клиентах-должниках на билбордах УК не может – иначе ее могут привлечь к ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных. Но УК или ТСЖ могут разместить на щите сведения о ненастоящих должниках, несуществующих на самом деле людях. Несмотря на затраты, это приносит эффект.

 

Способ 8.  Креативный подход

В Амурском крае сняли клип – обращение к должникам, который заканчивается словами: «Пойми, наконец, ты живешь комфортно просто потому, что я сегодня добрый».

В Троицке коммунальщики воздействовали на неплательщиком не только музыкой, но и театральным действом. Под окнами должников специально нанятые актеры изображали сценки о борьбе добра и зла под похоронные марши. Представления устраивались у домов, где проживает большое количество должников.

В Сахалинской области одна из УК предложила гражданам отработать долги: мыть или красить подъезды в счет задолженности, убирать снег, подметать придомовую территорию.

 

 Способ 9. Методы «на грани фола»

Следует помнить, что в определенных обстоятельствах меры воздействия на должников могут стать причиной жалоб собственников на действия УК в органы жилинспекции и прокуратуру:

• размещение на фасаде МКД плакатов с указанием общей суммы долга дома или долгов по квартирам.

Но прежде УК должна убедиться, что имеет право использовать для этого часть общего имущества собственников (фасад);

•использование в подъездах громкоговорителей, которые будут напоминать о долгах, также вряд ли понравится жителям МКД;

•телефонные обзвоны, в том числе в автоматическом режиме. Это предусмотрено российским законодательством. Но звонить должнику УК может лишь с письменного согласия на использование номера телефона.

Методов досудебного воздействия на должников достаточно много. Главное, чтобы они не привели к нарушениям прав и интересов граждан, разглашению персональных данных и причинению ущерба имуществу собственников многоквартирного дома.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

Прочитано: 288 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2025 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика