Управляющая организация вправе не предоставлять информацию гражданам, которые не являются собственниками жилых помещений многоквартирных домов, находящихся на ее обслуживании. Она может отказать в предоставлении персональных данных других собственников без их ведома: например, номера телефона, паспортных данных, месте работы, размере задолженности и т. п. Что касается номера телефона УК, то он в открытом доступе. Но на просьбу дать номер мобильного телефона бухгалтера, электрика, сантехника, других работников УК может ответить отказом, конечно, если работник компании сам не против этого.
Что касается финансово-хозяйственной деятельности, УК отчитывается и предоставляет собственникам информацию только за объем работ, выполненный в рамках договорных обязательств, за который они платят деньги. Другими словами, за движение средств собственников, потраченных на обслуживание общедомового имущества, проведение ремонтных работ. Но она не обязана информировать их о внутреннем устройстве своего бизнеса, например, о штатном расписании. Это локальный нормативный акт управляющей организации, касающийся структуры компании, численности работников, их должностях, квалификации, окладах, надбавках. Она вправе отказать в просьбе ознакомить жителей с расходами на ремонт служебных помещений УК, приобретение технических средств, транспорта, оборудования и прочего, что касается развития УК. Коммерческой тайной являются доходы управляющей компании. Но она получает их за счет платежей собственников помещений на содержание дома, поэтому жители вправе требовать от компании эффективной работы.
Предоставьте отчеты за пять лет
Часто в спорных ситуациях жители настаивают на том, чтобы УК предоставила им отчеты за несколько лет или документы, подтверждающие выполнение той или иной работы. В таком случае собственник должен письменно обратиться к руководителю УК, обосновав необходимость своего требования. Конечно, предоставить оригинал документа или его заверенные копии управляющая компания не может. Но может предоставить копии за установленную плату или предложить ознакомиться с документом в офисе, в присутствии работников УК.
К сожалению, в договорах между УК и собственниками жилых помещений, как и в других документах, не прописан порядок предоставления информации жильцам. Исходить следует из совокупности норм НПА. В частности, законов «Об управлении многоквартирными домами», «О персональных данных», «О коммерческой тайне».
Конечно, УК не вправе скрывать от собственников информацию о проделанной работе по содержанию общего имущества – ведь она осуществляется за счет средств квартировладельцев. Согласно жилищному законодательству собственники должны иметь свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности УК, связанной с оказываемыми услугами по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, их стоимости, тарифах и т. д. Но конкретно, какие данные о работе УК могут быть в открытом доступе, не детализировано.
Согласно законодательству в республике начала действовать электронная биллинговая система «Менинг уйим». Все органы управления должны подключиться к ней. Но для собственников открыта информация лишь о размере платежа, состоянии его платежного баланса, общей площади жилого помещения. Доступа к данным о результатах деятельности УК по выполнению работ, связанных с содержанием и ремонтами общедомового имущества, для собственников нет.
Что такое стандарт раскрытия информации управляющей компанией?
Любопытно, как решается этот вопрос в других странах. В частности, в России до недавнего времени действовало постановление Правительства, устанавливающее стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Документ позволял собственникам получить практически полный доступ к ранее закрытым для потребителей сведениям о деятельности управляющих жилищных компаний. Это делало их работу «прозрачной» и контролируемой со стороны жильцов. Постановление обязывало УК предоставлять потребителям четко установленные сведения. Среди них:
• общие сведения об организации, включая название, адрес (ссылку на сайт УК), организационно-правовую форму, показатели годовой бухгалтерской отчетности и баланса с приложениями к нему;
• общие сведения об управляемых домах;
• информация о выполняемых работах и оказываемых услугах;
• информация о коммунальных услугах и их поставщиках, тарифах и нормативах потребления;
• сведения об использовании общего имущества МКД;
• информация о капитальном ремонте общего имущества МКД;
• данные о проведенных общих собраниях жильцов дома с размещением итогов их голосования, результатов решений и протоколов общих собраний;
• годовой отчет управляющей компании об исполнении своих обязательств по договору управления;
• данные о случаях привлечения управляющей компании или должностного лица к письменным предписаниям, штрафам или дисквалификации за нарушения лицензионных требований в сфере управления многоквартирными домами.
Вся информация должна была раскрываться управляющими компаниями путем размещения в Интернете на своих официальных сайтах, информационных стендах в помещениях УК или по письменному заявлению в течение 20 рабочих дней.
Два года назад документ утратил силу. Теперь стандарт не применяется – действует норма Жилищного кодекса РФ, предусматривающая раскрытие конкретной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
Информация, размещенная в ГИС ЖКХ, является официальной. Управляющие организации обязаны обеспечивать ее достоверность и актуальность в системе. За неисполнение установленных порядков, способов и сроков размещения информации предусмотрены санкции: предупреждение или наложение штрафа.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.