Norma.uz
Газета Норма / 2023 год / № 09 / Дом, в котором мы живем

Почему буксует биллинг?

 

Обеспечить прозрачность движения взносов или платежей собственников на содержание многоквартирного дома –  с этой целью в республике запущена электронная биллинговая система «Менинг уйим» («Мой дом»).  Она реализуется в соответствии с нормативно-правовыми актами о совершенствовании управления МКД, а также переходе на новые информационные технологии. Конечно, открытость информации для собственников–  безусловное благо. Каждый может подключиться к системе и быть в курсе интересующей его информации. В личном кабинете указаны размер обязательного взноса или платежа; площадь жилого помещения, с которой рассчитывается тариф; состояние платежного баланса: сумма задолженности или предоплаты.  Через «Менинг уйим» можно оплачивать содержание общедомового имущества с помощью платежных сервисов. 

Для органов управления биллинг – это упрощение ведения учета, который берет на себя автоматизированная система. На информационный ресурс возлагают надежду покончить с использованием налички в сфере управления МКД.  Для нечистых на руку руководителей ТСЖ или УК наличные средства часто становятся   соблазном, почвой для махинаций и хищений. Одним словом, сервис полезный для жителей и органов управления. Но при условии его безукоризненной работы, чего не скажешь о нем сегодня. В ходе реализации информационного ресурса возникают серьезные проблемы.

 

Система требует корректив

В столице уже предпринималась попытка разработки для собственников информационного ресурса. В 2018 году в Мирзо-Улугбекском районе столицы была запущена система «Обод уй».  Она была гораздо шире по целям и задачам и должна была предоставлять жителям информацию о работе органа управления. Но система требовала доработки и разъяснительной работы с населением, которое не приняло ее.  Наверху решили, что лучше создать новое, чем усовершенствовать то, что есть.  В результате появился принципиально новый продукт – биллинговая система «Менинг уйим». 

В тестовом режиме ресурс запустили год назад. По данным бывшего МинЖКО (ныне Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, далее– Минстройжилкомхоз), к системе уже тогда были подключены около 1,3 миллиона абонентов.

По мнению руководителей органов управления многоквартирными домами, МинЖКО, ответственное за реализацию продукта, форсировало подключение к нему, хотя на тот момент он имел серьезные недоработки.  Система и сейчас требует корректив. Конечно, администраторы и модераторы потихоньку устраняют ошибки, но делается это крайне медленно, по мере обращения к ним органа управления, а не в полном объеме. Поэтому часть недочетов откорректированы, а часть по-прежнему остаются в системе.

 

Неправильная площадь,
куда делись нежилые помещения
и откуда берется задолженность?  

Главным камнем преткновения является несоответствие данных по общей площади помещений в МКД.  Зачастую в системе – одно, в кадастрах жителей – другое. Возникают вопросы: кто виноват и что делать? То ли модераторы ошибочно вбили не ту площадь, то ли кадастровый орган предоставил недостоверные данные, то ли орган управления что-то напутал. Или сами жители в свое время не обратили внимание на неточности и не заменили старый кадастр на новый. Многие до сих пор не в курсе, что изменились правила определения общей площади квартир. Общая площадь определяется сейчас как сумма площадей их помещений, кладовых, встроенных шкафов, а также летних помещений и холодных кладовых, подсчитываемых с понижающими коэффициентами. Это одна из причин, почему у многих собственников «подросла» общая площадь квартиры.

Кроме неразберихи с общей площадью есть и другие недочеты. Бывает, что на собственниках, которые своевременно вносят платежи или взносы, в системе висит задолженность даже при наличии авансовых платежей. А у должников иногда наоборот: с оплатой все в порядке. В биллинге из учета выпали нежилые помещения – такого раздела вообще нет в системе, много других недоработок.

Можно ли на основе недостоверных данных разработать смету доходов и расходов, рассчитать размер взноса или платежа, чтобы они соответствовали реальной ситуации? В результате многие ТСЖ и УК ведут учет параллельно биллинговой системе, которая пока не внушает доверия.  А ведь наверняка на основе данных электронного ресурса формируются статистика, отчеты, аналитика.

С какими проблемами сталкиваются пользователи системы?

 Мы обобщили некоторые проблемы «Менинг уйим», на которые жалуются руководители органов управления. Если часть из них, благодаря усилиям органов управления, где-то устранена, для других все еще актуальна и требует серьезной проработки.     

1. Ошибки в указании лицевых счетов собственников квартир. Одна и та же квартира фигурирует в системе под разными лицевыми счетами.

2. В системе отражены не все квартиры МКД. Встречаются ошибки в указании этажа, на котором расположено жилое помещение.       

3. Проблемы с нумерацией квартир, которые указаны вразброс. Это создает неудобства, отнимает у управляющих много времени. 

4. Ошибки в нумерации домов. Под одним номером в системе указаны разные дома. Бывает, что из базы данных не исключены многоэтажки, которые орган управления уже не обслуживает.        

5. Дебиторская задолженность прежде не «садилась» в систему с первого раза, приходилось вбивать ее несколько раз. Остаток «дебиторки» отражался не в текущем месяце, а в следующем. Проблема откорректирована, но возможно не у всех пользователей.   

6.  Биллинг показывает задолженность, которая реально отсутствует у собственника. Такие проблемы обычно возникают после проведения технических работ, перезагрузки системы.    

7. Система не учитывает льготников. Решением общего собрания отдельным собственникам может быть установлена льгота при уплате обязательных взносов или платежей  (уменьшение их размера либо временная отмена). В биллинговой системе льгота отражается как задолженность собственника. 

8. Проблема с авансовыми платежами при повышении размера взноса или платежа. Прежде авансовые платежи собственников отражались в системе как задолженность. Проблема   откорректирована (хочется надеяться, что не локально), но не урегулирован вопрос с авансовыми платежами при повышении размера взноса или платежа. Как их проводить? Обычно при повышении тарифа собственникам, оплатившим авансом, перерасчет не производится (если иное не предусмотрено договором между УК и собственником либо уставом ТСЖ). Биллинг же в таком случае отражает авансовый платеж как недоплату.

9. Не урегулирован вопрос с нумерацией квитанций. При оформлении новой квитанции биллинг не всегда показывает номер предыдущей.  

10. Предоплата для входа в личный кабинет. Чтобы войти в личный кабинет (через Payme) и увидеть состояние своего платежного баланса, собственник должен произвести предоплату – иначе личный кабинет не открывается. Размер предоплаты не установлен, это может быть любая сумма. Она зачисляется на  лицевой счет собственника, но для пользователя это неудобно.  Оплатить содержание общего имущества из личного кабинета он не может. Надо выйти из него и воспользоваться одной из платежных систем: Payme, Apelsin или Click. Если собственник хочет убедиться, прошел ли его платеж, ему опять надо сделать предоплату для доступа в кабинет. Руководители органов управления предлагают упростить процесс, отменив предоплату.   

11. Биллинг не учитывает собственников нежилых помещений.  В системе нет такого раздела. Это ведет к перекосу плана работ, сметы доходов и расходов. Размер взноса или платежа в таком случае не может быть обоснованным, ведь он рассчитывается от общей площади дома вместе с нежилыми помещениями. А между тем в некоторых многоэтажках они занимают первые этажи. Орган управления несет затраты по их обслуживанию, собственники нежилых помещений вносят взносы или платежи на содержание общего имущества, а в системе это не отражено. В результате УК и ТСЖ отдельно ведут учет по нежилым помещениям. Кроме того, собственники в них часто что-то достраивают, перестраивают, в результате чего может меняться общая площадь. Тариф рассчитывается на ее основе, значит, и он в таких случаях должен меняться. Пока эти проблемы остаются открытыми. 

12. Некорректная работа кадастровых органов, от которых исходит недостоверная информация. Ошибки возникают из-за непрофессионализма и безответственности работников, отсутствия эффективного взаимодействия с модераторами системы. Не исключена оплошность и самих модераторов ресурса, которые могут ошибочно внести не те данные. В биллинге много расхождений в общей площади помещений. У одних она больше, у других меньше указанной в кадастре собственника.  Есть пример, когда у двух одинаковых жилых помещений общая площадь расходится аж на 20 м –  явное недоразумение. Вместо общей площади, с которой рассчитывается тариф, часто фигурировала жилая.   

13. Неправильно указан владелец квартиры. Часто это происходит из-за смены собственника во время купли-продажи жилого помещения. Например, кадастровый орган предоставил данные в биллинговую систему, а собственник вскоре продал квартиру. Новый владелец оформил кадастр, но работники кадастровой службы не передали изменения в биллинг и в ней продолжают оставаться данные прежнего хозяина. Есть факты, когда после купли-продажи в информационном ресурсе вообще отсутствуют данные о квартирах.  Владелец двух нежилых помещений перевел их в жилые и продал. Система не отображает нежилые помещения, потому что в ней нет такого раздела, но она не показывает и жилые помещения.      

 

Спасение утопающих –
дело рук самих утопающих?

Кто должен разбираться с недоработками биллинга? Все, кто причастны к его функционированию: разработчики, администраторы, модераторы ресурса, кадастровый орган, транслирующий ошибки, и, как бы нам этого не хотелось, собственник. При возникновении недочетов следует обращаться в службу технической поддержки электронного ресурса, письменно указывать на них, требовать внесения изменений. Какие-то ошибки исправляются в ручном режиме модераторами, но это не решение проблемы. В информационной базе кадастрового ведомства они остаются и продолжают кочевать из одного ресурса в другой. Например, теплоснабжающая организация на основе неверно указанного кадастра может начислить недостоверную плату за отопление, а орган управления МКД  – рассчитать сомнительный размер платежа или взноса. В решении проблемы больше всех заинтересованы собственники. Часто им ничего не остается, как самим сверять площадь квартиры в кадастровых органах – так надежнее.  Конечно, это не дело– вешать на граждан исправление чужих ошибок. Но как быть, если кругом тотальная безответственность, особенно недопустимая в делах, касающихся имущественных отношений.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

Прочитано: 1165 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика