Norma.uz
Газета Норма / 2021 год / № 43 / Дом, в котором мы живем

Перевод стрелок. Потребитель, как всегда, крайний

 

Запуск системы централизованного отопления в столице в этом году проходил под аккомпанемент возмущения граждан, связанного с проблемами горячего водоснабжения. Жалобы на отключения, понижение давления и температуры раскалили социальные сети. Где-то вместо горячей воды из крана текла холодная, где-то чуть теплая, где-то вообще отсутствовала или шла мутная, с осадком, явно не пригодная к использованию в хозяйственно-бытовых целях. Приходилось сливать ее в канализацию, долго ждать пока она потеплеет.

 

В результате у потребителей увеличился расход воды, значит, платить за нее по счетчику им придется больше. Они будут переплачивать за реально не используемый объем коммунального продукта, который сливали, желая повысить градус горячей воды. То есть заплатят за воду, не соответствующую нормативам качества. Но согласно законодательству потребитель должен платить только за полученную услугу надлежащего качества.

 

Продукт довели до дома. В каком состоянии?

При возникающих проблемах с тепловой энергией и горячим водоснабжением поставщики часто практикуют перевод стрелок на орган управления. Мол, мы доводим продукт до дома, а там разбирайтесь с ТСЖ или УК. Но товарищества и управляющие компании часто жалуются и фиксируют факты, когда тепловики не обеспечивают положенные давление и температуру горячей воды. Только доказать это монополисту чрезвычайно сложно.

В данном случае проблема с горячей водой явно не была локальной. Жалобы поступали одновременно из разных районов столицы, и недовольство потребителей вполне понятно и справедливо. Горячая вода – один из дорогостоящих коммунальных продуктов, поэтому граждане хотят за свои деньги получать качественную услугу. Да и кому понравится в ожидании отопления сидеть еще и без горячей воды или вместо нее довольствоваться чуть теплой.

Право потребителя на получение услуги надлежащего качества предусмотрено Законом «О защите прав потребителей» и Правилами оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах (прил. N 1 к ПКМ N 194 от 15.07.2014 г.). Если это право нарушается, то поставщик обязан снижать плату за услугу, не соответствующую установленным нормам.

На возмущения граждан последовала реакция теплоснабжающей организации. Как сообщил главный инженер ГУП «Тошиссиккуввати» Азиз Каримбеков, при изучении жалоб выяснилось, что элеваторный узел в многоквартирных домах не переключен на подачу, это негативно влияет на качество ГВС. Жителей просят воздействовать на органы управления МКД. Тепловая энергия будет подана Тошиссиккуввати до дома, внутреннюю систему должны подключить ТСЖ и управляющие компании.

Но проблема с недогревом воды актуальна не только в предотопительный период. Жители ряда многоэтажек жалуются на аналогичную ситуацию в течение всего года. Поставщики пытаются представить ее как частный случай и переключить на ТСЖ. Но, судя по массовым обращениям в предотопительный период, можно полагать, что за снижение температуры в большей степени ответственность на поставщике.

 

За недогрев – снижение платы

Правила N 194 устанавливают обязанность поставщика обеспечивать бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение всего года. Документом определены требования к качеству услуг теплоснабжения. Согласно Cанитарным правилам контроля за централизованными системами горячего водоснабжения в условиях Узбекистана (СанПиН N 0130-02 от 29.07.2002 г.) температура горячей воды в точке водоразбора (элеваторного узла) должна соответствовать 60–75° С.

Реально же потребители демонстрировали, что температура была далека от установленной нормы. Она составляла от 35° С и немногим выше. А между тем поставщик обязан снижать плату из-за недогрева. За предоставление услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества законодательством определены порядок и условия изменения платы за него.

Стоит обратить внимание, что Правила N 194 устанавливают диапазон температуры горячей воды в пределах 50–75° С. Чем это продиктовано? В действующих Санитарных правилах нижняя планка горячей воды – 60° С установлена не случайно, а исходя из требований охраны здоровья граждан. В пункте 1.7 СанПиН говорится, что снижение температуры ниже 60° С может вызвать размножение в горячей воде микроорганизмов, увеличить расход горячей воды, вызвать затруднение при ее использовании для стирки белья и мытья посуды, загрязненных тугоплавкими жирами. Почему, сделав ссылку на СанПиН, в Правилах N 194 установлена не соответствующая им, более низкая температурная планка горячей воды, тепловики не объясняют. А между тем Тошиссиккуввати было одним из разработчиков Правил N 194. Остается только догадываться, чем это продиктовано. Но экономические интересы поставщика не должны превалировать над интересами здоровья граждан. К тому же СанПиН является техническим регламентом, а Закон «О техническом регулировании» имеет более высокую юридическую силу по отношению к постановлению КМ. Статья 22 этого Закона устанавливает обязательность исполнения норм техрегламентов для всех физических и юридических лиц.

 

Отклонения от нормы допустимы

Потребители должны быть в курсе, что Правила N194 допускают отклонения от установленных параметров температуры горячей воды в точке водоразбора:

  • в ночное время (с 0.00 до 5.00) – не более чем

на 5° С;

  • в дневное время (с 5.00 до 00.00) – не более чем на 3° С (п. 2 Требований, прил. к Правилам N 194).

 

Как производится перерасчет?

Перерасчет за несоблюдение температурного режима горячей воды производится следующим образом.

За каждые 3° С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за услугу
горячего водоснабжения снижается на 0,1 % размера платы.

За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40° С, оплата потребленной воды производится по тарифу для соответствующих групп потребителей за услуги холодной воды (п. 2 Требований).

Предусмотрено, что, перед тем как определять температуру горячей воды, в точке водоразбора надо сливать ее в течение трех минут (прим. 2 к Требованиям).

 

Что делать?

Первым делом надо обратиться с заявлением к поставщику горячей воды, с которым у потребителя заключен договор на поставку коммунального продукта, отвечающему за его соответствие установленным требованиям.

Представитель поставщика обязан выехать на место, произвести замеры горячей воды, составить акт, указать в нем причину отклонения от нормативов. При составлении акта желательно присутствие представителя органа управления (ТСЖ или обслуживающей организации), потому что причины могут быть внутри дома. Если замеры подтвердят несоответствие температурных параметров установленным нормам, то поставщик обязан произвести перерасчет.

При составлении акта замеры, проведенные потребителем самостоятельно, представителем поставщика не учитываются. Но они могут пригодиться, если абонент будет обращаться в другие инстанции.

Если представитель поставщика не реагирует на заявление потребителя или пытается снять с себя ответственность за нарушение температурного режима воды, то можно направить обращение в Жилищную инспекцию, Агентство по защите прав потребителей или прокуратуру.

 

В чем причины снижения температуры горячей воды?

Одна из главных причин – техническое состояние всей системы централизованного теплоснабжения, требующей коренной реконструкции и модернизации. Отсюда проблемы с недогревом, давлением и прочим, что рикошетом бьет по потребителю. При наличии счетчика он переплачивает за слив горячей воды, чтобы повысить ее градус. В отсутствие прибора учета при недогреве он не платит за этот объем. Для поставщика это потери, которые он будет компенсировать повышением тарифа. Потребитель в проигрыше дважды.

Причины снижения температуры горячей воды могут быть внутри дома: как следствие неправильной регулировки системы ГВС, ее неудовлетворительного технического состояния, плохого обслуживания, незаконных врезок в общедомовую систему и так далее. Многие считают, что на ее работу может влиять интенсивная застройка жилых массивов, когда к уже существующей инфраструктуре, рассчитанной на определенное количество домов, подключаются новостройки. Новые жилые комплексы на автономном теплоснабжении. Отдельные новые дома могут быть подключены к действующим сетям, если это согласовано с поставщиками услуг. Проблемы с горячей водой могут возникать, когда какие-то дома находятся в конце линии подачи горячей воды. Она доходит до них уже охлажденная. Или в летний (межотопительный) период ее недостаточная температура иногда возникает из-за отсутствия циркуляции в системе теплоснабжения.

Решить проблему по справедливости, чтобы потребитель платил только за коммунальную услугу надлежащего качества и не переплачивал за псевдогорячую воду, можно было бы с помощью установки счетчиков с термодатчиками. Тогда не пришлось никому ничего доказывать. И при температуре воды ниже 40° С потребители без разговоров платили бы по тарифам холодной воды.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

Прочитано: 133 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика