Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 40 / Новое в законодательстве

«О мерах по дальнейшему совершенствованию постановки на учет налогоплательщиков и упрощению порядка возмещения налога на добавленную стоимость»

 

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан

В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 3 февраля 2021 года N УП-6155 «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения», а также в целях поддержки деятельности дисциплинированных налогоплательщиков, совершенствования системы управления налогом на добавленную стоимость посредством ограничения воздействия человеческого фактора, создания равных конкурентных условий для всех хозяйствующих субъектов, проведения профилактических мероприятий по ограничению осуществления операций (сделок) с контрагентами с высоким налоговым риском Кабинет Министров постановляет:

1. Принять к сведению, что:

в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 19 августа 2021 года N 529 «О мерах по предоставлению данных о налогоплательщиках третьим лицам» предусмотрено внедрение системы предоставления юридическим и физическим лицам сведений, не составляющих налоговую тайну, и учетных данных;

в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2019 года N ПП-4389 «О дополнительных мерах по совершенствованию налогового администрирования» плательщик налога на добавленную стоимость для возникновения права зачета суммы налога на добавленную стоимость по фактически полученным товарам (услугам) в установленном порядке подлежит специальному регистрационному учету в налоговых органах;

в отношении плательщиков налога на добавленную стоимость, представивших в налоговые органы заявление о постановке  на специальный регистрационный учет в установленном порядке и сроки, меры ответственности, предусмотренные статьей 219 Налогового кодекса Республики Узбекистан, не применяются.

2. Согласиться с предложениями Государственного налогового комитета Республики Узбекистан:

о расширении практики применения основанного на риске подхода путем применения к процедурам специального регистрационного учета плательщиков налога на добавленную стоимость в налоговых органах;

об осуществлении в ускоренном порядке возврата дисциплинированным налогоплательщикам суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению;

о формировании Государственным налоговым комитетом перечня дисциплинированных налогоплательщиков на основании программы «риск-анализ», а также опубликовании его на своем официальном веб-сайте.

3. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) при специальном регистрационном учете плательщиков налога на добавленную стоимость в налоговых органах предусматривается:

рассмотрение в 7-дневный срок заявлений о специальном регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость;

автоматическая выдача свидетельства о специальном регистрационном учете в случае непредставления налоговыми органами плательщику налога на добавленную стоимость результатов рассмотрения заявления в установленный срок;

б) с 1 января 2022 года для плательщиков налога на добавленную стоимость и юридических лиц с государственной долей в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более является обязательным:

отражение в автоматизированной информационной системе государственных налоговых органов «E-aktiv» всех операций, связанных с постановкой на учет (приобретением (строительством), запуском, переоценкой, распоряжением) хозяйствующими субъектами основных средств, нематериа­льных активов и товарно-материальных ресурсов, а также формированием и снижением собственного уставного фонда (уставного капитала);

отражение в автоматизированной информационной системе государственных налоговых органов «E-aktiv» снятия с учета хозяйствующими субъектами товарно-материальных запасов в процессе хозяйственной деятельности по причине утраты в результате непригодности после истечения срока хранения, физического и морального износа, а также выявления недостачи, потери или повреждения (разбития, разделения) в срок не позднее трех рабочих дней.

Государственному налоговому комитету до 1 января 2023 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан обоснованные предложения по установлению обязательности настоящего порядка для всех хозяйствующих субъектов;

в) начиная с 1 января 2022 года:

договоры о предоставлении (получении) в аренду или безвозмездном пользовании недвижимым имуществом юридическими лицами подлежат постановке на учет в органах государственной налоговой службы. При этом постановка на учет в электронных системах органов государственной налоговой службы договоров о предоставлении в аренду или безвозмездном пользовании недвижимым имуществом физическими и юридическими лицами осуществляется дистанционно только в электронной форме;

остатки товарно-материальных запасов, хранящихся на объектах недвижимого имущества, арендуемого или безвозмездно используемого на основании договоров, не поставленных на учет в органах государственной налоговой службы, не подлежат инвентаризации и в целях налогообложения оцениваются как не существующие на складе налогоплательщика.

4. Установить, что:

регистрация или перерегистрация юридических лиц центрами государственных услуг допускается только в случае подтверждения принадлежности недвижимого имущества заявителю через базу данных государственного кадастра, а также при наличии договора аренды или договора безвозмездного пользования в базе данных налоговых органов, при этом также обеспечивается строгое использование этих баз данных;

заявитель при государственной регистрации или перерегистрации субъекта предпринимательства на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан через всемирную информационную сеть Интернет для указания места осуществления предпринимательской деятельности в обязательном порядке пользуется базами налоговых и кадастровых данных, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта;

вновь регистрируемые юридические лица регистрируются на основании сведений предварительных договоров аренды или безвозмездного пользования недвижимым имуществом, поставленных на учет в органах государственной налоговой службы. При этом юридические лица в десятидневный срок с даты государственной регистрации должны поставить на учет в органах государственной налоговой службы указанный в заявлении договор либо иной договор аренды или безвозмездного пользования другим недвижимым имуществом, невыполнение этого условия является основанием для признания юридического лица отсутствующим по указанному им месту нахождения (почтовому адресу).

5. Утвердить:

а) Положение о порядке специального регистрационного учета плательщиков налога на добавленную стоимость в налоговых органах согласно приложению N 1, предусматривающее:

последовательность и порядок действий по специальному регистрационному учету плательщиков налога на добавленную стоимость;

перечень плательщиков налога на добавленную стоимость, подлежащих постановке на специальный регистрационный учет в обязательном порядке согласно требованиям Налогового кодекса Республики Узбекистан, в том числе сроки направления налоговому органу заявления для специального регистрационного учета плательщиков налога на добавленную стоимость;

перечень плательщиков налога на добавленную стоимость, подлежащих постановке на специальный регистрационный учет в добровольном порядке согласно требованиям Налогового кодекса Республики Узбекистан, в том числе сроки направления налоговому органу заявления для специального регистрационного учета плательщиков налога на добавленную стоимость;

порядок и сроки рассмотрения заявлений о постановке на специальный регистрационный учет плательщиков налога на добавленную стоимость, а также порядок включения налогоплательщиков в группы риска (высокий, средний и низкий уровень налогового риска) по результатам анализа данных;

порядок и сроки принятия решения о постановке на специальный регистрационный учет плательщика налога на добавленную стоимость на основании включения в одну из групп налогового риска;

основания и порядок приостановления действия, аннулирования, прекращения действия свидетельства, подтверждающего постановку на специальный регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, выдаваемого налогоплательщику налоговым органом;

б) План практических мероприятий по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость согласно приложению N 2, направленного на создание благоприятных условий дисциплинированным налогоплательщикам и поддержку их деятельности путем минимализации участия человеческого фактора.

6. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан:

а) в месячный срок:

создать отдельные специальные структурные подразделения по анализу налогового риска и ведению учета налоговых льгот при специальном регистрационном учете плательщиков налога на добавленную стоимость в рамках общей предельной численности штата управляющего персонала Государственного налогового комитета;

внести в Кабинет Министров регламент оказания государственных услуг по обязательной постановке на учет в налоговых органах договоров предоставления (получения) в аренду и безвозмездного пользования недвижимым имуществом юридическими и физическими лицами;

б) в двухмесячный срок разработать и внедрить в практику автоматизированную информационную систему «E-aktiv», обеспечивающую учет передвижения основных средств, нематериальных активов и товарно-материальных ресурсов;

в) в трехмесячный срок:

совместно с Министерством финансов внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан, предусмотрев при этом унифицирование представления отчетов по налогу с оборота и налогу на добавленную стоимость и сроков уплаты налогов;

совместно с Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан провести полную инвентаризацию данных об учредителях (участниках) юридических лиц. При этом обратить отдельное внимание на полное введение в центральную базу данных сведений о юридических лицах, иностранных юридических лицах, осуществляющих деятельность через представительство, филиал или постоянное учреждение, и персональных идентификационных номерах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

обеспечить осуществление специального регистрационного учета плательщиков налога на добавленную стоимость в налоговых органах на основании полностью автоматизированной системы с ограничением человеческого фактора (за исключением случаев, предусмотренных законодательством);

г) до 1 декабря 2021 года:

внедрить в практику услугу по автоматическому определению наличия у поставщика продукции при оформлении электронных счетов-фактур на основании Единого электронного национального каталога продукции (товаров и услуг), утвержденного постановлением Кабинета Министров от 28 апреля 2021 года N 249. При этом предусмотреть, что перечень продукции, наличие которой у поставщика определяется автоматически, составляется Государственным налоговым комитетом, и в случае выявления отсутствия у поставщика реализуемой продукции ограничивается возможность оформления счетов-фактур о реализации;

внедрить порядок создания базы данных по существующим налоговым льготам и выдачи уникального кода (ID-номера) отдельной налоговой льготы для каждой налоговой льготы, а также внедрить практику доставки в персональный кабинет налогоплательщиков сведений о кодах налоговых льгот.

7. Агентству государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан обеспечить:

представление с 1 января 2022 года в Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан учредительных документов зарегистрированных и подлежащих регистрации субъектов предпринимательства, а также сведений об изменениях в них в электронной форме в режиме реального времени;

до 1 января 2022 года совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и Агентством по кадастру автоматизированный электронный обмен между автоматизированной системой государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства и базами данных о недвижимом имуществе и арендуемом имуществе.

8. Определить, что расходы, связанные с разработкой автоматизированных систем, внедрение которых предусмотрено настоящим постановлением, финансируются за счет средств Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития налоговых органов и непредвиденных расходов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.

9. Внести изменения и дополнения в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению N 3.

10. Настоящее постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности – министра экономического развития и сокращения бедности Кучкарова Д. А. и председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Кудбиева Ш. Д.

 

Премьер-министр

Республики Узбекистан

А. АРИПОВ.

г. Ташкент,

22 сентября 2021 года

N 595.

*Настоящее постановление официально опубликовано на государственном языке в Национальной базе данных законодательства (lex.uz) 22.09.2021 г. и вступит в силу 23.12.2021 г. Авторский перевод текста на русский язык выполнен экспертами ИПС «Norma» и носит информационный характер. При возникновении неясностей следует обращаться к тексту нормативно-правового акта на государственном языке.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к постановлению КМ РУз
от 22 сентября 2021 года N 595

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ СПЕЦИАЛЬНОГО РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок специального регистрационного учета плательщиков налога на добавленную стоимость в налоговых органах.

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

Межведомственный программно-аппаратный комплекс «Единая национальная система труда» (далее– Единая национальная система труда) – организационно-упорядоченная совокупность информационных ресурсов, технологий и средств связи, посредством которой осуществляются сбор, хранение и обработка информации о зарегистрированных трудовых договорах и трудовом стаже работников;

аннулированные свидетельства – свидетельства, действие которых аннулировано на основаниях и в порядке, предусмотренных в главе 9 настоящего Положения;

свидетельство – документ в электронной форме, выдаваемый плательщику налога на добавленную стоимость налоговым органом, подтверждающий постановку на специальный регистрационный учет и право зачета налога на добавленную стоимость в случаях, предусмотренных налоговым законодательством;

Центральная база данных – Центральная база данных Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (далее – Государственный налоговый комитет)
о юридических лицах, иностранных юридических лицах, осуществляющих деятельность через представительства, филиалы или постоянные учреждения, и физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность, разработанная в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров от 4 сентября 2020 года N 539 «О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов сбора, обработки и хранения информации о юридических лицах, иностранных юридических лицах, осуществляющих деятельность через представительство, филиал или постоянное учреждение, и физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность»;

плательщик налога на добавленную стоимость – лицо, на которое в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан возложено обязательство по уплате налога на добавленную стоимость, независимо от постановки или непостановки на специальный регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость;

специальный регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость – последовательность действий по выдаче или отказу в выдаче плательщикам налога на добавленную стоимость свидетельства о постановке на специальный регистрационный учет по результатам проверки и анализа налогового риска;

прекращенные свидетельства – свидетельства, действие которых прекращено на основаниях и в порядке, предусмотренных в главе 9 настоящего Положения;

приостановленные свидетельства – свидетельства, действие которых приостановлено на основаниях и в порядке, предусмотренных в главе 9 настоящего Положения;

действующие свидетельства – действующие свидетельства о постановке на специальный регистрационный учет налогоплательщиков;

налоговая задолженность – налоговая задолженность, не уплаченная налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость за период более двух месяцев в рамках требований настоящего Положения.

3. Постановка на специальный регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (далее – специальный регистрационный учет) осуществляется органами государственной налоговой службы. Для постановки на специальный регистрационный учет плательщики налога на добавленную стоимость должны обратиться с заявлением в органы государственной налоговой службы в установленные законодательством сроки.

4. Зачет налога на добавленную стоимость по фактически полученным товарам (услугам) может осуществляться только на основании счетов-фактур, представленных поставщиками, имеющими действующие свидетельства и прошедшими в установленном порядке специальный регистрационный учет в налоговых органах.

5. Плательщики налога на добавленную стоимость, не поставленные на специальный регистрационный учет в налоговых органах, уплачивают налог на добавленную стоимость без права на зачет.

Данное требование применяется:

с момента государственной регистрации – для юридических лиц, выбравших уплату налога на добавленную стоимость в добровольном порядке;

с 1 числа месяца, следующего за месяцем возникновения обязательства, – для лиц, совокупный доход которых, полученный от реализации товаров (услуг) за налоговый период, превышает размеры, установленные пунктом 1 части первой статьи 461 Налогового кодекса;

с момента возникновения обязательства – для налогоплательщиков, на которых не распространяется требование по уплате налога с оборота в соответствии со статьей 461 Налогового кодекса.

6. Последовательность действий постановки на специальный регистрационный учет плательщиков налога на добавленную стоимость включает:

представление налогоплательщиком заявления о постановке на специальный регистрационный учет в налоговый орган;

определение налогового риска;

принятие решения о постановке на специальный регистрационный учет или об отказе в этом;

присвоение плательщику налога на добавленную стоимость индивидуального регистрационного номера (далее– НДС-номер);

внесение данных о плательщике налога на добавленную стоимость в единый реестр специального регистрационного учета;

формирование свидетельства с отражением индивидуального регистрационного номера и направление его плательщику налога на добавленную стоимость;

повторная постановка плательщика налога на добавленную стоимость на специальный регистрационный учет в случаях, установленных настоящим Положением.

7. НДС-номер подлежит обязательному проставлению при оформлении и пользовании всеми видами документов, связанных с:

расчетами при приобретении и реализации товаров (услуг), включая счета-фактуры и транспортные накладные;

уплатой и (или) зачетом и возвратом налога на добавленную стоимость;

учетом и отчетностью по налогу на добавленную стоимость.

8. Постановка налогоплательщика на специальный регистрационный учет осуществляется на основании результатов рассмотрения электронного заявления, представляемого по форме согласно приложению N 1** к настоящему Положению в налоговые органы через персональный кабинет налогоплательщика.

 

ГЛАВА 2. СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ЛИЦ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ НАЛОГА
НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

9. В соответствии с требованиями Налогового кодекса заявление о постановке на специальный регистрационный учет в обязательном порядке представляют следующие налогоплательщики:

налогоплательщики, на которых не распространяется требование по уплате налога с оборота в соответствии со статьей 461 Налогового кодекса;

иностранные юридические лица, реализующие товары (услуги) на территории Республики Узбекистан, в случае признания Республики Узбекистан местом реализации товаров (услуг);

иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность через постоянные учреждения в Республике Узбекистан.

10. Заявление о постановке на специальный регистрационный учет должно быть направлено в налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня возникновения обязательства по уплате налога на добавленную стоимость, но не позднее первого числа месяца, в котором лицо обязано перейти на уплату налога на добавленную стоимость.

Заявление в электронной форме направляется в налоговый орган через персональный кабинет налогоплательщика и считается полученным налоговым органом в день отправки.

ГЛАВА 3. СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В ДОБРОВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ

11. В соответствии с требованиями Налогового кодекса Республики Узбекистан встать на специальный регистрационный учет в добровольном порядке вправе:

юридические лица, добровольно отказавшиеся от уплаты налога с оборота;

индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период превышает сто миллионов сумов.

12. В случае добровольной постановки на специальный регистрационный учет заявление должно быть представлено не позднее семи рабочих дней до начала месяца,
с которого налогоплательщик переходит на уплату налога на добавленную стоимость.

 

ГЛАВА 4. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПОСТАНОВКЕ НА СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ

13. Налоговый орган в течение семи дней с момента поступления заявления плательщика налога на добавленную стоимость о постановке на специальный регистрационный учет в целях определения уровня налогового риска вправе осуществлять следующие мероприятия:

изучить личность руководителя и учредителей (участников) или лица, осуществляющего функции финансового управления, налогоплательщика, при этом отдельное внимание уделяется следующему: пребывание ранее в качестве руководителя или учредителя в организации, признанной банкротом; привлечение ранее к ответственности за намеренное уклонение от уплаты налога или осуществление деятельности в качестве руководителя или учредителя (участника) в организации, относящейся к категории высокого уровня риска; наличие в Единой национальной системе труда трудовых договоров, заключенных с указанными в заявлении лицами; наличие в базе данных налогового органа сведений об учредителе (участнике);

изучить с выездом на место фактическое нахождение налогоплательщика по адресу государственной регистрации, а также фактическое наличие указанного адреса по данным адресно-справочного бюро;

изучить банковские операции и счета-фактуры на предмет соответствия виду и особенностям деятельности налогоплательщика, а также номенклатуре приобретаемых
и реализуемых товаров (услуг);

анализировать суммы реализации товаров (услуг), представление налоговой отчетности и остаток товарно-материальных ценностей;

проверить наличие договора аренды в случае отсутствия собственного недвижимого имущества, а также постановку этого договора на учет в налоговом органе;

проверить наличие налоговой задолженности у налогоплательщика – юридического лица, а также его учредителей (участников) – юридических лиц, наличие налоговой задолженности у другого юридического лица, руководство которым осуществляет лицо, являющееся действую-
щим руководителем, и представление налоговой отчет-ности;

изучить наличие и состояние необходимых производственных, торговых, складских зданий и территорий, а также другой необходимой материально-технической базы исходя из вида деятельности налогоплательщика;

изучить адрес места нахождения налогоплательщика, т. е. расположение по номинальному адресу – адресу, указанному несколькими налогоплательщиками с высоким налоговым риском. При этом адрес признается номинальным в случае, когда на одно юридическое лицо на основании права собственности или аренды либо безвозмездного пользования приходится площадь (офис) в среднем менее восемнадцати квадратных метров, используемая в административных целях;

проверить вопросы нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации или иных процессах реорганизации либо осуществление этих процессов;

изучить формирование уставного фонда (уставного капитала).

14. В ходе рассмотрения заявления налогоплательщика источниками анализируемых данных являются Центральная база данных, иные базы данных налоговых органов, министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах, а также сведения, представленные налогоплательщиками.

15. По результатам проверки и анализа данных налогоплательщик относится к одной из следующих групп риска:

налогоплательщик с высоким уровнем налогового риска;

налогоплательщик со средним уровнем налогового риска;

налогоплательщик с низким уровнем налогового риска.

16. В целях настоящего Положения к группе налогоплательщиков с высоким уровнем налогового риска относятся налогоплательщики, у которых выявлен хотя бы один из следующих признаков:

не установлена личность руководителя или лица, осуществляющего руководящие функции или функции финансового управления, либо трудовые договоры, заключенные с указанными в заявлении лицами, не подтверждены в Единой национальной системе труда;

в базе данных налогового органа отсутствуют сведения об учредителе (участнике);

налогоплательщик отсутствует по адресу государственной регистрации;

при отсутствии собственного недвижимого имущества отсутствует арендуемое или безвозмездно используемое недвижимое имущество;

адрес налогоплательщика отсутствует в базе данных адресно-справочного бюро;

адрес налогоплательщика совпадает с адресом номинального местонахождения;

несоответствие осуществляемых сделок (операций) виду и особенностям деятельности налогоплательщика, а также номенклатуре приобретаемых и реализуемых им товаров (услуг) на основании сведений, полученных при анализе счетов-фактур;

наличие непредставленной налоговой отчетности;

наличие на дату представления заявления налоговой задолженности у налогоплательщика, а также налоговой задолженности у учредителей (участников) – юридических лиц с долей в размере 50 процентов и более. При этом исключением являются случаи наличия заключения Государственного налогового комитета о нанесении этим лицам ущерба в результате природных катаклизмов, технологических аварий или других обстоятельств непреодолимой силы, а также об отложении их финансирования из бюджета (государственных целевых фондов) либо об отложении оплаты выполненного государственного заказа, выполненных работ и (или) оказанных услуг для нужд государства или органов местной государственной власти;

присоединение (слияние) к налогоплательщику другого налогоплательщика, у которого имеется налоговая задолженность или высокий уровень налогового риска;

руководитель обращающегося налогоплательщика одновременно является руководителем другого налогоплательщика (юридического лица), и у этого налогоплательщика имеется налоговая задолженность либо непредставленная налоговая отчетность. При этом во внимание принимаются случаи, когда имеющаяся налоговая задолженность образовалась не в период руководства данных лиц или налоговая отчетность не представлялась с того периода;

осуществление руководства или учредительства (участия) лицом, ранее являвшимся руководителем или учредителем (участником) в организации, признанной банкротом, и привлеченного к ответственности в качестве руководителя или учредителя (участника) за намеренное уклонение от уплаты налогов. При этом настоящее требование принимается во внимание в случаях, когда доля учредителя (участника) составляет 50 процентов и более;

осуществление руководства или учредительства (участия) лицом, включенным в категорию высокого уровня риска и привлеченного к ответственности в качестве руководителя или учредителя (участника) за намеренное уклонение от уплаты налогов. При этом настоящее требование принимается во внимание в случаях, когда доля учредителя (участника) составляет 50 процентов и более.

17. В целях настоящего Положения к группе налогоплательщиков со средним уровнем налогового риска относятся налогоплательщики, у которых выявлен хотя бы один из следующих признаков:

наличие фактов несвоевременного представления налоговой отчетности за последние двенадцать месяцев;

численность сотрудников или наемных работников составляет менее 4 человек;

необеспеченность необходимыми производственными, торговыми, складскими зданиями и территориями, а также другой соответствующей материально-технической базой в зависимости от вида деятельности налогоплательщика;

наличие на момент представления заявления остатка товарно-материальных ценностей в размере, превышающем размеры, установленные пунктом 1 части первой статьи 461 Налогового кодекса.

18. В целях настоящего Положения к налогоплательщикам с низким уровнем налогового риска относятся налогоплательщики, у которых не выявлены признаки для включения в группы налогоплательщиков с высоким и средним уровнем налогового риска.

19. Уведомление об отнесении заявителя к одной из групп налогового риска направляется в персональный кабинет налогоплательщика не позднее одного рабочего дня со дня завершения проведенного анализа.

 

ГЛАВА 5. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПОСТАНОВКЕ НА СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ

20. На основании отнесения налогоплательщика к одной из групп налогового риска налоговый орган в течение двух рабочих дней после рассмотрения заявления, а также завершения проверки и анализа указанных в нем сведений принимает решение:

об отказе в постановке на специальный регистрационный учет – по налогоплательщикам с высоким налоговым риском;

о постановке на специальный регистрационный учет с проведением проверочных мероприятий налогового контроля в течение последующих двенадцати месяцев – по налогоплательщикам со средним налоговым риском;

о постановке на специальный регистрационный учет –
по налогоплательщикам с низким налоговым риском.

21. Решение о постановке на специальный регистрационный учет плательщиков налога на добавленную стоимость принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

В случае представления заявления о постановке на специальный регистрационный учет плательщиков налога на добавленную стоимость в налоговых органах в сроки, установленные пунктом 12 настоящего Положения, а также при превышении сумм реализации товаров (услуг) размера, установленного пунктом 1 части первой статьи 461 Налогового кодекса, налогоплательщик считается поставленным на специальный регистрационный учет с первого числа месяца, следующего за месяцем представления налогоплательщиком заявления.

При этом в случае представления заявления о постановке на специальный регистрационный учет плательщиков налога на добавленную стоимость в налоговых органах
в сроки, установленные пунктом 10 настоящего Положения, налогоплательщики, в отношении которых не применяется уплата налога с оборота в соответствии со статьей 461 Налогового кодекса, считаются поставленными на специальный регистрационный учет со дня возникновения обязательства по уплате налога на добавленную стоимость.

22. В отношении налогоплательщика со средним налоговым риском налоговый орган после постановки на специальный регистрационный учет осуществляет мероприятия налогового контроля (осмотр, опрос, камеральные и выездные налоговые проверки, контроль за соответствием отчетного и фактического количества работников) в порядке, установленном законодательством.

23. Один экземпляр обоснованного решения о постановке на специальный регистрационный учет или об отказе в этом направляется в персональный кабинет налогоплательщика в течение одного рабочего дня с даты его принятия.

24. Налогоплательщик, получивший отказ в постановке на специальный регистрационный учет, вправе вновь подать заявление после устранения обстоятельств, приведших к отказу в постановке на специальный регистрационный учет, либо обжаловать решение об отказе в вышестоящий налоговый орган или в суд.

 

ГЛАВА 6. ПОВТОРНАЯ ПОСТАНОВКА НА СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

25. Повторная постановка на специальный регистрационный учет плательщика налога на добавленную стоимость производится в случае изменения наименования юридического лица, фамилии, имени либо отчества индивидуального предпринимателя.

Повторная постановка на специальный регистрационный учет плательщика налога на добавленную стоимость не приводит к изменению НДС-номера и не влияет на исчисление налога на добавленную стоимость как самим налогоплательщиком, так и его контрагентами.

26. Повторная постановка на специальный регистрационный учет плательщиков налога на добавленную стоимость осуществляется в автоматическом режиме путем внесения изменений в базу данных налоговых органов на основании сведений, поступивших из Агентства государственных услуг Республики Узбекистан.

ГЛАВА 7. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК СНЯТИЯ СО СПЕЦИАЛЬНОГО РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА

27. Снятие со специального регистрационного учета осуществляется в следующих случаях:

налогоплательщики, перешедшие на уплату налога на добавленную стоимость в добровольном порядке, вправе повторно перейти на уплату налога с оборота не ранее чем через двенадцать месяцев при условии непревышения по итогам текущего налогового периода сумм реализации товаров (услуг) размера, установленного пунктом 1 части первой статьи 461 Налогового кодекса;

при ликвидации юридического лица – плательщика налога на добавленную стоимость;

при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость.

28. Снятие со специального регистрационного учета осуществляется по решению налогового органа, принятого на основании:

заявления налогоплательщика о добровольном снятии со специального регистрационного учета, представленного в налоговый орган по форме согласно приложению N 2** к настоящему Положению;

сведений об исключении субъекта предпринимательства из Единого государственного реестра субъектов предпринимательства в связи с его ликвидацией;

документов о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности.

29. Налогоплательщик перестает быть плательщиком налога на добавленную стоимость:

с начала календарного года, в котором юридическое лицо переходит на уплату налога с оборота на основании уведомления, представленного в налоговый орган не позднее десяти рабочих дней с начала календарного года;

со дня исключения из Единого государственного реестра субъектов предпринимательства;

со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности.

30. Решение о снятии со специального регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, и в реестре плательщиков налога на добавленную стоимость устанавливается статус свидетельства – прекращенное.

 

ГЛАВА 8. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА

31. Решение о приостановлении действия свидетельства может быть принято налоговым органом в следующих случаях:

наличие налоговой задолженности, за исключением случаев наличия заключения Государственного налогового комитета о неуплате данной налоговой задолженности по причинам, не зависящим от налогоплательщика. При этом по мероприятиям, подлежащим осуществлению в рамках дела о банкротстве или судебной санации, правила исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость сохраняются в соответствии с налоговым законодательством;

в случае неосуществления финансово-хозяйственной деятельности в течение более трех месяцев, за исключением лиц, деятельность которых носит сезонный характер;

при выявлении признаков, указанных в пункте 16 настоящего Положения (за исключением случаев, являющихся основанием для аннулирования свидетельства).

32. Приостановление действия свидетельства осуществляется автоматически с обеспечением автоматического направления уведомления об этом в персональный кабинет налогоплательщика. При этом сведения в базе данных налоговых органов анализируются в автоматическом режиме на ежедневной основе и при выявлении случаев, указанных в настоящей главе, действие свидетельства автоматически приостанавливается.

33. Сведения о налогоплательщиках, действие свидетельств которых приостановлено, размещаются на официальном веб-сайте Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.

34. Налогоплательщик, действие свидетельства которого приостановлено, вправе обжаловать данное решение (уведомление) в вышестоящий налоговый орган либо в суд в порядке, установленном статьей 231 Налогового кодекса.

После устранения обстоятельств, явившихся причиной приостановления действия свидетельства, и отражения этих изменений в базе данных налоговым органом в течение одного дня обеспечивается автоматическое возобновление действия свидетельства.

Суммы налога на добавленную стоимость, отнесенные в зачет по фактически полученным или ввезенным (импортированным) товарам (услугам) до вынесения налоговым органом решения о приостановлении действия свидетельства, не подлежат корректировке.

 

ГЛАВА 9. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК АННУЛИРОВАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА

35. Решение об аннулировании свидетельства может быть принято налоговым органом в следующих случаях, установленных судом:

оформление свидетельства на основании представленных налогоплательщиком недостоверных, подложных документов;

выявление при проведении налоговой проверки несоответствия банковских операций виду и особенностям деятельности хозяйствующего субъекта, а также номенклатуре приобретаемых и реализуемых товаров (услуг);

выявление при проведении налоговой проверки, что основной целью, преследуемой налогоплательщиком при заключении сделки, была неуплата налога на добавленную стоимость либо предоставление другому лицу возможности необоснованного принятия к зачету суммы налога на добавленную стоимость, а также если обязательство по сделке (операции) выполнено лицом, не являющимся стороной договора, или лицом, на которого договором или законом не возложено обязательство выполнения сделки (операции);

признание осуществления налогоплательщиком лжепредпринимательства.

36. Решение об аннулировании свидетельства принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. При этом аннулирование свидетельства производится с даты его выдачи.

37. Решение о прекращении действия свидетельства может быть принято налоговым органом в следующих случаях:

невозобновление налогоплательщиком действия приостановленного свидетельства более девяти месяцев;

при снятии со специального регистрационного учета в порядке, предусмотренном главой 7 настоящего Положения.

38. Сведения о лицах, свидетельства которых аннулированы или действие свидетельств которых прекращено, размещаются на официальном веб-сайте Государственного налогового комитета.

39. Налогоплательщик, свидетельство которого аннулировано или прекращено, вправе обжаловать такое решение в вышестоящий налоговый орган или в суд.

 

ГЛАВА 10. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
СВИДЕТЕЛЬСТВА

40. При постановке на специальный регистрационный учет Государственный налоговый комитет формирует свидетельство по форме согласно приложению N 3** к настоящему Положению.

41. Свидетельство формируется в электронной форме не позднее одного рабочего дня с даты принятия решения о постановке налогоплательщика на специальный регистрационный учет.

42. Свидетельство в электронной форме направляется в персональный кабинет налогоплательщика в день принятия решения о постановке на специальный регистрационный учет.

В случае повторной постановки на специальный регистрационный учет плательщиков налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном главой 6 настоящего Положения, свидетельство в электронной форме направляет­­ся в персональный кабинет налогоплательщика в день осуществления повторного специального регистрационного учета.

43. Постановка на специальный регистрационный учет, выдача свидетельства, приостановление или прекращение его действия и аннулирование осуществляются по схеме согласно приложению N 4** к настоящему Положению.

 

ГЛАВА 11. РЕЕСТР ПЛАТЕЛЬЩИКОВ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

44. В целях обеспечения ведения единого учета плательщиков налога на добавленную стоимость, поставленных на специальный регистрационный учет, формируется автоматизированный реестр (далее – Реестр).

45. В Реестр вносятся следующие данные:

идентификационные: номер налога на добавленную стоимость; наименование – для юридических лиц; фамилия, имя, отчество – для индивидуальных предпринимателей;

регистрационные: данные о регистрационном учете, повторном регистрационном учете и аннулировании регистрационного учета плательщиков налога на добавленную стоимость;

справочные: данные, указываемые в заявлении о постановке на специальный регистрационный учет, – данные о местонахождении (почтовый адрес) плательщика налога на добавленную стоимость, фамилии, имени, отчества руководителя юридического лица – плательщика налога на добавленную стоимость;

статус свидетельства: действующее, приостановленное, прекращенное либо аннулированное.

46. Формирование и ведение Реестра осуществляются Государственным налоговым комитетом, который:

разрабатывает организационные и методологические принципы ведения Реестра;

организует постановку на специальный регистрационный учет;

присваивает плательщикам НДС-номера;

разрабатывает технологии и программно-технические средства ведения Реестра;

выполняет функции администратора базы данных Реестра, в частности, сбор, анализ данных, контроль за достоверностью и актуализацией данных, их хранением, защитой, контроль за правом доступа;

обеспечивает автоматизированное ведение базы Реестра;

классифицирует выданные свидетельства в качестве действующих, приостановленных, прекращенных и аннулированных;

разрабатывает нормативные документы по созданию, ведению и пользованию данными Реестра;

обеспечивает свободный доступ к данным Реестра.

В Реестре обеспечивается ежедневное обновление данных о классификации свидетельств на основании изменений в базе налоговых органов.

 

ГЛАВА 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

47. В случае наличия сведений о налогоплательщике для проверки и анализа в налоговых органах, в том числе
в Центральной базе данных, проверка и анализ сведений о налогоплательщике осуществляются в автоматическом режиме без непосредственного контакта с налогоплательщиком.

В случае отсутствия необходимых для проверки и анализа сведений, представляемых в налоговые органы, налоговые органы вправе истребовать эти сведения от налогоплательщика и провести анализ на основании этих данных.

Также проверка фактического местоположения налогоплательщика по адресу специального регистрационного учета или выездная налоговая проверка проводится налоговыми органами с выездом на место осуществления деятельности налогоплательщика.

48. На основании приказа Государственного налогового комитета могут быть внесены изменения и дополнения в признаки (обстоятельства) налогового риска, подлежащие анализу для принятия Государственным налоговым комитетом решения о предоставлении, приостановлении и прекращении действия или аннулировании свидетельства, а также их предельно допустимые значения.

49. Реестр, а также перечень лиц, указанных в абзацах тринадцатом и четырнадцатом пункта 16 настоящего Положения, и номинальные адреса местоположения формируются Государственным налоговым комитетом и размещаются на официальном веб-сайте Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.

50. Плательщики налога на добавленную стоимость несут ответственность за нарушение порядка постановки на специальный регистрационный учет.

51. Налоговые органы осуществляют контроль за свое­временностью постановки на специальный регистрационный учет плательщиков налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Положением.

52. Должностные лица налоговых органов несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан, за:

неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей при проведении контрольных мероприятий, предусмотренных настоящим Положением;

несоблюдение требований настоящего Положения и иных актов законодательства Республики Узбекистан;

причинение материального и морального ущерба физическим и юридическим лицам в результате неправомерных действий (бездействия);

принятие решений, не соответствующих законодательству Республики Узбекистан.

53. Государственный налоговый комитет на постоянной основе проводит системный мониторинг и контроль за качественным выполнением налоговыми органами обязанностей, предусмотренных настоящим Положением.

**Приложения NN 1–4 к настоящему Положению в «НТВ» не публикуются. С полным текстом документа можно ознакомиться
в ИПС «Norma» и на сайте nrm.uz.

Прочитано: 977 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика