Norma.uz

К чему приводит «ИКПУ-творчество» и как все исправить

 

Государственный налоговый комитет на своем сайте soliq.uz предупредил, что неверное отражение ИКПУ в электронных счетах-фактурах, чеках онлайн-ККМ (виртуальных касс) и электронных договорах может привести к ошибкам, несоответствию приобретенной (оприходованной) и реализованной продукции. Однако к тем же результатам приводит и развернувшееся в последние дни бурное «ИКПУ-творчество».
На это обращает внимание налоговый консультант Гульнара ЭРГАШЕВА:

 

– Сегодня и налогоплательщики, и налоговики много сил тратят на создание ИКПУ для товаров и услуг. Я наблюдаю за Telegram-группой «Тадбиркор ва солиқчи», предназначенной для оказания практической помощи налогоплательщикам в решении проблем, связанных с исполнением налоговых обязательств. Складывается впечатление, что в последние дни у бухгалтеров нет других проблем. Практически все обращения связаны с просьбой помочь подобрать или создать ИКПУ.

И, думаю, в этом месяце переход на 17-значные ИКПУ не завершится. Будет «дубль N 2», потому что, скорее всего, через какое-то время авторы ИКПУ поймут, что с созданной базой учет товаров не наладить и ценную аналитику не составить.

Более того, уже существующая система ИКПУ приводит бухгалтеров к путанице, так как процесс выбора подходящего кода – «творческий». К одному и тому же товару могут быть применены разные ИКПУ. Ведь существуют коды, оканчивающиеся на 6 нулей без указания бренда и атрибутов, и более конкретные – для аналогичных товаров отдельных производителей. Что мешало сразу, по крайней мере, ко всем промышленным товарам создать конкретные коды, исключив для них «безымянные» нули?

И складывающаяся ситуация
не способствует точному применению даже уже созданных ИКПУ. К примеру, вчера я посетила супермаркет. Дома ради интереса посмотрела электронный чек на покупку: в нем ИКПУ дается не только в числовом значении, как в бумажном чеке,
но и с расшифровкой. И сразу бросилась в глаза ошибка! Напротив чая, который я купила в реальности, стоял ИКПУ кофе конкретной марки, конкретного производителя. Его я не покупала. Значит, была допущена ошибка при вводе информации в виртуальную кассу. Следовательно, будут неточности и в учете, и в аналитике, которую попытаются выстроить в этом магазине при помощи ИКПУ.

На мой взгляд, моделирование системы ИКПУ нужно приостановить и все еще раз тщательно продумать. Иначе «ИКПУ-творчество» будет бесконечным процессом, приносящим больше вреда, чем пользы.

 

– Как организовать работу по созданию эффективной системы ИКПУ, чтобы она не доставляла лишних хлопот ни налоговикам, ни налогоплательщикам?

– Думаю, недостаточно желания посчитать, что есть на рынке и чего на нем не хватает. Это слишком обширная и общая задача. Нужно иметь четкий и конкретный ответ на вопрос – какую информацию о потребительском рынке мы хотим получить при помощи системы ИКПУ и зачем она нужна?

Со стороны заинтересованных госорганов и хозсубъектов должен быть заказ на конкретную информацию. И тогда можно будет сразу сформировать четкие задачи и приступить к их исполнению. А сейчас складывается впечатление, что такого понимания еще нет. А если оно есть, значит, процесс по внедрению ИКПУ организован очень неумело.

Давайте еще раз посмотрим структуру ИКПУ:

 

Как видим, он достаточно емок по информации о товаре. Это открывает неограниченные возможности. Вместе с тем это еще раз подчеркивает, насколько важны четкое понимание целей и заказ на конкретную аналитическую информацию.

Поделюсь некоторыми соображениями, как можно организовать процесс создания ИКПУ, чтобы он прошел с наименьшими издержками.

1. Промышленные товары. Из процесса создания ИКПУ нужно исключить торговые организации. Они должны пользоваться теми кодами, с которыми к ним пришел товар по документам. Об ИКПУ для товаров должны позаботиться производители и импортеры. За тем, чтобы идентичные импортированные товары не получили разные коды, должны следить администраторы tasnif.soliq.uz.

2. Сельскохозяйственная продукция. Коды изначально нужно разработать централизованно, изучив наиболее востребованные на рынке сорта овощей, фруктов и прочей непромышленной продукции, поставляемой на рынок фермерами и дехканами.

3. Услуги. Коды также нужно разработать централизованно. При этом значение ИКПУ должно основываться на сущности – конечном результате оказываемых услуг (ремонте бытовой техники, банковских услуг по вкладам и т. д.).

4. Продукция общепита. Считаю, что существующие коды по общепиту – самые неинформативные и бесполезные. Если каждое заведение будет присваивать каждой своей торговой позиции ИКПУ, то этот код будет ни о чем, так как любое блюдо можно приготовить по-разному. Присваивать коды каждому блюду по этой же причине нецелесообразно. Я считаю, что для общепита ИКПУ также должны быть разработаны централизованно. Они могут принести пользу с точки зрения пищевых предпочтений населения, оценки спроса на продукты питания и объемов потребления основных и прочих продуктов питания. Следовательно, не нужно создавать ИКПУ для «Сумаляк», «Супы из рыбы», «Горячие закуски из говядины» и т. д. В классификаторе должны быть такие позиции, как, например, «Вторые блюда с основным ингредиентом – мясо баранины без добавления овощей и круп», «Вторые мучные формовые блюда с начинкой из мяса говядины», «Гарнир из рисовой крупы» и что-то в этом роде. То есть позиции должны быть емкие, представляющие ценность для учета и аналитики.

В целом, создание системы ИКПУ– очень сложный, трудоемкий процесс и, возможно, это задача для научно-исследовательского института. Может быть, нужно просто более широко применить систему идентификационных номеров товаров (штрих-кодов) и цифровой маркировки товаров? Эффективность этих систем проверена в мировом масштабе. Сделав ставку на эти всемирно признанные системы идентификации товаров, по крайней мере, не придется придумывать новую систему кодов для идентификации товаров и услуг.

Кстати, в пункте 1 постановления КМ «О мерах по внедрению Единого электронного национального каталога продукции (товаров и услуг), электронной регистрации договоров, заключенных между субъектами предпринимательства, и электронному оформлению доверенностей на получение товарно-материальных ценностей» (N 249 от 28.04.2021 г.) заложена идея поэтапной привязки ИКПУ к идентификационным номерам товаров (штрих-кодам). Получается,
что в итоге каждый штрих-код будет иметь свой аналог в системе ИКПУ? Не проще ли сразу более активно использовать штрих-коды? Они уже есть на большинстве товаров. Осталось только простимулировать тех производителей, которые еще не имеют штрих-кода на продукции.

 

Подготовил Олег ГАЕВОЙ.

Прочитано: 127 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика