Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 38 / Бухгалтеру на заметку

Три причины, по которым вы переплачиваете налоги

 

Восстановление бухгалтерского учета – одна из самых востребованных услуг на рынке консалтинга. Заказчики ожидают, что после перерасчетов придется доплачивать налоги. Но, бывает, выявляется и переплата. О том, какие ошибки бухгалтеров чаще всего приводят к переплате налогов и почему это происходит не совсем по их вине, рассказала директор консалтинговой компании «Arkad Audit» Наталья ТУРАЛИНОВА.

 

1. Работа на «дровах» (нелицензионном программном обеспечении) = переплата 700 млн сум.

Недавно столкнулась с такой ситуацией: торговая компания реализует товары в розницу и оптом на всей территории страны. Месячный оборот – более 1 млрд сум. Использует нелицензионную программу. Два бухгалтера отражают поступление товаров на основной склад, внутреннее перемещение товаров между складами, списание розничных и оптовых продаж, торговые бонусы, скидки и прочее. Параллельно вручную заполняются электронные счета-фактуры и продажи онлайн-касс. Синхронизировать реализацию в компьютерном учете и ЭДО нелицензионная программа не позволяет.

Номенклатура товаров большая, контрагентов много. Бухгалтеры еле успевают вбить информацию в обе системы, чтобы вовремя сдать налоговые расчеты. Времени на анализ учетных данных нет.

Наши консультанты, приступив к работе, сразу обратили внимание, что оценка товарного остатка не соответствует приходным ценам на этот товар. Например, цена 1 единицы товара – 15 тыс. сум., поступило 1 000 единиц товара общей стоимостью 15 млн сум., продано 890 единиц. Списание отражается через документ розничных продаж. Несмотря на то, что информация в документе отражена верно, при его проведении списывается только количество проданного товара – типичный «глюк» нелицензионной программы. В результате остаток в 110 единиц оценивается в те же 15 млн сум. На этот остаток ложатся новые поставки, и выявить ошибку без анализа практически невозможно.

Ошибки подобного рода возникают и при отражении выручки от реализации по терминалу. При проведении документа объем реализации удваивается. Например, бухгалтер признает 200 млн сум. выручки, программа, сохраняя верные табличные данные документа, дает удвоенную проводку в 400 млн сум.

Понятно, что перегруженный бухгалтер должна вовремя сдать Расчет налога на прибыль. И, не имея времени или должной компетенции, она сдает Расчет, опираясь на показатели оборотно-сальдовой ведомости, облагая налогом завышенную несуществующую прибыль.

Возврат налога на прибыль за один год, по которому был восстановлен учет в лицензионном программном обеспечении, составил 700 млн сум. Мы ответили на все запросы налоговых органов в рамках камеральной проверки при пересдаче налога на прибыль с уменьшением налоговой базы. Наши услуги по восстановлению составили 60 млн сум.

Уверена, бизнес не должен экономить на программном обеспечении и на штате бухгалтерии. Если бухгалтер целыми днями вносит первичную документацию в 1С, 1UZ и ЭДО, то у него физически нет времени анализировать учетные данные. Он перегружен, поэтому должен быть застрахован от сбоев программы. При недостоверности накопленных данных учета сделать налоговый расчет, приближенный к действительности, может только эксперт, владеющий точками контроля анализа оценки балансовых показателей при сдаче расчетов налога на прибыль и НДС.

Другой пример – производственное предприятие. Компания имеет незавершенное производство. При анализе производственной деятельности мы вывели формулу расчета себестоимости готовой продукции и стоимости остатков незавершенного производства.

Цикл производства короткий – всего 3 дня. Это означает, что в течение месяца есть примерно 10 поступлений готовой продукции на склад. Анализируем себестоимость каждого выпуска готовой продукции по данным программы и не можем понять, почему она разная. Себестоимость готовой продукции, выпущенной в начале месяца, дороже следующих выпусков в несколько раз. Годовая сумма расхождений составила порядка 600 млн сум. Как выяснилось, все накладные расходы, приходящиеся на незавершенное производство, в течение месяца не распределялись на все выпуски ГП, а просто прибавлялись к остатку партии незавершенки на конец месяца. Этим и объяснялся разрыв себестоимости, который при масштабах деятельности предприятия оказал ключевое влияние на налоговую и финансовую отчетность.

Понятно, если бухгалтер не располагает временем и (или) достаточной компетенцией в этом вопросе, то трудно сразу понять неточность расчета себестоимости. При пересчете и правильно выбранном методе списания готовой продукции возврат налога составил 44 млн сум.

2. Неверный выбор метода бухгалтерской учетной политики = переплата 480 млн сум.

Это одна из самых распространенных ошибок бухгалтеров, приводящая к переплате налогов.

Случай из практики: оптово-розничная компания, оборот – около 10 млрд в месяц. Товар импортируется, поступает на основной склад, откуда идет оптовая отгрузка. Часть товара перемещается в собственные торговые точки предприятия для розничной реализации.

Из-за того, что номенклатура импорта широкая, товар одного и того же наименования поступает десятками партий, есть и оптовая, и розничная торговля, учитывать движение товара непросто. И хотя любое перемещение отражается в программе и распечатываемом документе и контролируется материально ответственным лицом, компания имеет плачевную картину состояния остатков. Из-за ошибок имеем пересорт и неуверенность в себестоимости реализации, а стало быть, и в налоговых расчетах. Ведь товар импортируется, оценка каждой партии зависит от курса инвалюты, и это колебание в объемах поставок предприятия является значимым.

Бухгалтер работает по методу FIFO, требующем безупречного учета входящих и исходящих партий товара. На вопрос, почему именно этот метод выбран, отвечает: «Так было до меня».

По нашему мнению, в розничной торговле оптимально использовать метод учета товаров с наценкой, но бухгалтеров пугает отказ от количественного учета. Хотя если правильно оформлять первичные документы, то они подтверждают верность рассчитанных показателей товарооборота,
а инвентаризация дает количественные данные. Можно применить и Aveco. Для бухгалтерского учета розницы отличным решением является применение не непрерывной, а периодической системы учета в целом.

При восстановлении учетных данных возврат налога составил 480 млн сум.

3. Несоответствие внутренней учетной документации фактическому движению ТМЗ = переплата 280 млн сум.

Снова оптово-розничная торговля. Товарно-транспортные накладные на перемещение товара с основного склада в торговые точки бухгалтерия оформляет на основании предзаказов. По факту в момент отгрузки происходит пересорт. Например, отгружается ламинат определенной номенклатуры, но другого цвета, нежели указано в ТТН. Ежемесячно проводится инвентаризация, выявляемые несоответствия оформляются как излишки и недостача.

Повторюсь, по факту это пересорт. Весь непроданный ламинат – на месте, просто он другого цвета... Как правило, существует и небольшой процент реальной недостачи– срабатывает человеческий фактор при таком объеме продаж ходового товара.

Каким образом бухгалтер выравнивает товарные остатки учетных данных и фактических? Он списывает ламинат одного цвета, оформленный как недостача, и приходует ламинат другого цвета как излишек.

Далее бухгалтер открывает НК и видит, что излишки включаются в совокупный доход, а списание невозмещаемой недостачи признается невычитаемым расходом и оборотом по НДС. В результате налоговые доначисления – 280 млн сум.

Главная проблема заключается даже не в бухгалтерской работе, а в контроле складского учета. Что происходит
в данной ситуации? Бухгалтерия сначала списывает отгрузку (формируя ТТН), а затем склад отгружает товар по факту.
А должно быть наоборот: сначала операция, по ней – достоверный первичный документ, и уже по нему – отражение в учете. На наш взгляд, это ошибка менеджмента, которая приводит к росту налогов.

Второй момент – документальное оформление пересорта. Учитывая сумму доначислений, мы предвидели возможное пристрастие налоговых органов в этом вопросе. Мы знаем, что нормы статьи 14 НК определяют приоритет экономической сути над юридическим оформлением, и статья должна работать не только против налогоплательщика, но и в его пользу. Однако посчитали достаточно большим риск, что налоговые органы признают недостачу при пересорте оборотом по НДС. Поэтому нам пришлось полностью восстановить отражение списания по фактической реализации по всем торговым точкам, а также весь объем первичной документации.

Фактическая, физическая недостача товара была обложена в соответствии с законодательством. Возврат налога составил 280 млн сум.

 

Вывод

К сожалению, после возврата налогов в таком объеме бухгалтера, как правило, увольняют. При этом компания может лишиться сотрудника, уже понимающего специфику учета и достаточно лояльного к ней.

Необходимо пересмотреть методы внутреннего контроля, внедрить правильный документооборот внутри компании, не жалеть денег на покупку лицензионного современного программного обеспечения. Бизнес должен понимать,
насколько это важно и выгодно – создать условия для работы бухгалтера без перегрузок, дать ему возможности для профессионального роста.

Прочитано: 145 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика