Постановлением Президента N ПП-5102 от 4.05.2021 г. предусмотрены меры по дальнейшему упрощению процесса назначения государственных пенсий и совершенствованию системы доставки пенсий и пособий гражданам.
В настоящее время при назначении госпенсий требуются 30 видов документов, в более 14 министерствах и организациях, ответственных за предоставление данных документов, отсутствуют ведомственные информационные системы, электронные ресурсы и базы данных, что препятствует отказу от ведения делопроизводства в бумажной форме.
С 1 января 2022 года:
●
госпенсии, соцпособия, компенсации и иные выплаты, финансируемые Пенсионным фондом, будут выплачиваться коммерческими банками и иными специализированными организациями, отобранными на основе тендеров. Тендеры проводятся отдельно по Республике Каракалпакстан, областям и г. Ташкенту каждые 3 года. На коммерческие банки и иные специализированные организации также возлагается обязательство по доставке пенсий и пособий непосредственно в сходы граждан махаллей и по адресу проживания граждан в форме наличных денежных средств;
●
исходя из условий доставки пенсий и пособий оплата услуги может составлять до 1 % от суммы, выплачиваемой (доставляемой) пенсии и пособия в дифференцированном порядке. Расходы, связанные с доставкой пенсий и пособий, оплачиваются Пенсионным фондом и республиканским бюджетом.
С 1 июля 2022 года:
●
при назначении госпенсий отменяется истребование от граждан документов о трудовом стаже, зарплате, периодах обучения в вузе и военной службы. Для граждан, не работающих на момент возникновения права выхода на пенсию, внедряется услуга внесения в Межведомственный программно-аппаратный комплекс «Единая национальная система труда» (ЕНСТ) сведений о трудовом стаже. Сведения вносятся согласно их трудовым книжкам путем обращения граждан в центры содействия занятости;
●
госпенсии назначаются на основании электронных данных, внесенных в ЕНСТ. Документы о трудовом стаже, зарплате, периодах обучения в вузе и военной службы граждан Пенсионный фонд получает через ЕНСТ на основе электронного документооборота;
●
для назначения госпенсий от граждан истребуется исключительно паспорт либо ID-карта.
Пенсионному фонду предоставлено право направления в Фонд соцразвития и материального стимулирования работников ПФ 20 % доходов, полученных от размещения временно свободных средств на депозиты коммерческих банков.
До 1 июля 2022 года в каждом регионе на базе имеющихся зданий Пенсионного фонда будут созданы по одному «образцовому отделу Пенсионного фонда», оборудованному на основе минимальных требований, предъявляемых к зданиям ПФ.
До 2024 года здания районных (городских) отделов Пенсионного фонда во всех регионах республики будут поэтапно приводиться в соответствие с минимальными требованиями, предъявляемыми к таким зданиям.
Утверждены:
●
«Дорожная карта» по внедрению автоматизированной системы назначения и выплаты государственных пенсий гражданам;
●
Структура исполнительного аппарата, типовые структуры территориальных управлений и районных (городских) отделов Пенсионного фонда.
Документ официально опубликован в Национальной базе данных законодательства (lex.uz) и вступил в силу 5.05.2021 г.
Эльмира Сиразиева.