Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 11 / Все про МСФО

Во что обойдется предприятию переход на МСФО

 

Постановлением Президента «О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчетности» (N ПП-4611 от 24.02.2020 г.) ряду субъектов с 1 января 2021 года предписано вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность (начиная с итогов 2021 года) на основе МСФО. На практике это требование не всегда выполняется, и учет ведется на основе НСБУ. Как этим предприятиям сформировать отчетность по МСФО? Своим мнением по этому вопросу поделилась эксперт Гузаль ИСЛАМОВА. 

 

«Плохая» вступительная отчетность

Первое применение МСФО – сверхважный процесс, к которому нельзя относиться, как к простой задачке.

Возьмем, к примеру, учетную политику: она не подлежит пересмотру, только если не будет изменений в МСФО. Большинство изменений в учетной политике приводят к ретроспективному пересмотру отчетности.

Проще говоря, переходящее на МСФО предприятие самостоятельно не может составить учетную политику по МСФО, так как нет опыта и сотрудников, которые могут сделать это правильно. Нанимается консультант, который пишет им учетную политику из имеющихся «заготовок». Эта учетная политика в целом применима с точки зрения требований стандартов. Но у руководства в силу операционной загруженности нет времени ее изучить, чтобы понять последствия. Или нет достаточного понимания практического применения ее положений. В итоге, когда формируется отчетность, финансовый результат сильно удивляет собственников…

Начинают выяснять, почему так случилось, и приходят к пониманию, что при выборе другого метода учета можно было получить более адекватные к деятельности предприятия результаты.

Что делать в такой ситуации? Менять учетную политику и пересматривать все предыдущие отчеты? Это новые расходы и перерасчеты…

Кроме учетной политики, при первом применении могут быть совершены значительные ошибки с точки зрения МСФО. Если они не выявятся ни в первый, ни во второй год представления отчетности, то могут методологически «тянуться» именно с этого времени.

При исправлении таких ошибок есть также требование пересматривать отчетность ретроспективно. Конечно, в отношении каждой отдельной ситуации с разными активами у стандартов есть свое требование по пересмотру, но сейчас мы говорим о глобальных рисках «плохой» вступительной отчетности по МСФО.

Итак, независимо от целей перехода на МСФО (задача по привлечению иностранных инвесторов, выход на международные фондовые рынки или просто требование регулятора), следует очень внимательно отнестись к формированию первой отчетности. И это призыв не к бухгалтеру, а к руководителям предприятий. В большей степени «правильный» переход на МСФО могут обеспечить только они.

 

Варианты перехода на МСФО

Чтобы составить отчетность по МСФО для предприятий, которые до сегодняшнего дня вели учет по национальным стандартам, есть
2 варианта: трансформация национальной отчетности или ведение параллельного учета. Рассмотрим плюсы и минусы обоих вариантов и попробуем понять смету расходов.

Следует отметить: если в национальном законодательстве определено, что такое ведение учета (ст. 4 З-на «О бухгалтерском учете»), то в МСФО нет четкого руководства по этому вопросу. Каким методом будет вестись учет по МСФО – выбирать самому предприятию исходя из возможностей, готовности сотрудников к внедрению, доступности ресурсов, масштабов деятельности и рисков, сопровождающих такое внедрение.

 

1. Трансформация отчетности по НСБУ в МСФО-отчетность

Это адаптация и конверсия отчетности по НСБУ путем реклассификации счетов и операций. Проще говоря, трансформация предполагает перекладку статей существующей национальной отчетности согласно требованиям МСФО.

Плюсы: этот метод хорошо применять для компаний, у которых небольшое количество операций в учете либо эти операции очень однотипны. При правильной организации метод существенно экономит время. Если предприятие не рискует делать трансформацию самостоятельно и нанимает консультантов и аудиторов, то существенно экономится время на разработке трансформационных таблиц и их заполнении. Избежать этого метода, если вы собираетесь выпустить полный пакет отчетности по МСФО за 2021 год, вам не удастся.

Минусы: если трансформация делается своими силами, то в составе финансовой службы должны быть специалисты, которые смогут составить трансформационные таблицы (например, в MS Excel или аналогах), внести правильно информацию и сформировать трансформационные проводки. Это займет время, если, конечно, вы не переманите к себе за приличное вознаграждение специалиста с готовыми разработками инструментов для трансформации.

Если же вы нанимаете специалистов, то тут сложностей 2: чаще всего вам не дадут в итоге трансформационные таблицы, потому что это собственные разработки консультантов и аудиторов и это их инструмент заработка. Во-вторых, даже если вы их получите, то не разберетесь в них самостоятельно. Проще говоря, вы останетесь только с результатом – отчетностью по МСФО – и у вас не будет сотрудников, которые понимают процесс. Еще есть вариант – нанять консультантов, которые персонально для вас разработают такие таблицы и обучат персонал.

Важно также понимать, что при трансформации работа ведется с оборотно-сальдовой ведомостью, которая соответствует «закрытой» отчетности по НСБУ. Более того, национальная отчетность должна быть не только подготовлена и утверждена, но и качественно проверена независимыми аудиторами.

Все ошибки в национальной отчетности перейдут в отчетность
по МСФО при трансформации.

 

Неявными расходами при трансформации отчетности станет время, которое производственный, инженерный персонал и сотрудники отдела кадров и бухгалтерии будут тратить для «добывания» информации, не уделяя это время своим прямым обязанностям.

Ну и в другом варианте – они из-за повседневной загруженности не будут уделять должное внимание этой задаче. Тогда и отчетность будет некачественной, и времени на нее впоследствии консультанты или свои же сотрудники потратят больше, а значит, отчетность в конечном счете обойдется вам дороже.

Вывод: если будет поставлена задача – вести налоговый учет на базе данных бухгалтерского учета по МСФО, то применение трансформации сильно усложнит задачу. На мой взгляд, трансформация – это быстрое решение задачи соответствовать требованиям регулятора. Если предприятие понимает и знает, что сможет в кратчайшие сроки воспользоваться выгодами отчетности по МСФО, то ему следует после применения трансформации рассматривать метод параллельного учета по МСФО. Это приведет к внедрению более жестких регламентов внутреннего контроля и пересмотру всей системы не только учета, но и эффективности использования активов.

 

2. Параллельный учет 

Он предполагает одновременное отражение всех операций как по
отечественным стандартам, так и по МСФО. Тут без специалистов, которые занимались бы только МСФО-отчетами, в штате не обойтись.

Это не могут быть просто три обученных сотрудника бухгалтерии, которым в дополнительную нагрузку к их работе поручают ведение учета по МСФО. В реалиях жизни штатные бухгалтеры занимаются одновременно всем: учетом, проверкой договоров, истребованием дебиторки, переговорами с банками по кредитам, с налоговой – по требованиям, судебными разбирательствами, прохождением аудита, работой с персоналом и т. д., и т. п. Возложить на них еще и ведение учета по МСФО –
это просто получить «больного» бухгалтера и очень некорректную отчетность по МСФО.

Построение параллельного учета потребует выделения сотрудников в отдел по подготовке отчетности по МСФО. Такой порядок даст вам дополнительный бонус, создав внутренний контроль за операциями финансового учета.

Плюсы: использование параллельного учета даст вам оперативную отчетность по МСФО, собственные инструменты и квалифицированных сотрудников. Если разумно решится вопрос с налогообложением и правилами расчета налоговых баз на основании информации МСФО-учета, то в этом случае будет гибкость перехода на такую систему учета.

Минусы: достаточно долгий процесс перехода – тут без консультантов на первых порах предприятие также не обойдется. Те, кто проходил внедрение автоматизированной системы бухгалтерского учета, знают, сколько сложностей даже в национальном учете, по которому уже наработана 30-летняя практика применения. А внедрять то, что еще является белым пятном для большинства предприятий, которые, по сути, должны быть «приемщиками и заказчиками системы», – задача непростая и недешевая.

 

Смета затрат

Обучение и наем специалистов по МСФО


Согласно постановлению N ПП-4611 специалистов должно быть не менее трех, но это минимальное количество. На практике при обороте в 5 млн долл. США
и 1 000 операций для работы достаточно такого количества специалистов.

Будут расходы на обучение и регистрацию на экзамен, который проходит
2 раза в год. И надо понимать, что сотрудник на время обучения будет не столь эффективен в своих должностных обязанностях.

Количество персонала, занятого в процессе подготовки отчетности по МСФО, прямо зависит от масштабов самой компании и выбранного метода подготовки отчетности: параллельный учет или трансформация. В первом варианте времени на подготовку будет затрачено больше, соответственно, и трудовых ресурсов тоже.

При расчете сметы следует учесть, сколько новых штатных единиц появится
и каковы будут расходы на их содержание (не только зарплата, но и обеспечение рабочего места, дополнительные площади, администрирование их работы).

Если вы решили принять готового специалиста по МСФО, то следует помнить, что из-за большого дефицита кадров такой специалист обойдется недешево для компании. При выборе, если вы не в состоянии самостоятельно оценить опыт и знания кандидатов, привлеките специалистов для проведения собеседования (тоже расход)

Инвентаризация


Необходимо заложить в бюджет проведение тотальной инвентаризации активов и обязательств. Цель – не только определить их наличие (формальный учет), но и оценить состояние и участие в процессе производства и экономическую эффективность. Это время и большие трудовые ресурсы, соответственно,
и расходы на них


Оценка активов и обязательств


МСФО не регламентируют порядок проведения оценки – нужно ли привлекать независимого оценщика или компания может самостоятельно оценить долгосрочные активы. Но чтобы подтвердить, что оценка была адекватной, предприятию при самостоятельной оценке придется представить документальные подтверждения – по методу, примененному к оценке,
и профессионализма сотрудника, проводившего ее.

Но даже если вы получите отчет независимого оценщика с указанием «новой цены» актива, работа по оценке активов на этом не закончится. И уже ваши сотрудники (или консультанты) продолжат решать вопросы, связанные
с требованием МСФО по оценке активов и их учету в составе активов

Консультанты и аудиторы


Тут все зависит от принятого решения:

1) трансформация своими силами. При этом консультант работает по принципу «спросили-ответили» или может помочь в разработке трансформационной таблицы и обучении сотрудников;

2) трансформация силами консультантов и аудиторов;

3) постановка параллельного учета. Тут также возможны варианты с заданием для консультанта. Это могут быть постановка учета в Excel, внедрение программного продукта, при котором консультант выступает в качестве методолога по подготовке техзадания и «стоит» на стороне заказчика при приемке работ. А может просто консультировать по частным вопросам, возникающим
при внедрении учета специалистами предприятия.

Цена консультанта зависит от принятого решения по переходу и внедрению.

Однако при выборе консультанта и аудитора тоже следует быть осторожным,
так как вы им передаете самое ценное – составление вступительной отчетности
и учетной политики, с которыми вам потом жить.

Выбирая консультанта и аудитора, помните, что в силу ограниченного количества опытных МСФО-специалистов и полного отсутствия регламентов регулятора в отношении применения тех или иных МСФО для операций по местному законодательству эта услуга не может быть дешевой. Если одно из предложений от аудиторов и консультантов сильно отличается по цене, то стоит задуматься
о качестве услуг.

Выбирая консультанта, выбирайте его как «партнера на всю жизнь». Частая смена консультантов приведет к удорожанию услуг и организационным проблемам внутри компании.

Выбирайте компанию, которая сможет обеспечить решение задач по «вашим аппетитам». Ну и, конечно же, никто не отменял предварительное знакомство
с сотрудниками, которые будут работать на проекте, анализ их резюме, проверку лицензий и сертификатов, анализ того, кто клиенты, какая репутация у компании и т. д.

Программное обеспечение и внедрение


Если компания принимает решение автоматизировать все процессы,
то надо понимать, что сначала вы их должны обозначить, а потом дать задание программистам. Так что рассчитывайте стоимость сначала на консультантов, которые помогут составить техзадание, а потом уже на программистов
и программное обеспечение.

Не забудьте, что стоимость программы учета – это не только первичные затраты, но и ежегодное обновление лицензий и обслуживание

Аудит отчетности по МСФО


Это еще один расход, который, возможно, и сейчас есть в рамках аудита национальной отчетности. Но стоит понимать, что аудит отчетности, составленной по международным стандартам, обойдется дороже в силу сложности


Прочие затраты


«Дорогостоящая» статья при внедрении МСФО – это создание системы информационных потоков (документооборота и иных процессов).
Для выполнения требований МСФО по проведению оценочного теста стоимости долгосрочных активов необходимы постоянный сбор информации
об эффективности активов и анализ пользы от их будущего использования.

Еще одной сложной задачей является организация системы контроля
по операциям со связанными лицами

Потратим деньги и получим систему отчетности по МСФО?

Увы, это не совсем так. Система МСФО – это постоянный процесс совершенствования внутренней системы контроля, процесса контроля дебиторской задолженности и закупа, сохранности и эффективности активов, необходимость обновлять систему работы с кадрами и пересматривать внутренний документооборот.

Система национальных стандартов хорошо работает в рамках «административной экономики», но она неадекватна при рыночных отношениях. К сожалению, экономическая среда не перешла к свободным рыночным отношениям в стране, что также будет препятствовать пониманию и внедрению МСФО.

При этом и в самих МСФО остается много «белых пятен» и нерешенных проблем, а также не свойственных нашему восприятию трактовок хозяйственных операций. Все это не помогает быстрому, простому и легкому переходу. Это тяжелый и дорогостоящий беспрерывный процесс, в который будут вовлечены все отделы службы компании, а возглавлять и нести большую нагрузку должны руководители предприятия.

Резонный вопрос:
в чем плюсы внедрения МСФО?

Если говорить о краткосрочных выгодах – это, безусловно, возможность более дешевого доступа к финансированию со стороны иностранных банков и международных финансовых институтов. Как правило, при наличии подтвержденной отчетности по МСФО компания может получить лучший кредитный рейтинг и более низкую ставку.

Долгосрочный бонус для руководителей и собственников – получение более достоверной информации о состоянии предприятия, стоимости активов и эффективности их использования. Информация данных по МСФО позволит принимать эффективные управленческие решения как для операционной, так и для инвестиционной деятельности. Усиление системы внутреннего контроля, без которой сложно получать информацию для МСФО-отчетности, покажет «узкие места» производства, поможет увеличить потенциал предприятия и улучшить качество продукции или услуг.

Прочитано: 788 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика