Согласно НСБУ N 19 количество инвентаризаций в финансовом году определяет руководитель организации.
Имеет ли аудиторская организация право настаивать на проведении дополнительных инвентаризаций?
– Действительно, согласно НСБУ N 19 «Организация и проведение инвентаризации» (рег. МЮ N 833 от 2.11.1999 г.) количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень инвентаризируемых активов и обязательств устанавливает руководитель хозяйствующего субъекта. Но из этого правила есть исключения. Так, проведение инвентаризации обязательно
(пп. 1.5, 1.6, 2.7 НСБУ N 19):
Основания
|
Периодичность
|
При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании госпредприятия (разгосударствлении)
|
В момент совершения сделки
|
Перед составлением годовой финансовой отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась
|
Инвентаризация ТМЗ производится Инвентаризация ОС производится |
Инвентаризация денежных средств, денежных документов, ценностей
|
1 раз в месяц
|
Инвентаризация ГСМ, продуктов питания
|
Ежеквартально
|
Инвентаризация драгоценных металлов
|
В соответствии с отраслевыми инструкциями
|
В отдельных местностях
|
В период наименьших остатков производственных запасов
|
При переоценке ОС и ТМЦ
|
В момент переоценки
|
При смене материально ответственных лиц
|
На день приемки-передачи дел
|
При установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей
|
При установлении соответствующего факта
|
В случае стихийных бедствий, пожара, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями
|
По факту случившегося
|
При ликвидации (реорганизации) хозсубъекта перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством
|
На момент процедуры
|
При коллективной материальной ответственности
|
При смене руководителя коллектива, при выбытии из коллектива более 50 % членов, а также по требованию одного
|
Проводить инвентаризацию реже установленных случаев нельзя, ча-
ще – можно, никаких ограничений нет. Есть примеры, когда инвентаризация товарных остатков проводилась ежемесячно. И это свидетельствует о высоком качестве учета в организации.
Теперь рассмотрим случаи инвентаризации с участием аудиторской организации. Здесь 2 ключевых фактора: стандарты, которых придерживается заказчик аудиторской проверки, и срок заключения договора с аудиторской организацией.
Если организация работает по НСБУ и заключает договор с аудиторской организацией заранее, например летом, то аудиторы сами будут заинтересованы посмотреть периодичность проведения инвентаризации и понаблюдать, поучаствовать в этом процессе. Потому что им предстоит подтвердить эти активы, подтвердить факт, что инвентаризация реальная и активы, указанные в документации, есть в наличии и соответствуют действительности.
Другая ситуация – если договор на проведение аудиторской проверки заключается в феврале, когда инвентаризация по итогам минувшего года проведена. В этой ситуации аудиторская организация может выборочно провести инвентаризацию, чтобы подтвердить данные инвентаризации, которую организация провела самостоятельно. Но полностью игнорировать инвентаризацию, которую организация провела самостоятельно, аудитор не может. Как правило, аудиторская организация инициирует проведение инвентаризации там, где очевидны какие-либо ошибки, допущенные организацией.
И, наконец, если организация работает по МСФО, то инвентаризация по настоянию аудиторской организации проводится в обязательном порядке. Это требование международных стандартов аудита.
Светлана ГОЛОСОВА,
директор ООО «Tri-S-Audit».