Norma.uz

Когда лучше «рассекретить» данные бухучета для инвентаризационной комиссии

 

Проводим инвентаризацию, все, как положено по НСБУ N 19. Но вот с завскладом вышли разногласия… Бухгалтер дал ему список имущества – наименования предметов учета без количества – и потребовал посчитать остатки. Завскладом же требует, чтобы список был с количественными данными бухгалтерии, чтобы он на них опирался.

Насколько он прав?

Как поступить, чтобы не нарушить действующие правила?

 

Ситуацию по просьбе buxgalter.uz разъяснила директор ООО «TRI-S-Audit» Светлана ГОЛОСОВА:

– Что должно быть на листе бумаги, с которым проверяющий идет считать активы, – не прописано ни в одном НПА. Этот вопрос может быть регламентирован внутренними документами организации. Или же решение по нему должны принять члены инвентаризационной комиссии по согласованию с руководителем организации.

Если проверяющие будут работать с пустым листом бумаги, все вроде бы правильно: записывай все, что увидел… Но этот вариант впоследствии будет сопряжен с проблемами, так как один и тот же предмет разные люди могут назвать по-разному. Как бы не пришлось по результатам такой инвентаризации разбирать каждую позицию в инвентаризационном листе.

Поэтому на практике инвентаризационная комиссия работает с инвентаризационным листом-таблицей, в котором приводится список проверяемых активов и напротив каждой позиции есть 2 графы. Одна – для данных бухучета, другая – для отражения фактических данных, определенных в результате пересчета.

Когда лучше проставить количественные данные согласно бухгалтерскому учету – до или после пересчета остатков?

– Решение этого вопроса – за инвентаризационной комиссией и руководством предприятия. Но если эти данные будут проставлены до пересчета, то есть большой риск, что проверяющие будут стремиться их «подогнать» под данные бухучета. Под угрозой окажутся объективность и достоверность данных.

В идеале по итогам инвентаризации данные бухучета и полученные в ходе подсчета остатков должны сойтись. Но такое бывает крайне редко. Обычно обнаруживаются:

  • недостача или излишки ТМЦ;
  • «неучтенка» – активы, которых нет в таблице и, соответственно, в бухучете (они должны быть описаны в конце результатов инвентаризации).

Поэтому в ходе и по результатам проверки инвентаризационная комиссия разбирает все подобные нестыковки. Как правило, для этого привлекаются специалисты, которые могут прояснить ситуацию.

Очень часто случается, что недостачи и «неучтенка» появляются из-за того, что один и тот же актив разные сотрудники называли в своих бумагах по-разному. Так что инвентаризационный лист со списком активов – первый шаг к беспроблемной инвентаризации.

Прочитано: 108 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2025 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика