Постановлением Президента N ПП-4884 от 6.11.2020 г. приняты дополнительные меры по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания. Документ направлен на исполнение Указа Президента «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки
в новый период развития Узбекистана» (N УП-6108 от 6.11.2020 г.).
На базе секторов по организации педагогико-психологической диагностической деятельности районных (городских) отделов народного образования образуются центры социально-психологической поддержки детей (без статуса юрлица). Их деятельность координируется Республиканским центром профориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся при МНО. В 2021/2022 учебном году параметры приема по направлениям образования в сфере психологии на основе госзаказа увеличиваются на 30 %.
Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования им. А. Авлони реорганизуется в Научно-исследовательский институт изучения проблем и определения перспектив народного образования им. А. Авлони при МНО. Институт – головное образовательное учреждение осуществляет руководство учебной, методической и научной деятельностью региональных центров по переподготовке и повышению квалификации работников народного образования Республики Каракалпакстан, областей и Ташкента.
Для проведения эксперимента по внедрению Национальной учебной программы Республиканский центр образования наделен дополнительными полномочиями. В их числе:
- Ø проведение экспертизы готовых учебников и методических пособий для учителей;
- Ø вынесение заключений об их применении в системе образования;
- Ø руководство деятельностью по апробации учебных планов, программ, готовых учебников и методических пособий для учителей.
С 1 января 2021 года:
а) внедряется новый порядок составления и проведения экспертизы тестовых заданий для поступления в госвузы, в соответствии с которым:
- Ø тестовые задания составляются на основе гособразовательных стандартов и учебных программ;
- Ø содержание тестовых материалов приводится в соответствие с учебными планами предметов в системе общего среднего образования;
- Ø одновременно с тестовыми заданиями по оценке уровня освоения абитуриентами теоретических знаний разрабатываются тестовые задания, основанные на компетенциях, оценивающие способности логического мышления, решения задач и примеров, а также уровень подготовки к следующему этапу образования;
- Ø за счет совершенствования программы Abitur разрабатывается новый программный продукт, и отборочные тестовые испытания на 2021/2022 учебный год проводятся на основе новых тестовых вопросов;
б) образуются фонды стимулирования работников народного образования при районных (городских) отделах народного образования без статуса юрлица.
В документе также содержатся поручения уполномоченным ведомствам:
а) до 1 января 2021 года – изучить опыт Финляндии в сфере образования для его внедрения в систему образования Узбекистана;
б) до 1 марта 2021 года – разработать проект закона «О статусе педагогических работников»;
в) до 1 июня 2021 года:
- Ø трансформировать процесс повышения квалификации работников народного образования в систему непрерывного повышения квалификации по принципу «образование в течение жизни»;
- Ø внедрить программы индивидуального развития работников народного образования на основе диагностики профпотребностей;
- Ø поэтапно внедрить кредитно-модульную систему в процесс повышения квалификации работников народного образования;
- Ø запустить специальную электронную платформу «Узлуксиз касбий таълим»;
г) до 1 августа 2021 года – обеспечить взаимосвязь учебных программ обязательной бесплатной годичной подготовки детей к начальному образованию и начального образования;
д) до 1 сентября 2021 года:
- Ø разработать и совершенствовать образовательные программы и сборники учебных материалов профобразования;
- Ø закрепить профшколы за работодателями для организации производственной практики исходя из территориального расположения и подготавливаемых рабочих профессий;
- Ø разработать отдельную электронную платформу, дающую возможность улучшать методическое обеспечение и доступ к новым образовательным ресурсам;
е) с 2021/2022 учебного года:
- Ø ввести в практику модули педагогической подготовки для студентов непедагогических направлений образования бакалавриата вузов;
- Ø оцифровать и сформировать электронную платформу учебников, учебно-методических и других пособий, имеющихся в базе информационно-ресурсных центров вузов, а также внедрить единую информационно-поисковую систему по данной литературе;
- Ø разработать и внедрить в практику электронные модули лекций, практических (семинарских) и лабораторных занятий, а также самостоятельных работ в разрезе каждого предмета;
- Ø поэтапно увеличить доли групп с иностранным языком обучения;
- Ø проводить прием иностранных студентов в госвузы 2 раза в год в начале каждого семестра;
ж) до 1 января 2022 года – внедрить современную форму обучения и новые педагогические и информационные технологии в систему дошкольного образования, в том числе:
- Ø разработать критерии и показатели оценки развития детей дошкольного возраста на основе международных стандартов и требований;
- Ø запустить информационную систему управления «Болалар богчаси» по мониторингу процессов развития и охвата детей дошкольным образованием;
- Ø внедрить электронные платежные системы по оплате дошкольных образовательных услуг;
- Ø интегрировать информационно-управленческую систему сферы дошкольного образования с информационными системами других министерств и ведомств.
Постановлением также утверждена Программа комплексных мер, направленных на дальнейшее совершенствование сфер образования и воспитания, и науки.
Документ официально опубликован в Национальной базе данных законодательства (lex.uz) и вступил в силу 7.11.2020 г.
Эльмира Сиразиева.