Указ Президента «О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» (N УП-6005 от 5.06.2020 г.) принят в целях повышения эффективности деятельности таможенных органов. В частности, формирования «цифровой таможни», являющейся логическим продолжением и развитием «безбумажной и электронной таможни», а также ускорения имплементации в национальное законодательство общепринятых международных норм и стандартов в сфере таможенного дела.
О Концепции
Указом Президента N УП-6005 утверждены:
- Концепция по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020–2023 годах;
- «Дорожная карта» по ее реализации.
Концепция включает в себя рекомендации Всемирной таможенной организации и подходы, основанные на опыте передовых стран по вопросам реформирования таможенного администрирования. Ею определены основные направления развития и совершенствования деятельности таможенных органов на 2020–2023 годы:
- дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в таможенной сфере;
- развитие институциональных основ деятельности и объектов инфраструктуры таможенных органов с оптимальным использованием имеющихся сил и средств;
- обеспечение прозрачности и эффективности деятельности таможенных органов посредством внедрения современных и передовых информационно-коммуникационных технологий в таможенную сферу в рамках цифровой экономики;
- совершенствование реализации фискальной функции таможенных органов, упрощение тарифного и нетарифного регулирования ВЭД;
- борьба с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства;
- подготовка, переподготовка и дальнейшее повышение квалификации и навыков сотрудников таможенных органов, усиление их социальной защиты;
- дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями и таможенными службами зарубежных стран.
Совершенствование таможенного законодательства
Для реализации положений Указа предусмотрена разработка 23 нормативно-правовых актов (6 законов, 2 решений Президента, 10 решений Кабинета Министров и 5 ведомственных актов), а также 12 автоматизированных информационных систем. Это поспособствует:
- увеличению поступлений по таможенным платежам в Госбюджет на 25 % ежегодно за счет дальнейшего совершенствования функций логического контроля информационных систем в таможенных органах;
- интенсификации пропускной способности приграничных таможенных постов в 3 раза за счет расширения и модернизации;
- сокращению времени, затрачиваемого на таможенное оформление, в 5 раз для экспорта и в 2 раза для импорта вследствие совершенствования таможенной инфосистемы «Единое окно»;
- повышению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах за счет сокращения затрат участников ВЭД;
- упрощению процессов таможенного оформления и контроля, обеспечению беспрепятственного доступа к информации без участия человеческого фактора в соответствии с международными нормами и стандартами;
- уменьшению количества правонарушений, совершаемых сотрудниками таможенных органов;
- повышению инвестиционной и туристической привлекательности страны;
- наращиванию экспортного потенциала;
- развитию инфраструктуры таможенных органов и усилению социальной защиты сотрудников.
Нововведения в таможенную практику
В 2020 году:
- с 1 августа организации железнодорожного транспорта в режиме реального времени будут представлять в таможенные органы информацию о перемещении внутри страны вагонов и контейнеров, находящихся под таможенным контролем, путем интеграции своих информационных систем;
- с 1 сентября таможенная информационная система «Единое окно» будет внедрена также и на приграничных таможенных постах.
С 1 ноября 2020 года:
- время оформления ГТД будет сокращено с 3 суток до 1 дня в зависимости от уровня риска;
- сократятся случаи таможенного сопровождения товаров с расширением использования альтернативных видов таможенного контроля;
- система управления рисками будет внедрена и на автодорожных приграничных таможенных постах;
- при временном ввозе транспортных средств перевозчику будет предоставлена возможность в режиме реального времени в электронной форме заблаговременно до истечения срока обратного вывоза продлить срок временного ввоза и уплату причитающегося сбора;
- в таможенном режиме «Переработка на таможенной территории» методика идентификации и оценки нормы выхода продукции будет разрабатываться самим субъектом предпринимательства.
После внедрения системы управления рисками из общего числа ГТД в упрощенном порядке оформлены 61,3 % в таможенном режиме «Импорт» и 83,5 % – в таможенном режиме «Экспорт».
В перспективе планируется увеличить данные показатели посредством внедрения упрощенного таможенного оформления с применением «синего» коридора. Для этого потребуется создать эффективный механизм таможенного контроля после выпуска товаров.
Функциональные задачи ГТК дополнены
На ГТК возлагаются дополнительные задачи:
- проводить таможенный аудит после выпуска товаров, предусматривающий оценку деятельности участников ВЭД, а также проверку их учета после выпуска товаров и транспортных средств;
- координировать деятельность органов санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Госграницу Республики Узбекистан и применение ими мер нетарифного регулирования ВЭД;
- проводить глубокий факторный анализ структуры и динамики импорта и экспорта товаров, а также анализ причин увеличения объемов импорта;
- устанавливать сотрудничество с заинтересованными ведомствами по вопросам углубления локализации производства и расширения промышленной кооперации.
Для эффективной реализации возлагаемых задач таможенным органам также предоставляются права:
- осуществлять таможенный аудит товаров и транспорта с выездом на места их хранения и реализации;
- проверять ведение учета ввозимых и (или) вывозимых товаров и транспортных средств, в том числе документов бухгалтерского учета и отчетности, а также первичных документов.
Для этого в структуре центрального и территориальных аппаратов ГТК создаются новые подразделения по осуществлению таможенного аудита, контроля нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности и таможенной экспертизы, анализу и сбору данных о перемещаемых товарах и транспортных средствах.
Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства ГТК уже преобразовано в Главное управление по борьбе с контрабандой и таможенного аудита. А Управление таможенной экспертизы и ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности – в Управление по контролю нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности и таможенной экспертизы.
Пресс-служба ГТК РУз.