Развитие автомобильной промышленности с одной стороны, а с другой – высокий уровень подготовки, оснащенности различных криминальных группировок, а также их осведомленность о структуре и особенностях маркирования транспортных средств (ТС) зачастую не позволяют эксперту путем исследования маркировочных обозначений, нанесенных на кузове, установить содержание идентификационного номера ТС. Более того, преступники хорошо ориентируются в маскировке автомобилей. Ранее они просто перебивали маркировочные номера на кузове (шасси), а в последние годы используют для этой цели компьютерные технологии. Например, изменяют идентификационные номера электронных блоков управления транспортных средств.
Основные способы изменения маркировки авто
Способы умышленного изменения маркировочных обозначений вне заводов-изготовителей следует отличать от исправлений ошибочно нанесенных отдельных знаков или всей маркировки на предприятии-изготовителе. Если обнаружены признаки, свидетельствующие о ее изменении, то необходимо определить, в результате чего они возникли.
Часть их образуется как при ручной набивке или исправлении ошибки на предприятии-изготовителе, так и при подделке маркировочных данных. Другая часть – только при подделке. Выявить подделку можно при проведении соответствующего исследования в экспертно-криминалистическом подразделении.
Основные способы изменения маркировки можно условно разделить на 2 группы.
Для первой группы, сопровождающейся уничтожением первичной маркировки, характерно удаление участка, части или всей маркировочной панели и замена их на другие. Чтобы идентифицировать авто в этом случае, необходим комплексный анализ.
При использовании способов изменения второй группы сохраняется первичная маркировка или ее следы, которые возможно выявить. К этой группе относят такие распространенные способы изменения маркировочных данных, как:
♦ добивка недостающих элементов в знаках первичной маркировки, имеющих сходное начертание со знаками требующейся (вторичной) маркировки поверх знаков первичной (например: 1-4, 6-8, 3-8);
♦ забивание (зачеканивание) отдельных знаков первичной маркировки и нанесение на их место других. Лишние элементы знаков заполняют пластичными массами или заплавляют и окрашивают (например: 4-1, 8-3);
♦ углубление участка маркировки, нанесение на первичную маркировку слоя металла или пластичной массы и тиснение на полученной поверхности рельефа требуемой (вторичной) маркировки с последующей окраской участка кузова;
♦ углубление участка с маркировкой и закрепление на этом месте (сваркой или наклеиванием) участка панели с иной маркировкой.
К признакам, свидетельствующим об изменении маркировки кузова, относятся:
♦ нечеткое начертание знаков, их смещение по вертикали, различные интервалы и глубина, отличие конфигурации знаков от образцов, посторонние штрихи в знаках;
♦ следы обработки поверхности под слоем эмали, увеличение толщины покрытия, а также наличие остатков шпаклевки или иных материалов на участке маркировки;
♦ различие лакокрасочного покрытия маркировочной панели и прилегающих участков, наличие следов опила (частиц) эмали на близлежащих деталях;
♦ несовпадение маркировки с ее отображением на обратной стороне панели и следы забивания знаков на ней, локальное увеличение толщины панели;
♦ сварные швы на маркировочной панели, соединение панелей сварными швами, следы сверления точек сварки и имитация точечной контактной сварки (заполнение отверстий расплавами олова или латуни) и т. п.
Способы подделки маркировочных данных определяют методы поиска и анализа «посторонних дефектов» в структуре металла под слоем лакокрасочного покрытия, таких как наличие сварного шва, зашпатлеванные элементы знаков, имитация точечной сварки и т. п.
Современные возможности при исследовании
На состояние экспертизы маркировочных обозначений ТС влияют достижения научно-технических отраслей, отражающиеся в современных методах, применяемых при исследовании объектов экспертизы.
В ряде случаев выявить изменение маркировки нетрудно, оно обнаруживается визуально при внимательном рассмотрении. Сложнее выявить первоначальное значение измененных маркировочных обозначений. В таких случаях прежде всего применяются современные приборы неразрушающего контроля, в качестве инструментальных методов исследования. Очевидным преимуществом данных методов исследования от, к примеру – химического, является то, что они не приводят к утрате первоначальных свойств объекта, их можно многократно применять. То есть всегда есть возможность перепроверки в случае проведения повторных исследований.
Несомненные достоинства инструментальных методов – простота и наглядность. Вместе с тем химический метод является наиболее распространенным классическим способом восстановления первоначальных маркировочных обозначений.
Однако практика исследования лишь маркировочных площадок с нанесенными на них обозначениями и заводских табличек снижает возможности решения вопроса о подделке маркировочных данных, получения ориентирующей информации для проверки ТС по учетам и т. д. К исследованию маркировочных данных транспортных средств необходимо подходить шире. Только комплексный подход обеспечивает достоверность и полноту результатов исследования. Он предполагает тщательный анализ определенной совокупности особенностей, характеризующих данный автомобиль. Это:
♦ исследование регистрационных документов ТС;
♦ установление года выпуска автомобиля, его модели и, если возможно, модификации, а также соответствия кузовных деталей и основных комплектующих узлов и агрегатов модели автомобиля году его выпуска;
♦ осмотр и, при необходимости, исследование лакокрасочного покрытия и следов перекраски или ремонтной подкраски;
♦ определение расположения маркировки в зависимости от модели и года выпуска ТС;
♦ исследование соединений маркируемых деталей (панелей) с прилегающими, креплений заводских табличек;
♦ исследование дополнительной и скрытой маркировки; исследование целостности маркируемых деталей;
♦ исследование особенностей маркировочных площадок (формы), фактуры поверхности;
♦ исследование самой маркировки (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение и т. п.);
♦ выявление первичной маркировки при наличии признаков ее изменения.
В связи с этим обозначилась необходимость пересмотреть подход к исследованию маркировки на транспортных средствах. В настоящее время экспертное исследование маркировочных обозначений транспортных средств не имеет самостоятельного статуса, должного положения в классификации судебных экспертиз, не разработана современная частная методика установления первоначальных маркировочных обозначений автомобиля. Кроме того, имеются неразрешенные вопросы правового и организационного характера при проведении таких исследований, а также в сфере международного сотрудничества в целях получения значимой для проведения экспертиз информации.
При этом современное состояние исследования маркировочных обозначений транспортных средств позволяет разработать новые методики и широко использовать возможности экспертизы для идентификации похищенных транспортных средств.
С внедрением новых научных достижений в экспертную практику при исследовании маркировочных обозначений ТС все чаще применяется комплекс разнородных исследований. Комплексный подход требует использования знаний трасологии, автотехники, химии, применения технико-криминалистического исследования документов и технологии производства транспортных средств, а также компьютерно-технической экспертизы. При комплексном подходе к исследованию обеспечивается взаимодействие различных наук. В арсенале экспертов комплекс методов и способов, как уже имеющихся, так и относительно недавно приобретших свое значение для исследования: использование баз данных официальных дилеров, метод технической диагностики электронных блоков управления автомобилей зарубежного производства, магнитооптический метод и т. п. Поэтому целесообразно выделить исследование маркировочных обозначений ТС в самостоятельный вид экспертизы.
Результатом такого исследования должно быть решение задачи о подлинности маркировки, содержании первичной маркировки и, в необходимых случаях, составление запроса для проверки транспортных средств по учетам угнанных и похищенных автомобилей.
Таисия Ромаданова,
ведущий эксперт
лаборатории судебно-баллистических и трасологических экспертиз
РЦСЭ им. Х. Сулеймановой.