Должен ли кто-то обеспечивать товарищества помещениями? Этот вопрос часто задают члены ТЧСЖ, которые не имеют своих офисов и ютятся как бедные родственники где попало, в основном в подвалах. Проблема эта сегодня остается открытой, в то время как в период их становления был принят ряд нормативно-правовых актов по поддержке деятельности ТЧСЖ. Они обязывали хокимияты обеспечивать товарищества помещениями не только для производственной деятельности, но и складскими помещениями для хранения строительных материалов, инвентаря, оборудования. Тогда государство делало ставку на развитие товариществ, содействовало укреплению их деятельности, оказывало большую помощь, потому что связывало с ними надежды на улучшение состояния многоквартирного жилфонда.
С того момента ТЧСЖ прошли большой путь, курс в управлении жилфондом все чаще смещается в сторону специализированных организаций по обслуживанию многоквартирных домов. Со временем товарищества были лишены помещений, выделенных им когда-то хокимиятами. Сегодня подход к вопросу такой: ТЧСЖ – это негосударственные организации, и заботиться о помещении они должны сами.
Подавляющая часть из них ютится в подвалах многоэтажек. Иногда офисы обустраивают в пристройках к домам либо используют для этого часть холла, колясочного помещения и т. д. В редких случаях махаллинские комитеты выделяют для товариществ помещения в своем здании. Если члены ТЧСЖ хотят, чтобы их офис выглядел презентабельно, то могут арендовать помещение. Но многие не готовы позволить себе этого из-за нехватки средств. Потому что арендная плата ляжет на плечи собственников и утяжелит размер взноса.
С позиций сегодняшнего дня любопытно взглянуть на содержание документов 20-летней давности, устанавливающих меры по поддержке товариществ и обеспечению их помещениями. Хороший пример тому, как государство заботилось и создавало условия для успешной деятельности ТЧСЖ. Между прочим, эти акты законодательства по сей день официально не утратили силу и не выведены из правового оборота, хотя в плане управления жилфондом изменились многие позиции и подходы.
Для справки:
«Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента:
оказывать содействие в обеспечении товариществ собственников жилья необходимыми нежилыми помещениями под складские помещения и хозяйственные нужды, а также материально-техническими ресурсами и инвентарем» (ПКМ N 178 от 18.04.2001 г.);
«Хокимиятами областей, городов и районов не уделяется внимание организации работы по оказанию практического содействия и помощи товариществам собственников жилья в обеспечении их необходимой материально-технической базой, в том числе нежилыми помещениями, материальными ресурсами, инвентарем, закреплению в законодательном порядке придомовых земельных участков, а также наделению необходимыми оборотными средствами. Вследствие чего многие товарищества собственников жилья не обладают достаточными средствами для своевременного проведения текущего и капитального ремонта жилья, благоустройства территории» (УП-3038 от 26.02.2002 г.);
«Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента:
в месячный срок обеспечить в законодательном порядке закрепление придомовых земельных участков за товариществами с выдачей государственных актов на право пользования ими, а также обеспечить нежилыми помещениями для их производственной деятельности (ПКМ N 74 от 1.03.2002 г.).