В Олий Мажлисе и профессиональных кругах широко обсуждается проект закона «Об аудиторской деятельности». Одним из наиболее обсуждаемых является вопрос о необходимости проведения профессиональными объединениями аудиторов ежегодного рэнкинга аудиторских организаций.
Как определить, кто лучший
Рейтинг (с 2008 года), а затем рэнкинг (с 2019 года) деятельности аудиторских организаций в Узбекистане начали проводить во исполнение требований постановления Президента «О дальнейшем совершенствовании деятельности аудиторских организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг» (N ПП-615 от 4.04.2007 г., утр. силу 11.01.2019 г.).
Профессиональные объединения аудиторов: Национальная ассоциация бухгалтеров и аудиторов (НАБА Уз) и Палата аудиторов Узбекистана – для проведения рейтинга деятельности аудиторских организаций разработали Положение по проведению рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций Республики Узбекистан и Методику рейтинговой оценки (NN 23, 99а от 18.04.2008 г.). Для проведения оценки было cоздано ООО «Auditreyting».
Основной целью рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций является информирование общественности, надзорных органов, инвесторов, акционеров и хозяйствующих субъектов о состоянии каждой аудиторской организации путем стратегической (комплексной) оценки его деятельности.
Рейтинг – это метод сравнительной оценки деятельности аудиторских организаций. В его основе лежит обобщенная характеристика по выбранным параметрам, позволяющая выстраивать аудиторские организации в определенной последовательности по степени убывания или нарастания данного параметра.
При проведении рейтинга ООО «Auditreyting» анализировало следующие показатели:
N п/п
|
Наименование показателей
|
Количество показателей
|
1
|
Экономическое состояние аудиторской организации
|
5
|
2
|
Корпоративный потенциал и деловая активность показателя, в том числе: |
|
2.1
|
наличие штатного сертифицированного персонала
|
7
|
2.2
|
количество сотрудников организации, участвующих в конкурсе «Лучший аудитор года»
|
2
|
2.3
|
количество занятых призовых мест в конкурсе «Лучший аудитор года»
|
3
|
2.4
|
оценка деловой активности
|
6
|
3
|
Рыночные позиции, в том числе:
|
|
3.1
|
масштабность финансовой деятельности
|
3
|
3.2
|
рентабельность
|
3
|
4
|
Динамика развития, в том числе:
|
|
4.1
|
динамика масштабности финансовой деятельности
|
4
|
4.2
|
сравнительная оценка динамики организации с сектором
|
4
|
|
Итого:
|
37
|
Для совершенствования механизма оценки деятельности аудиторских организаций было принято решение проводить рэнкинг по интересующим ранжирующим показателям, обеспечивающим объективность и независимость результата оценки (п. 2 ПП-3946 от 19.09.2018 г.).
Вопрос оценки и ранжирования деятельности аудиторских организаций, начатый в 2008 году, является очень актуальным. В настоящее время ему уделяется постоянное внимание. При этом выдвинуто требование заменить рейтинг на рэнкинг.
При этом потребителю данной информации никто не навязывает чьего-то субъективного мнения по результатам анализа и оценки места аудиторской компании в общей их совокупности. Также исключается подозрение в несовершенстве методики, которая использовалась при ранжировании и присвоении позиций в рейтинговом списке.
Рэнкинг – это ранжирование, формирование списка участников по определенным показателям (одному или нескольким) и, по сути, представляет собой базу данных для дальнейшего их ранжирования или выбора.
Ранжируемые показатели рэнкинга
N п/п
|
Наименование показателей
|
Количество показателей
|
1. Экономические
|
||
1.1
|
Чистая выручка аудиторской организации (за минусом объемов, переданных на субподряд) согласно форме N 2 «Отчет о финансовых результатах»
|
1
|
1.2
|
Размер собственного капитала аудиторской организации согласно Бухгалтерскому балансу (форма N 1) на начало и конец текущего периода рэнкинга
|
1
|
1.3
|
Размер чистой прибыли аудиторской организации согласно форме N 2 «Отчет о финансовых результатах» в текущем периоде рэнкинга
|
1
|
1.4
|
Размер страховой суммы ответственности аудиторской организации – участницы рэнкинга в текущем периоде рэнкинга
|
1
|
2. Статистические
|
||
2.1
|
Численность работников аудиторской организации, всего, согласно данным формы «Сведение об аудиторской деятельности»
|
1
|
2.2
|
Штатная численность аудиторов, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы согласно данным формы «Сведение об аудиторской деятельности»
|
1
|
2.3
|
Количество штатных аудиторов, имеющих:
|
1
|
2.3.1
|
международный сертификат бухгалтера (CIPA, ACCA, CPA) согласно данным формы «Сведение об аудиторской деятельности»
|
1
|
2.3.2
|
международный сертификат «Сертифицированный бухгалтер-практик (САР)», национальный сертификат профессионального бухгалтера, сертификат налогового консультанта или диплом по международной финансовой отчетности Ассоциации присяжных сертифицированных бухгалтеров – АССА (DipIFR)
|
1
|
|
Итого:
|
9
|
Сравнительный анализ показателей, приведенных в таблицах, показывает, что при проведении рэнкинга, в отличие от рейтинга, учитываются и ранжируются только отчетные показатели в противовес рейтинговой оценке. В ней большое значение придается сравнительным и расчетным показателям. При этом в рэнкинге анализируются в 4 раза меньше показателей. Поэтому исключается возможность ошибки эксперта при исчислении расчетных показателей, что позволяет избегать предвзятого экспертного мнения.
Учитывая, что в ООО «Auditreyting» работают специалисты, не зависимые от профессиональных организаций аудиторов и аудиторских организаций, тем самым обеспечивается объективность и независимость результата оценки.
От рейтинговой оценки к рэнкингу аудиторских организаций перешли на основе результатов критического изучения действующей практики рейтинговой оценки, а также анализа международного опыта в данной сфере.
Кому это надо
Рынок аудиторских услуг расширяется. Чтобы заявить о себе, удержаться на рынке и победить в жесткой конкурентной борьбе, отечественные аудиторские организации присоединяются к международным профессиональным сетям, ассоциациям или альянсам.
Список аудиторских организаций, осуществляющих деятельность в Узбекистане и являющихся членами международной аудиторской сети и международных ассоциаций, размещен на сайте Министерства финансов.
В него входят 23 аудиторские организации, включая филиалы так называемой Большой четверки (Big Four), осуществляющие аудиторскую деятельность в Узбекистане. Только эти аудиторские организации могут принимать участие в международных рейтингах и рэнкингах.
По состоянию на 1.01.2020 г. в нашей стране насчитывалось 96 аудиторских организаций. Следовательно, 73 из них, если бы не был организован национальный рэнкинг, никак не смогли бы заявить о себе в Узбекистане.
С 2008 года в рейтинге (рэнкинге) участвуют все действующие в Узбекистане аудиторские организации, включая членов международной аудиторской сети и международных ассоциаций. Позиции, которые они занимают в международном рэнкинге, зачастую отличаются от позиций в национальном ранжире.
Положение и Методика рэнкинга аудиторских организаций утверждены 4 марта 2019 года совместным решением республиканских общественных объединений – НАБА Уз и Палаты аудиторов Узбекистана.
Результаты рэнкинга республиканские общественные объединения обязаны размещать на своих веб-сайтах и публиковать их в средствах массовой информации, а также проводить постоянную актуализацию ранжирующих показателей при оценке деятельности аудиторских организаций.
Каждый год утверждается График проведения рейтинга (начиная с 2019 года – рэнкинга), и информация о его результатах выставляется на сайтах Министерства финансов РУз и профессиональных объединений аудиторов. К примеру, результаты рейтинга (рэнкинга) за последние 2 года можно увидеть на сайте НАБА Уз.
Объявление результатов рэнкинга, исходя из международного опыта, приурочено к началу проведения общих акционерных собраний и проводится перед выбором аудиторских организаций для аудита финансовой отчетности текущего года. Они объявляются ежегодно в мае–июне во время проведения конференции, посвященной вопросам совершенствования аудиторской деятельности в Республике Узбекистан.
Таким образом, участие в рэнкинге дает возможность каждой аудиторской организации нашей страны укрепить репутацию и расширить круг клиентов, донести до заказчика информацию о своем опыте работы и получить независимое подтверждение рыночных позиций.
Публикуемые в отечественных СМИ рейтинги и предлагаемые по итогам 2018 года рэнкинги аудиторских организаций станут не только важным инструментом развития конкуренции на рынке аудиторских услуг, но и позволят – как крупным, так и средним, а также небольшим аудиторским организациям – обеспечить стимулы для развития, совершенствования потенциала организации, создать новые возможности для позиционирования на рынке оказываемых услуг. Но самое главное, заявить о себе потенциальным клиентам – общественно значимым организациям. Согласно Закону «Об аудиторской деятельности» именно они подлежат обязательному аудиту и проявляют наибольший интерес к итогам рэнкинга. В их числе:
- акционерные общества;
- банки и иные кредитные организации;
- страховые организации;
- инвестиционные и иные фонды, аккумулирующие средства юридических и физических лиц, и их доверительные управляющие инвестиционными активами;
- благотворительные, общественные и иные фонды, источниками которых являются отчисления юридических и физических лиц;
- хозсубъекты, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую государству, и государственные унитарные предприятия;
- фондовые и товарные биржи.
Важнейшим активом любой аудиторской организации остается ее репутация. Поэтому организации участием в профессиональных рейтингах (рэнкингах) подтверждают свою репутацию, повышают свой имидж.
Миновар ТУЛАХОДЖАЕВА,
председатель Совета НАБА Уз.