Norma.uz

Зачем нужен рэнкинг аудиторских организаций

 

В Олий Мажлисе и профессиональных кругах широко обсуждается проект закона «Об аудиторской деятельности». Одним из наиболее обсуждаемых является вопрос о необходимости проведения профессиональными объединениями аудиторов ежегодного рэнкинга аудиторских организаций.

 

 

Как определить, кто лучший

 

Рейтинг (с 2008 года), а затем рэнкинг (с 2019 года) деятельности ­ауди­торских организаций в Узбекистане начали проводить во исполнение требований постановления Президента «О дальнейшем совершенствовании деятельности аудиторских организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг» (N ПП-615 от 4.04.2007 г., утр. силу 11.01.2019 г.).

Профессиональные объединения аудиторов: Национальная ассоциация бухгалтеров и аудиторов (НАБА Уз) и Палата аудиторов Узбекистана – для проведения рейтинга деятельности аудиторских организаций разработали Положение по проведению рейтинговой оцен­ки деятельности аудиторских организаций Респуб­лики Узбекистан и Методику ­рейтинговой оценки (NN 23, 99а от 18.04.2008 г.). Для проведения оценки было cоздано ООО «Auditreyting».

Основной целью рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций является информирование общественности, надзорных органов, инвесторов, акционеров и хозяйствующих субъектов о состоянии каждой аудиторской организации путем стратегической (комплексной) оценки его деятельности.

 

Рейтинг – это метод сравнительной оценки деятельности аудиторских организаций. В его основе лежит обобщенная характеристика по выбранным параметрам, позволяющая выстраивать аудиторские организации в определенной последовательности по степени убывания или нарастания данного параметра.

 

При проведении рейтинга ООО «Auditreyting» анализировало следующие показатели:

 

N п/п

 

Наименование показателей

 

Количество показателей

 

1

 

Экономическое состояние аудиторской организации

 

5

 

2

 

Корпоративный потенциал и деловая активность показателя,

в том числе:

 

2.1

 

наличие штатного сертифицированного персонала

 

7

 

2.2

 

количество сотрудников организации, участвующих в конкурсе «Лучший аудитор года»

 

2

 

2.3

 

количество занятых призовых мест в конкурсе «Лучший аудитор года»

 

3

 

2.4

 

оценка деловой активности

 

6

 

3

 

Рыночные позиции, в том числе:

 

 

3.1

 

масштабность финансовой деятельности

 

3

 

3.2

 

рентабельность

 

3

 

4

 

Динамика развития, в том числе:

 

 

4.1

 

динамика масштабности финансовой деятельности

 

4

 

4.2

 

сравнительная оценка динамики организации с сектором

 

4

 

 

Итого:

 

37

 

 

Для совершенствования механизма оценки деятельности аудиторских организаций было принято решение проводить рэнкинг по интересующим ранжирующим показателям, обеспечивающим объективность и независимость результата оценки (п. 2 ПП-3946 от 19.09.2018 г.).

Вопрос оценки и ранжирования деятельности аудиторских организаций, начатый в 2008 году, является очень актуальным. В настоящее время ему уделяется постоянное внимание. При этом выдвинуто требование заменить рейтинг на рэнкинг.

При этом потребителю данной информации никто не навязывает чьего-то субъективного мнения по результатам анализа и оценки места аудиторской компании в общей их совокупности. Также исключается подозрение в несовершенстве методики, которая использовалась при ранжировании и присвоении позиций в рейтинговом списке.

 

Рэнкинг это ранжирование, формирование списка участников по определенным показателям (одному или нескольким) и, по сути, представляет собой базу данных для дальнейшего их ранжирования или выбора.

 

 

Ранжируемые показатели рэнкинга

 

N п/п

 

Наименование показателей

 

Количество показателей

 

1. Экономические

 

1.1

 

Чистая выручка аудиторской организации (за минусом объемов, переданных на субподряд) согласно форме N 2 «Отчет о финансовых результатах»

 

1

 

1.2

 

Размер собственного капитала аудиторской организации согласно Бухгалтерскому балансу (форма N 1) на начало и конец текущего периода рэнкинга

 

1

 

1.3

 

Размер чистой прибыли аудиторской организации согласно форме N 2 «Отчет о финансовых результатах» в текущем периоде рэнкинга

 

1

 

1.4

 

Размер страховой суммы ответственности аудиторской организации – участницы рэнкинга в текущем периоде рэнкинга

 

1

 

2. Статистические

 

2.1

 

Численность работников аудиторской организации, всего, согласно данным формы «Сведение об аудиторской деятельности»

 

1

 

2.2

 

Штатная численность аудиторов, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы согласно данным формы «Сведение об аудиторской деятельности»

 

1

 

2.3

 

Количество штатных аудиторов, имеющих:

 

1

 

2.3.1

 

международный сертификат бухгалтера (CIPA, ACCA, CPA) согласно данным формы «Сведение об аудиторской деятельности»

 

1

 

2.3.2

 

международный сертификат «Сертифицированный бухгалтер-практик (САР)», национальный сертификат профессионального бухгалтера, сертификат налогового консультанта или диплом по международной финансовой отчетности Ассоциации присяжных сертифицированных бухгалтеров – АССА (DipIFR)

 

1

 

 

Итого:

 

9

 

 

Сравнительный анализ показателей, приведенных в таблицах, показывает, что при проведении рэнкинга, в отличие от рейтинга, учитываются и ранжируются только отчетные показатели в противовес рейтинговой оценке. В ней большое значение придается сравнительным и расчетным показателям. При этом в рэнкинге анализируются в 4 раза меньше показателей. Поэтому исключается возможность ошибки эксперта при исчислении расчетных показателей, что позволяет избегать предвзятого экспертного мнения.

Учитывая, что в ООО «Audit­reyting» работают специалисты, не зависимые от профессиональных организаций аудиторов и аудиторских организаций, тем самым обеспечивается объективность и независимость результата оценки.

От рейтинговой оценки к рэнкингу аудиторских организаций перешли на основе результатов критического изучения действующей практики рейтинговой оценки, а также анализа международного опыта в данной сфере.

 

 

Кому это надо

 

Рынок аудиторских услуг расширяется. Чтобы заявить о себе, удержаться на рынке и победить в жесткой конкурентной борьбе, отечественные аудиторские организации присоединяются к международным профессиональным сетям, ассоциациям или альянсам.

Список аудиторских организаций, осуществляющих деятельность в Узбекистане и являющихся членами международной аудиторской сети и международных ассоциаций, размещен на сайте Министерства финансов.

В него входят 23 аудиторские организации, включая филиалы так называемой Большой четверки (Big Four), осуществляющие аудиторскую деятельность в Узбекистане. Только эти аудиторские организации могут принимать участие в международных рейтингах и рэнкингах.

По состоянию на 1.01.2020 г. в нашей стране насчитывалось ­96 ауди­торских организаций. Следовательно, 73 из них, если бы не был организован национальный рэнкинг, никак не смогли бы заявить о себе в Узбекистане.

С 2008 года в рейтинге (рэнкинге) участвуют все действующие в Узбекистане аудиторские организации, включая членов международной ­ауди­торской сети и международных ассоциаций. Позиции, которые они занимают в международном рэнкинге, зачастую отличаются от позиций в национальном ранжире.

Положение и Методика рэнкинга аудиторских организаций утверждены 4 марта 2019 года совместным решением республиканских общественных объединений – НАБА Уз и Палаты аудиторов Узбекистана.

Результаты рэнкинга республиканские общественные объединения обязаны размещать на своих веб-сайтах и публиковать их в средствах массовой информации, а также проводить постоянную актуализацию ранжирующих показателей при оценке деятельности аудиторских организаций.

Каждый год утверждается График проведения рейтинга (начиная с 2019 года – рэнкинга), и информация о его результатах ­выставляется на сайтах Министерства финансов РУз и профессиональных объединений аудиторов. К примеру, результаты рейтинга (рэнкинга) за последние 2 года можно увидеть на сайте НАБА Уз.

Объявление результатов рэнкинга, исходя из международного опыта, приурочено к началу проведения общих акционерных собраний и проводится перед выбором аудиторских организаций для аудита финансовой отчетности текущего года. Они объявляются ежегодно в мае–июне во время проведения конференции, посвященной вопросам совершенствования аудиторской деятельности в Республике Узбекистан.

Таким образом, участие в рэнкинге дает возможность каждой аудиторской организации нашей страны укрепить репутацию и расширить круг клиентов, донести до заказчика информацию о своем опыте работы и получить независимое подтверждение рыночных позиций.

Публикуемые в отечественных СМИ рейтинги и предлагаемые по итогам 2018 года рэнкинги ­ауди­тор­ских организаций станут не только ­важ­ным инструментом развития конкуренции на рынке аудиторских услуг, но и позволят – как крупным, так и средним, а также небольшим аудиторским организациям – обеспечить стимулы для развития, совершенствования потенциала организации, создать новые возможности для позиционирования на рынке оказываемых услуг. Но самое главное, заявить о себе потенциальным клиентам – общественно значимым организациям. Согласно Закону «Об аудиторской деятельности» именно они подлежат обязательному аудиту и проявляют наибольший интерес к итогам рэнкинга. В их числе:

  • акционерные общества;
  • банки и иные кредитные организации;
  • страховые организации;
  • инвестиционные и иные фонды, аккумулирующие средства юридических и физических лиц, и их доверительные управляющие инвестиционными активами;
  • благотворительные, общественные и иные фонды, источниками которых являются отчисления юридических и физических лиц;
  • хозсубъекты, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую государству, и государственные унитарные предприятия;
  • фондовые и товарные биржи.

Важнейшим активом любой ­аудиторской организации остается ее репутация. Поэтому организации участием в профессиональных рейтингах (рэнкингах) подтверждают свою репутацию, повышают свой имидж.

 

Миновар ТУЛАХОДЖАЕВА,

председатель Совета НАБА Уз.

 

Прочитано: 1128 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика