Департамент налогово-таможенной политики и прогнозирования доходов Минфина и Институт бюджетно-налоговых исследований подвели предварительные итоги исполнения Госбюджета в 2019 году по отдельным группам налогов.
Министерство финансов впервые представило такой отчет для широкой общественности. Предназначенный и для специалистов, и для обычных граждан, он позволяет увидеть, откуда поступают деньги в бюджет.
По оперативным данным, доходы госбюджета и целевых госфондов в 2019 году составили 137 трлн сум. (26,1 % к ВВП), что на 27 % больше, чем в 2018 году. В 2018 году доходы составили 108 трлн сум., или 26,5 % к ВВП. Таким образом, налоговая нагрузка на экономику снизилась на 0,4 %.
Данные, представленные Минфином, позволяют выделить следующие тенденции в формировании доходов.
I. Косвенные налоги
Наибольшую роль в формировании доходов бюджета сыграли поступления косвенных налогов – НДС, акцизного налога и таможенной пошлины. Всего их собрано 46,5 трлн сум., что больше прошлогоднего уровня на 13 %.
При этом доля косвенных налогов в доходной части бюджета упала с 52 в 2018 году до 44 % в 2019-м. Главная причина – более чем в 2 раза увеличились суммы возмещения НДС, которые составили 3,2 трлн сум. Это означает, что государство сделало важные шаги в сторону бизнеса, обеспечивая большую «нейтральность» налога.
Выделим основную информацию по НДС, озвученную Минфином:
1) всего поступления по НДС составили 37,1 трлн сум., из них 23,7 трлн собраны налоговыми органами от внутренних хозяйственных операций, а 13,4 трлн сум. – таможенными органами от импорта;
2) количество плательщиков НДС увеличилось с 6,7 до 82 тыс. (по состоянию на 1.12.2019 г.). При этом на долю новых плательщиков этого налога приходится 6,7 трлн сум., или 29 %, поступлений по данному налогу в части собираемых налоговыми органами. Это значит, что 71 % поступлений по НДС дают крупные предприятия;
3) в 2020 году поступления по НДС прогнозируются на уровне 44,2 трлн сум. (с учетом 3,4 трлн возмещения данного налога), или с ростом на 30 %. Основные факторы увеличения поступлений – ожидаемый рост объемов реализации товаров (услуг), отмена льгот, а также внедрение новых форм и методов налогового администрирования в виде электронных счетов-фактур и анализа сумм, принимаемых к зачету плательщиками.
Наряду с этим, прекращается действие налоговых и таможенных льгот, предоставленных до 1 января 2020 года. Оптимизация предоставленных льгот планируется и дальше: льготы по налогу на добавленную стоимость будут предоставляться исключительно Налоговым кодексом;
Важно!
Согласно международной практике большое количество льгот и исключений из общего режима налогообложения нарушает принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других. Снижается качество выпускаемой продукции из-за недостаточной конкуренции на рынках, где есть льготы. Наблюдается иждивенчество одних предприятий и сверхприбыльность других.
Чаще всего основной причиной предоставления льгот является защита домохозяйств с низкими доходами. Однако анализ практики в большинстве стран показывает обратное. Если в результате предоставления льгот и происходит снижение цен, то потребление даже основных продуктов, товаров и услуг в подавляющем большинстве возрастает у домохозяйств с высокими доходами. Они в основном и получают выгоду от предоставленных льгот. Следовательно, исключения из налоговой базы имеют тенденцию увеличивать регрессивность налога, а не его прогрессивность.
Наряду с этим, льготы по НДС предполагали, что производители скорректируют свои цены в зависимости от повышения либо понижения ставок НДС, тем самым снижая налоговую нагрузку на конечных потребителей. Однако исследования, проведенные во многих странах, доказывают обратное. По их результатам в большинстве случаев цены не снизились, а там, где снизились, – они вернулись к предыдущему уровню в течение года.
Исследования МВФ говорят о том, что льготы нарушают нейтральность НДС и искажают принятие производственных решений. Предприятия, производящие освобожденную от НДС продукцию, получают стимулы к самообеспечению и вертикальной интеграции. Льготы могут наносить ущерб отечественным производителям, так как стимулируют приобретение ресурсов за рубежом: местное производство несет бремя входящего налога, а аналогичная импортная продукция от него освобождена. Еще одна сложность заключается в том, что предприятия могут производить как облагаемую, так и необлагаемую продукцию, что требует применения сложных правил распределения НДС с покупок для определения суммы налога, принимаемой к зачету.
4) сумма возмещения НДС в 2019 году составила 3,2 трлн сум., или 8,7 %, от общих поступлений налога (в 2018-м – 1,5 трлн, или 5,4 %). Увеличение суммы возмещения обусловлено ростом количества плательщиков НДС (экспортеры приобретают товары (услуги) у своих контрагентов с налогом).
При этом соотношение суммы возмещения налога к собранной сумме поступлений НДС (8,7 %) является в республике относительно низким по сравнению с другими странами. В большинстве стран этот показатель составляет в среднем 15–20 %, а в отдельных – превышает 40 %.
Важно!
В настоящее время возмещение могут получать только экспортеры. Другие налогоплательщики, у которых уплаченный поставщикам НДС превышает налог к уплате в бюджет, обязаны переносить это превышение на будущие периоды.
Для решения этой проблемы:
- обеспечивается полноценный зачет НДС по приобретенным зданиям и основным средствам, используемым для производства налогооблагаемой продукции, – с 1 января 2020 года;
- предусматривается возмещение суммы НДС, образовавшейся в результате превышения относимого в зачет налога над начисленным, – с 1 июля 2020 года.
II. Прямые налоги
Повысилась значимость прямых налогов. Поступления по ним составили 31,7 трлн сум., рост за год – более чем в 2 раза. В результате их доля в бюджете выросла с 19 до 27 %.
Рост доходов от прямых налогов вызван прежде всего увеличением поступлений по налогу на доходы физических лиц. Несмотря на снижение ставки налога более чем в 2 раза, поступления по НДФЛ возросли – с 6,4 трлн до 12,7 трлн сум.
Почти в 5 раз выросли поступления налога на прибыль. По итогам 2019 года они составят не менее 16,4 трлн сум., хотя годом ранее всего их поступило 3,3 трлн сум. Основными факторами роста этих поступлений являются:
- переход горнодобывающих компаний республики на новую систему налогообложения;
- увеличение прибыли крупных компаний за счет отмены обязательных отчислений в размере 3,2 % от оборота (более 6 трлн сум. в условиях 2019 г.);
- снижение единого социального платежа для налогоплательщиков, не имеющих доли государства (с 25 до 12 %);
- рост количества плательщиков налога. Доходы по налогу на прибыль за счет новых плательщиков налога (41,2 тыс. предприятий) составили 1,6 трлн сум., или порядка 10 %, от общей суммы поступлений.
Снижение ставки по доходам в виде дивидендов с 10 до 5 % (как у юридических, так и у физических лиц), за исключением доходов, выплачиваемых нерезидентам, не привело к снижению поступлений по данному источнику. В 2019 году поступления составили 838,7 млрд сум. против 616,1 млрд в 2018-м.
III. Ресурсные налоги и налог на имущество
Доходы по ресурсным налогам и налогу на имущество в 2019 году составили 19,7 трлн сум., рост – в 1,5 раза. Доля их поступлений в бюджет по сравнению с прошлым годом увеличилась с 16 до 18 %.
Снижение ставки налога на имущество юридических лиц с 5 до 2 % предполагало сокращение поступлений с 1,9 трлн до 1 трлн сум. Однако благодаря увеличению налоговой базы (в 7 раз) доходы по данному налогу в 2019 году составили 1,6 трлн сум. При этом поступления от новых плательщиков (55 705 предприятий) составили порядка 629 млрд сум., или треть от общего объема поступлений.
Количество плательщиков земельного налога с юридических лиц по сравнению с 2018 годом увеличилось в 5,8 раза – 74 707 предприятий. За счет расширения круга налогоплательщиков поступления налога увеличились на 298,4 млрд сум.
По налогу за пользование водными ресурсами эти цифры составили 14,8 раза и 50 898 предприятий. Это обеспечило рост поступлений на 33,5 млрд сум.
Доходы по налогу за пользование недрами за 2019 год увеличились на 4,2 трлн сум. и составили 12,6 трлн сум.
Поступления по единому земельному налогу за 2019 год составили 273,1 млрд сум.
По сообщению
mf.uz
Если у нас подсчет методом начисления, зачем нам кассовый метод и анализ поступившей суммы в бюджет, где находится огромная сумма переплаты.