Norma.uz
Газета НТВ / 2019 год / № 28 / Таможня

Новый облик терминала

 

На июньской пресс-конференции спецкор «НТВ» предложила ГТК проводить медиа-туры на таможенные объекты мини-группами – для их большей эффективности.

Таможенное ведомство оперативно откликнулось на предложение, организовав недавно 3-дневный марафон пресс-туров в новом формате. Журналисты посетили посты ВЭД столицы, Ташкентской области и СТК «Ташкент АЭРО». В состав каждой группы включили по одному представителю ТВ, радио, печатного и интернет-издания.

 

 

В первый день пресс-тура представители СМИ побывали на объектах управления ГТК по Ташкенту. В зоне его ответственности работают крупнейшие участники ВЭД респуб­лики, тяжеловесы отечественной промышленности и индустрии. Так, из 5-ти субъектов предпринимательства, получивших недавно статус первых в нашей стране уполномоченных экономических операторов, 4-е – СП «United Distribution», ООО «Roodell», ООО «Zelal Tekstil», ООО «UzCarlsberg» – находятся в столице, 5-й – ООО «Navruz International Corp» – в Кибрайском районе Таш­области.

 

В 2018 году сотрудники столичной таможни оформили экспортируемых товаров на сумму около 3,3 млрд долл. США, что на 42 % превысило показатель 2017 года.

За 5 месяцев текущего года в режиме экспорта оформлено грузов на 1,6 млрд долл. США. Это на 35,1 % больше прошлогоднего объема за аналогичный период.

 

Два столичных поста ВЭД расположены на территории таможенно-логистических терминалов (ТЛТ), созданных на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Ставка на такое взаимодействие доказала свою эффективность. Неслучайно Указом Президента N УП-5582 от 24.11.2018 г. Администрации Президента, Кабмину, заинтересованным министерствам и ведомствам, хокимиятам на местах поручено определить потенциальных инвесторов, в том числе иностранных, отобрав наилучшие предложения по созданию 9 современных ТЛТ на прилегающей к приграничным таможенным пос­там территории. Их также обязали заключить соглашения, в том числе о государственно-частном партнерстве, по строительству таможенно-логистических терминалов и их эксплуатации. Запуск 4-х таможенных терминалов запланирован на август 2020 года, остальных – к концу лета 2021-го (Сетевой график, прил. N 2 к УП-5582).

 

 

Здесь встречают и провожают поезда

 

Железнодорожный терминал СП «Universal Logistics Services» (ULS) находится рядом со станцией «Чукурсай» в Алмазарском районе столицы. ULS – эдакий мини-Хоргос. Он предназначен для приемки, хранения, обработки и отгрузки грузовых модулей различных габаритов. Высокотехнологичный объект сдан в эксплуатацию в мае 2014 года, способен работать с любыми типами контейнеров, в том числе с рефрижераторными, негабаритными и опасными грузами.

Современное погрузочное оборудование обеспечивает высокую скорость перевалки. Впечатлила филигранная работа ричстакера (Швеция) грузоподъемностью до 45 тонн (а их здесь 3). Причем во время разгрузки поезда контейнер можно сразу перегрузить на автотранспорт. Также терминал обеспечен 4-мя дизельными вилочными погрузчиками грузоподъемностью от 2 до 5 тонн, электронными весами для измерения массы грузов от мелких до 5 тонн. А еще по индивидуальному заказу была изготовлена мобильная рампа (грузоподъемностью 12 тонн), способная выполнять перегрузку с 3 автомобилей одновременно. Поток большегрузов непрерывен в обе стороны. На въезде сотрудники таможни с по­мощью средств технического контроля осматривают автотранспорт, проводят автоматическую сверку документов и номеров пломб. Это занимает в среднем 5–10 минут.

Как заметил один из клиентов ТЛТ Абдурахманов: «Обслуживаемся на терминале давно, привлекает качество сервиса – быстрая и безопасная система обработки груза и теперь к тому же оперативная «растаможка». Опыт у меня большой, помню время, когда сутками искали груз, неделями не могли растаможить. Когда на таможне стали происходить изменения, не сразу поверил, что перемены – к лучшему. А они наступили, и очень скоро. Для предпринимателя главное – экономия времени и финансовых затрат. Сегодня это стало реальностью».

Высокопроизводительное обслуживание клиентов во многом обусловлено технологическим оснащением ТЛТ. Управляется терминал через интерактивную схему, на которой детально отображается его топология в 2D-формате. Программа показывает, к примеру, текущее состояние таможенного склада, его загруженность, расположение грузовых единиц, а также в реальном времени отображает перемещение техники, людей и грузов. Как пояснил начальник товарной кассы ULS Нодир Акрамов, система маршрутизации техники автоматически формирует работы на транспортировку, погрузку и выгрузку. А вкупе с внедренным на терминале программным обеспечением «Solvo Tos», объединяющим в себе системы управления технологическими процессами и документальным сопровождением, позволяет эффективно управлять планированием, приемкой, хранением, обработкой и отгрузкой контейнеров в онлайн-режиме с учетом специфики тыловых железнодорожных, авто- и интермодальных терминалов. При открытии терминала здесь обрабатывалось порядка 4 000 контейнеров в месяц, в настоящее время – от 8 000 до 10 000.

Далеко не каждый терминал способен, как ULS, принимать и отправлять контейнерные поезда длиной 71 условный вагон, иметь 2 большие зоны – для груженых и порожних контейнеров. К тому же компания владеет собственным автопарком.

 

Таможенный терминал в цифрах

Площадь – 10,9 га.

Территория на 4 700 ед. 20-футовых контейнеров высотой в 5 ярусов.

Перерабатывающая способность – 120 000 TEU*.

Емкость – 4 700 TEU.

Фронт выгрузки – 120 условных вагонов.

Скорость обработки на погрузку и выгрузку (без учета маневренных работ локомотива) по 3 часа.

Таможенные склады: открытого типа – 12 500 кв. м, закрытого типа – 3 486 кв. м. Оснащены железнодорожными и автоподъездными путями, эстакадами для погрузки и выгрузки вагонов и автотранспорта.

 

На ТЛТ есть техническая возможность сортировать приватные вагоны для дальнейшей отправки в южном направлении по Узбекистану, Таджикистану и Туркменистану.

ULS также запустил проект технологии «блок-трейн» Чукурсай–Владивосток– Находка. Технология заключается в завозе контейнеров в конечный порт по железной дороге закольцованным маршрутом по жестким ниткам графика с припортовым «сухим портом», где формируют партии контейнеров и накапливают их под конкретное судно. Маршрутный поезд на ТЛТ обрабатывается в течение 4–6 часов.

 

 

Будни таможенного поста

 

На третьем этаже административного здания СП ULS расположился пост ВЭД «Чукурсай» – один из крупнейших в республике.

Начальник поста Сарвар Исмаилов рассказал, что здесь проводят таможенный контроль и оформление железнодорожных грузов, поступающих с северного направления в адрес субъектов предпринимательства столицы, а также вывозимых из страны и следующих транзитом в другие регионы. В общей сложнос­ти пост регулярно работает более чем со 100 участниками ВЭД.

За 5 месяцев сотрудники оформили около 18 000 ГТД. Из них 12 % – через «зеленый коридор». Это значит, что товары отнесены к категории низкого уровня риска и на этом основании таможенный контроль ограничен проверкой документов. 49 % товаров среднего уровня риска пропущены через «желтый коридор», но после проверки документов они были осмотрены.

Для наглядности руководитель поста показал кабинет, где после автоматического распределения Автоматизированной системой управления рисками (СУР) инспекторы производят таможенное оформление поступивших в электронном виде деклараций и товаросопроводительных документов.

 

 

Инспектор Акмаль Адылов обрабатывал 5 ГТД. Одна декларация оформлялась в режиме таможенного склада. И по 2 – в режиме «Экспорт» и «Выпуск для свободного обращения». Последние попали в «красный коридор». Соответственно, в отношении товаров будут применены процедуры таможенного контроля в полном объеме. Инспектору предстоит досмотреть контейнеры с грузами, проверить соответствие грузов из «красного коридора» описанию в ГТД и сопровождающих их документах. По словам капитана таможенной службы, в день он оформляет примерно 10 ГТД.

– Нередко в последнее время импортеры задают вопрос: почему именно наш груз попал в «красный коридор», вроде все правильно оформляем, честно ввозим? – рассказывает начальник поста. – В целевом отборе коридора отсутствует человеческий фактор, все происходит автоматически, на основе СУР. Если товар попал в «красный коридор», это означает одно из двух: или он имеет высокий показатель уровня риска, или случайно выбран независимо от добропорядочности импортера.

– Если участник ВЭД хочет импортировать без «красного коридора», пусть прилагает усилия, чтобы попасть в реестр уполномоченных экономических операторов, – пошутил таможенник.

Но для получения специальных упрощений надо соответствовать конкретным критериям:

  • отсутствие фактов привлечения к административной и уголовной ответственности;
  • отсутствие задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей;
  • осуществление ВЭД не менее 3 лет;
  • наличие в собственности складских сооружений и др.

В сопровождении руководителя поста журналисты прошли по всем закоулкам таможенного объекта. В начале 2000-х все сотрудники работали в одном большом зале неуютного помещения. Сегодня они работают в комфортных и уютных, стильно меблированных кабинетах, у них на вооружении современные средства технического контроля, новая компью­терная техника.

И если раньше на постах было шумно и яблоку некуда было упасть – с утра до вечера декларанты и участники ВЭД с кипами бумажных документов, то теперь инспекторы работают в полной тишине, обрабатывая декларации, поступившие электронным способом. Редкий гость заглядывает сюда для решения вопроса, связанного с таможенным контролем. У окошка к дежурному инспектору стояли два человека, чтобы оформить CMR – международную транспортную накладную.

Фронт-офис расположен на первом этаже здания. Здесь оказывают безвозмездные услуги по заполнению грузовых таможенных деклараций. В другом крыле этажа также для удобства клиентов действуют смежные службы госконтроля.

Знакомство с постом продолжилось на досмотровой площадке зоны таможенного контроля. В соответствии с Указом N УП-5582 таможенный досмотр ввозимых товаров можно проводить лишь в местах, оснащенных системой видеонаблюдения. Эти меры приняты для того, чтобы центральный аппарат ГТК имел возможность при необходимости подключаться к ней. То есть должна быть обеспечена полная прозрачность действий сотрудника поста. На таможенном терминале функционирует мультимедийный центр видеонаблюдения для обеспечения безопасности грузопотоков и проведения процедур досмотра под зорким оком видеокамер.

На примере таможенного поста ВЭД «Чукурсай» нового типа журналисты смогли увидеть разительные перемены в алгоритме взаимодействия таможни и участников внешнеэкономической деятельности.

Неподалеку на 8 га строится еще один терминал «Чукурсай логистик сервис». Здесь планируют создать таможенные склады класса «А» и «В», соответствующие европейским стандартам.

 

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

 


*Twenty-foot Equivalent Unit (TEU, «теус») – единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером. Используется в подсчете вместимости контейнеровозов, контейнерных грузопотоков и пр.

 

Прочитано: 1076 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика