Norma.uz
Газета Норма / 2019 год / № 19 / Парламентские вести

Итоги XIX пленарного заседания Сената Олий Мажлиса

 

На девятнадцатом пленарном заседании верхней палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, прошедшем 3–4 мая текущего года в Ташкенте, рассмотрено 23 вопроса. В том числе сенаторы обсудили и одобрили 8 законов.

 

Среди них законы:

«О государственно-частном партнерстве». Законом устанавливаются основные принципы и направления государственной политики в данной области, регламентируются условия и порядок осуществления государственно-частного партнерства. Срок действия соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП) составляет до 49 лет.

Документом также установлен порядок мониторинга и отчетности о реализации проектов ГЧП. Кроме того, определяются механизмы его финансовой поддержки, основными видами которой являются участие государства (гранты, субсидии), налоговые и другие льготы, вклады в виде активов, займов, госгарантии и др.;

«О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения», нацеленный на коренное совершенствование процессов урбанизации. Законом предусматривается возможность приватизации отдельных категорий земельных участков несельскохозяйственного назначения, где расположены объекты недвижимого имущества юрлиц, принадлежащие им на праве собственности, или приватизируемые ими здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры и прилегающие к ним земельные участки в размерах, необходимых для производственной деятельности, предоставленные для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома. Приватизированные земельные участки являются частной собственностью и объектами гражданского оборота. Документом определено, что изъятие приватизированного участка допускается только при обращении взыскания на эту землю по обязательствам собственника, а также в порядке национализации исключительно для государственных и общественных нужд и при получении согласия собственника земли, что оформляется договором купли-продажи, заключаемым на равных условиях между сторонами, и в порядке реквизиции по решению Правительства при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

«Об использовании возобновляемых источников энергии». Законом определяются права и обязанности производителей энергии на основе возобновляемых источников энергии и производителей установок для их использования. При этом предусматриваются меры господдержки и стимулирования в области использования возобновляемых источников энергии.

Производителям энергии на основе возобновляемых источников энергии предоставляются льготы и преференции в виде освобождения от уплаты налога на имущество в части установок по производству энергии и земельного налога по участкам, занятым установками, вырабатывающими энергию с использованием возобновляемых источников (номинальной мощностью 0,1 МВт и более), сроком на 10 лет с момента ввода их в эксплуатацию. Они освобождаются от уплаты НДС в части объемов энергии, реализуемых структурным предприятиям АО «Узбекгидроэнерго». При этом производители установок для выработки энергии на основе возобновляемых источников освобождаются от уплаты всех видов налогов сроком на 5 лет со дня их госрегистрации.

Законом также определяется, что имущество, находящееся в собственности лиц, использующих источники альтернативной энергии в жилых помещениях с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов, не облагается налогом на имущество физических лиц в течение 3 лет начиная с месяца, в котором установлены приборы для использования источников альтернативной энергии;

«О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Рес­публики Узбекистан об административной ответственности». Законом вносятся изменения, предусматривающие усиление уголовной ответственности за нарушение порядка пользования животным или растительным миром, увеличение размера штрафов за прием продукции незаконной охоты, рыболовства, сбора и заготовки дикорастущих растений, увеличение размера штрафов за незаконную порубку, повреждение либо уничтожение деревьев, кустарников, других лесных культур и молодняка. Также усиливается административная ответственность за нарушение правил охоты и рыболовства, других видов пользования животным миром, за изготовление, ввоз, хранение, перевозку или пересылку, приобретение либо сбыт запрещенных орудий или средств охоты и рыболовства. Увеличиваются размеры штрафов за нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических и ботанических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизацию или скрещивание животных.

Кроме того, вносятся изменения, предусматривающие усиление уголовной ответственности за лжебанкротство, сокрытие банкротства и преднамеренное банкротство, усиление административной ответственности за преднамеренное банкротство;

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». Так, новой нормой дополняется Закон «Об охране здоровья граждан», согласно которой право на занятие медицинской деятельностью с использованием методов народной медицины также имеют лица без медицинского образования на основании заключения Специальной комиссии по лицензированию медицинской деятельности с использованием методов народной медицины при Минздраве. Законом вносятся изменения и дополнения в ряд других нормативно-правовых документов.

Затем сенаторы заслушали:

отчет Кабинета Министров об исполнении в первом квартале 2019 года Госпрограммы «Год активных инвестиций и социального развития». В первом квартале текущего года доходы Госбюджета составили 23 трлн сум., расходы – 24,1 трлн сум., по отношению к аналогичному периоду прошлого года показатели увеличились соответственно в 1,6 и 1,7 раза. Особое внимание в отчетном периоде уделялось вопросам поддержки социальной сферы, повышения уровня жизни населения, обеспечения надежной социальной защиты людей. С начала года введены в эксплуатацию 32 промышленных объекта, а также объекты социальной инфраструктуры на 341,2 млн долл. США, создано 1 806 новых рабочих мест. Высокими темпами продолжается возведение в сельской местности 15 010, в городах – 355 доступных многоэтажных домов, рассчитанных на 15 635 квартир;

отчет председателя правления Центробанка о деятельности в 2018 году.

В результате принятых Центробанком мер по совершенствованию денежно-кредитной политики и соответствующих механизмов, направленных на обеспечение ценовой стабильности, уровень инфляции снижен в годовом расчете от 20,1 в начале года до 14,3 % в конце года. Общий размер кредитов, выделенных для экономики, составил 100,7 трлн сум. Их доля в ВВП увеличилась с 16,3 до 24,7 %. Объем кредитов, выделенных для широкого вовлечения молодежи и женщин в предпринимательскую деятельность, содействия занятости и улучшения условий жизни населения, составил 15,4 трлн сум. Общий капитал коммерческих банков вырос на 29 % (6 трлн сум.) и по состоянию на 1 января 2019 года составил 26,7 трлн сум. Объем уставного капитала увеличился на 21 % и составил 19,7 трлн сум., что обеспечивает дальнейшее расширение объемов финансовой поддержки субъектов реального сектора экономики;

отчет Генерального прокурора республики о деятельности органов прокуратуры страны в 2018 году. В отчетном году уровень преступности снизился на 33,5 % по сравнению с предыдущим годом. По данным Всемирной организации «Global law and order», Узбекистан в рейтинге самых безопасных государств мира занял 5-е место после Сингапура, Норвегии, Исландии и Финляндии. Благодаря практической помощи прокуроров оказана адресная помощь 28 807 ­семьям, решены проблемы более 400 тысяч граждан.

Департамент борьбы с экономическими преступлениями при Генпрокуратуре для эффективной защиты субъектов предпринимательства провел 68,7 тыс. мероприятий по разъяснению законодательных актов и профилактике экономических правонарушений. Зарегистрированы 3 483 лица, незаконно занимавшихся предпринимательством, 9,2 тысячи граждан оказана практическая помощь в организации предпринимательской деятельности. В рамках борьбы с теневой экономикой и коррупцией выявлено 8 146 правонарушений, возбуждено 3 392 административного и 4 178 уголовных дел. Из них 617 уголовных дел возбуждены по фактам, связанным с нарушением прав предпринимателей, 1 731 – с должностными преступлениями, 542 – с незаконным оборотом денежных средств. Пресечена деятельность 986 подпольных цехов, изъято незаконной продукции на 8,6 млрд сум. В результате пресечения валютных преступлений изъято 9,8 млн долл. США наличной иностранной валюты и 3,5 млрд сум. В отчетный период к уголовной ответственности за должностные преступления привлечены к ответственности 1 907 должностных лиц.

Кроме того, оказано практическое содействие в выплате зарплаты, пенсий, алиментов и других средств в размере 11,4 млрд сум. Внесены 1 437 протестов по незаконным актам, 539 представлений – по устранению правонарушений, 960 заявлений в суды – о взыскании 11,8 млрд сум. ущерба, 180 лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, возбуждено 261 уголовное дело по случаям грубого нарушения закона.

В результате принятых Бюро принудительного исполнения мер по сокращению задолженности за энергетические ресурсы взыскано 28,1 трлн сум. Задолженность за энергетические ресурсы и питьевую воду по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 70,3 млрд сум. Для обеспечения исполнения судебных актов взыскано 16,4 трлн сум. В отношении лиц, своевременно не исполнивших судебные акты, применены штрафы в размере 13,1 млрд сум.

Вместе с тем отмечалось, что по некоторым направлениям деятельности необходимо усиление прокурорского надзора и внимания пресечению фактов нарушений органами госуправления и контроля прав предпринимателей, необоснованного вмешательства в их деятельность, допущения инертности в решении их проблем;

отчет о деятельности Счетной палаты Респуб­лики Узбекистан в 2018 году.

Деятельность Счетной палаты в прошлом году была направлена на выявление ресурсов по формированию Госбюджета и увеличению его доходов, а также исполнение инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение. В результате изучения и анализа, принятых мер и оказанной практической помощи непосредственно с выездом на места проанализирована деятельность налогоплательщиков – юридических и физических лиц, в госбюджет дополнительно взыскано 4,7 трлн сум. доходов. Выявлены финансовые недостатки и упущения, а также неэффективные расходы в размере 1,2 трлн сум. и 74,2 млн долл. США. На основе предложений Счетной палаты, касающихся совершенствования законодательных актов, принято более 30 нормативно-правовых актов и протоколов;

отчет хокимаТашкентской области о развитии территорий и деятельности местных кенгашей народных депутатов. Доля столичной области в ВВП республики составляет 10,4 %. В 2018 году объем валового территориального продукта области достиг 38,3 трлн сум., рост по отношению к 2017 году составил 106,4 %. В 2017–2018 гг. реализовано 2 418 проектов в промышленности общей стоимостью более 7 трлн сум., создано свыше 29 тыс. новых рабочих мест. За счет запуска новых проектов в сферах обслуживания и сервиса, а также в сельском хозяйстве в 2018 году организовано более 4 тыс. рабочих мест. В результате работы по привлечению инвестиций в экономику области в 2017 году освоено 147,1 млрд сум., в 2018-м – 1,25 трлн сум. Для развития предпринимательства в области в 2018 году коммерческие банки выделили 2,3 трлн сум. кредитных средств, благодаря чему налажена деятельность более 5 тыс. субъектов малого бизнеса. Их общее количество достигло почти 29 тыс. Из более 800 поручений, озвученных в ходе визитов Президента в область в 2017–2018 гг., реализуется более 560 проектов. В 2018 году 229 молодым людям выделено льготных 28,7 млрд сум. кредитов, создано более 830 новых рабочих мест.

Однако из-за недостаточно эффективного взаимодействия министерств иностранных дел, инвестиций и внешней торговли и местных органов власти еще не достигнуты ощутимые результаты в части уменьшения объемов импорта. Среди проблем, беспокоящих население области, годами не находят своего разрешения коммунальные вопросы.

По итогам обсуждения отчетов приняты соответствующие постановления Сената.

В ходе пленарного заседания были рассмотрены также и другие вопросы, относящиеся к компетенции верхней палаты Олий Мажлиса.

 

Информационная служба Сената

Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

 

Прочитано: 681 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика