26 января – День таможенников Республики Узбекистан
Законом N ЗРУ-507 от 22.12.2018 г. 26 января объявлено Днем работников государственной таможенной службы Республики Узбекистан.
Таможенники всех стран отмечают в этот день свой профессиональный праздник – Международный день таможенника. Впервые в календаре он появился в 1983 году, став своего рода знаковым свидетельством сближения таможенных служб мира, кардинальной модернизации их деятельности, в том числе направленной на всестороннее расширение сотрудничества в таможенной сфере.
Узбекистан присоединился к Конвенции, учреждающей Совет таможенного сотрудничества (Брюссель, 15.12.1950 г.), 28 июля 1992 года. Сегодня наша страна является членом 17 международных конвенций, касающихся таможенной сферы, активно участвует в работе Всемирной таможенной организации (WCO).
Основы институциональных преобразований деятельности, оптимизации функций, обеспечения открытости и прозрачности работы таможенных органов заложены Указом Президента «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» (N УП-5414 от 12.04.2018 г.).
Цели и задачи таможенной службы на среднесрочную перспективу систематизированы, актуализированы и конкретизированы Программой мер по совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы (утв. УП-5414). Определены принципы коренной трансформации их работы, новой философии таможенного контроля и правоприменительной практики в таможенной сфере.
Стратегия перемен
2018 год для таможенной службы стал переходным этапом к обновлению, смене ее приоритетов: от жесткого административного контроля, преимущественно фискального подхода, к всемерному содействию внешней торговле.
Для повышения эффективности таможенного контроля и упрощения таможенных процедур в структуре ГТК были созданы принципиально новые подразделения, функции которых меняют стратегию действий таможни, нацеленных на полноценную реализацию проводимых реформ.
Управление по внедрению передовых и инновационных методов таможенного администрирования осуществляет системный анализ причин и условий совершения правонарушений в таможенной сфере. На его основе формируются конкретные меры по их искоренению.
Одним из приоритетов реформирования таможенных органов является переход от «тотального» таможенного контроля к системе управления рисками. Она позволяет на основе всестороннего анализа, в том числе предварительной информации, проводить целевой отбор для таможенного контроля партий товаров с повышенным риском. Реализует эти задачи управление по мониторингу и оценке рисков.
Аналитический анализ и мониторинг тенденций развития внешней торговли РУз проводит управление мониторинга внешнеторговых операций и таможенной статистики.
С 1 июля прошлого года введено в практику предварительное декларирование импортируемых товаров до их фактического прибытия на таможенную территорию Узбекистана. Для поощрения добросовестных участников ВЭД предусмотрен выпуск этих товаров в свободное обращение непосредственно в пунктах пропуска на границе.
С 1 сентября на приграничных таможенных постах в рамках таможенного контроля осуществляется ветеринарный, фитосанитарный, экологический и санитарно-эпидемиологический контроль.
Значительно упрощен порядок таможенного контроля экспорта плодов и овощей (ПП-3978 от 17.10.2018 г.).
Дорожная карта по совершенствованию таможенного администрирования (прил. N 1 к УП-5582 от 24.11.2018 г.) предусматривает внедрение специальных коридоров при перемещении внешнеторговых грузов. Товаропотоки разделяются на этапе таможенного контроля в соответствии со степенью риска. С 1 декабря 2018 года начали функционировать «желтый» и «красный» коридоры. Отменено требование о постановке на учет в таможенных органах экспортных контрактов по всем товарам.
Обновлена структура Национального кинологического центра ГТК, предусмотрены реконструкция его инфраструктуры, строительство новых тренировочных объектов (ПКМ N 1029 от 18.12.2018 г.).
По траектории развития
В 2019 году продолжится улучшение условий в области внешнеэкономической деятельности. В территориальных управлениях создаются специальные «фронт-офисы», которые оказывают безвозмездные услуги по заполнению грузовых таможенных деклараций участникам ВЭД.
С 1 февраля в таможенную практику планируется ввести институт уполномоченных экономических операторов в соответствии с Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли WCO. Это один из основных элементов системы упрощения таможенных формальностей и ускорения перемещения товаров через таможенную границу. Реализация данного подхода предоставит таможне инструмент правового воздействия на бизнес-сообщество в виде правовых льгот добросовестным предпринимателям, позволит сконцентрировать усилия на субъектах с высокой степенью риска. А участники ВЭД получат возможность минимизировать финансовые и временные затраты, связанные с таможенной очисткой товаров, посредством применения административно-процедурных льгот (специальных упрощений).
На 1 марта текущего года намечено внедрение полной системы дифференцирования форм таможенного контроля ввозимых грузов. Начнут функционировать дополнительно еще 2 коридора – «зеленый» и «синий». Таможенный досмотр ввозимых товаров должен проводиться только в местах, оснащенных системой видеонаблюдения, обеспечивающей хранение видеозаписи процедур досмотра в течение 3 месяцев и возможность подключения к ней центрального аппарата ГТК.
К этому же сроку будут внесены программно-технические изменения в ЕЭИСВО, предусматривающие кардинальное упрощение ввода участниками ВЭД сведений по внешнеторговым контрактам.
До 1 июня должна быть сформирована Концепция по развитию и совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан на 2019–2023 годы. В числе ее задач внедрение современных методов таможенного администрирования в цифровой экономике.
Совершенствование системы управления таможенной деятельностью диктует дальнейшее развитие систем управления качеством предоставляемых услуг участникам ВЭД или иным лицам, задействованным в сфере внешней торговли. Это значит, что таможенные процедуры должны быть простыми, понятными, адекватными мировой практике. С учетом этих требований ГТК разработал проект новой редакции Таможенного кодекса, обеспечивающий прозрачность в администрировании всех таможенных процедур. Принятие нового Таможенного кодекса позволит вывести таможенное регулирование на качественно новый уровень.
Одним из важных компонентов реализации стратегических задач являются модернизация и обновление таможенной инфраструктуры, в том числе на условиях государственно-частного партнерства. Приложением N 2 к УП-5582 определен Сетевой график строительства современных таможенных терминалов на прилегающей территории приграничных таможенных постов.
Таможенные кадры. Учитывая, что работа в таможне год от года усложняется, возрастают и требования к квалификации кадров. Повышение эффективности работы требует внедрения современных методик поиска, подбора и определения профессиональной пригодности лиц, принимаемых на службу в таможенные органы, совершенствования кадровой политики и системы подготовки кадров.
В настоящее время реализуется ряд мер по созданию принципиально новой системы отбора и расстановки кадров. Она нацелена на привлечение в таможенные органы всесторонне развитой и патриотичной молодежи, обладающей высокими профессиональными навыками и морально-нравственными качествами, коренное изменение отношения сотрудников к службе, создание обстановки нетерпимого отношения ко всем проявлениям нарушения законности, формирование здорового климата в коллективе. Предусмотрено всестороннее стимулирование кадров, самоотверженно несущих службу, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности сотрудников, грубо нарушающих служебную дисциплину, требования законодательства.
Совершенствуется система мер социальной защиты сотрудников таможенных органов (решение бытовых и жилищных проблем ротированных сотрудников, организация лечебно-оздоровительного отдыха их и членов их семей и др.).
* * *
Путь, по которому должна пройти таможенная служба Узбекистана для упрощения таможенных процедур, приведения их в соответствие с международными стандартами, таможенные администрации большинства стран проходили десятилетиями. Но ей предстоит сделать это в значительно меньший срок. Свои взаимоотношения с бизнесом таможня должна строить на основе открытого диалога, направленного на свободный обмен мнениями, обсуждение возникающих проблем и главное – на выработку совместных решений. Только на взаимном их понимании можно реализовать планы и достичь целей, заложенных в программе совершенствования деятельности таможенных органов.
И тогда реформирование таможенной службы позволит более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, задаст новый алгоритм деятельности таможенных органов.
Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.