Norma.uz
Газета НТВ / 2018 год / № 45 / Реформа образования

Школа на заработках

 

Традиционно сентябрь памятен двумя событиями: республика отмечает главный праздник страны – День объявления о национальном суверенитете – и начало нового учебного года. Но первый месяц осени примечателен еще и тем, что в сентябре для школ начинается своеобразный финансовый год. Такой нетипичный вариант отсчета новинкой не назовешь. У американцев финансовый год начинается с 1 октяб­ря, у японцев – с 1 апреля. Не сказать, что отечественным школам приглянулся зарубежный опыт. Они никуда из традиционной в стране календарной системы учета не выбывали. Просто именно на период учебного года приходится основной поток поступлений в школы доходов из внебюджетных источников.

 

 

Фото с сайта marifat.uz

 

Все началось почти 20 лет тому назад1, когда школы, и не только они, на законных основаниях получили право зарабатывать. В соответствии с решением Правительства были определены внебюджетные источники доходов, порядок их учета и распределения, степень ответственности должностных лиц за целевым использованием вырученных средств. Два года назад2 в этот документ внесли поправки, детализировавшие его отдельные нормы.

Изменился статус школы. Она стала юридическим лицом, в штатном расписании заведения появилась должность бухгалтера3. Нельзя сказать, что процесс прошел быстро. По крайней мере, в Навои только к 2007 году все 33 детских сада и 18 школ стали юрлицами. Первыми к новой роли адаптировались дошкольные учреждения. Как-никак их услуги еще с дореформенных времен были платными. Соответственно, кое-какой опыт ведения хозяйственной деятельности у них имелся. У школ переходный период к жизни в новых условиях занял гораздо больше времени. Сказывалась практика многолетней ведомственной опеки, и отказаться от нее было не так уж просто.

Без преувеличения можно сказать, что Навоийская область – это самый подходящий в стране образец интеграции социальной сферы и деятельности градообразующего предприятия. Во всей своей красе эта модель представлена в моногородах Зарафшане и Учкудуке, где вся социально-экономическая жизнь по-прежнему зависит от работы местных подразделений ГП НГМК. В областном центре, где присутствуют АО «Навоиазот» и АО «Кызылкумцемент» пейзаж не столь однообразен.

Но работа в непрофильных подразделениях горняков, химиков и цементников всегда была более привлекательной, чем на объектах социальной сферы, находящихся на балансе городской администрации. За счет доплат, полагающихся химикам или горнякам, у медиков, работников детсадов и школ, находящихся в ведении этих предприятий, зарплата была повыше, чем у коллег из аналогичных учреждений, финансируемых из местного бюджета. Они пользовались всеми социальными благами, которые ведомства предоставляли своим работникам. Ресурсы предприятий позволяли без лишних проволочек решать вопросы материально-технического обеспечения и ремонтно-восстановительных работ своих социальных объектов.

Однако эта дореформенная идиллия оказалась нежизнеспособной в условиях рынка. В жестких реалиях экономики свободного предпринимательства непрофильные активы – обуза для хозяйствующих субъектов. Ведь затраты на их содержание оборачиваются ростом издержек со всеми малоприятными последствиями для товаропроизводителей.

Поэтому вполне ожидаемо было, что в первую очередь «под раздачу» попали объекты соцкультбыта. Не все, конечно. Например, и горняки, и химики, и цементники не только сохранили свои медучреждения, но и вкладываются в их развитие и модернизацию. Вполне прагматичный подход: работодателям нужны здоровые работники, и в их интересах поддерживать на должном уровне качество работы ведомственной медицины.

Те же детсады и школы в эту рациональную схему никак не вписываются. Вопрос был лишь в том, как сделать это расставание цивилизованным и плавным, позволявшим школе оставаться работоспособным учебным заведением. Судя по тому, что у навоийцев процесс «переформатирования» школ занял 6–7 лет, местные власти постарались по максимуму обеспечить своим школам «мягкую посадку».

 

Находить дополнительные доходы, постигать науку бизнеса педагогическим коллективам и их руководителям приходится самостоятельно. На этой ниве у них достаточно свободы и никаких спущенных «сверху» обязательств, типа, сколько они должны за отчетный период изыскать средств из внебюджетных источников. Неписаное правило тут проще пареной репы: хотите больше получать – зарабатывайте.

По данным Навоийского горфо, за прошлогодний учебный цикл школы областного центра на предпринимательской ниве выручили около 220 млн сум. Большая часть валовой выручки пришлась на помощь спонсоров – 84,9 млн, услуги – 43,8 млн, арендные платежи – 22,2 млн. Более 75 % доходов пошли на дополнительную оплату труда педагогических коллективов.

Ставка на эти источники дополнительных доходов была сделана неслучайно. Выручка от предоставления услуг по профилю деятельнос­ти, сдачи в аренду сторонним организациям временно неиспользуемых помещений и другого госимущества, безвозмездная помощь юридических и физических лиц на период с 1 января 2000-го до 1 января 2023 года освобождены от всех налогов, сборов и отчислений в государственные целевые фонды. Правда, льгота действует при условии, что доходы пойдут на укрепление материально-технической и социальной базы бюджетных организаций и материальное стимулирование работников.

На поприще привлечения внебюджетных средств преуспели школа N 12 – 18,6 млн сум. (помощь спонсоров) и школа N 8 – 16,5 млн сум. (услуги).

Восьмая, по словам директора школы Фозилджона Буриева, самое крупное учебное заведение такого рода в республике (3 056 учащихся, педагогический коллектив – 178 учителей). Упор на предоставление профильных услуг по-своему был закономерен. Свою роль сыграли как минимум 3 фактора. Большой контингент учащихся. Только в одних группах продленного дня занимаются почти 600 школьников.

Сама система отечественного образования – школа–колледж–вуз ­стимулирует учащихся к повышению своего образовательного уровня. Этот спрос не остался незамеченным педагогами. Оставалось лишь грамотно выстроить систему платного образования.

В репетиторских группах занимаются как учащиеся младших классов, так и старшеклассники. Если малыши подтягивают знания по всем предметам, то в возрастных группах упор делается на конкретные дисциплины. Как правило, в этих классах почти все юноши и девушки уже определились с выбором будущей профессии. Поэтому в одной группе ребята «нажимают» на физику и информатику, в другой – на химию и биологию, в третьей – на иностранные языки. Размер ежемесячной платы за обучение – 25 % от МРЗП.

«Ничего похожего на «доброволь­но-принудительное» приобщение к платным занятиям у нас нет и в помине, – рассказывает Ф. Буриев. – Сегодня особо кого-то убеждать не надо, что состояться как личность, быть востребованным на рынке труда, сделать карьеру, прибрести престижную и высокооплачиваемую работу можно, лишь обладая определенным набором компетенций. Их нельзя получить без знаний, без постоянного повышения своего образовательного уровня. В нашем мире, насыщенном информацией, поколение Z (подростки 14–17 лет) и их родители в большинстве своем это понимают.

Другое дело, как убедить родителей, что наши платные занятия отвечают их запросам, что с детьми занимаются наши самые авторитетные и квалифицированные педагоги. Большой тайны нет в том, что практически все учителя школы не прочь подзаработать на платных занятиях. Но стараемся держать марку, с детьми работают только 36 наших лучших специалистов, прошедших отбор, с каждым из которых заключен отдельный трудовой договор.

Как минимум дважды в год проводим собрания с родителями, даем им разъяснения, отчитываемся перед ними, выслушиваем их пожелания. Эти встречи позволяют нам держать руку на пульсе, оперативно реагировать, вносить коррективы в свою работу», – утверждает Ф. Буриев.

По признанию директора школы N 12 Азамата Азимова, учителем он мечтал стать с детства. И свои грезы воплотил в жизнь. Закончил пединститут, прошел путь от рядового учителя до руководителя образовательного учреждения. За плечами почти 30-летний педагогический стаж. Он со знанием дела говорит о профессии, о работе учителя в современных условиях и становится немногословен, когда речь заходит о «школьном бизнесе». Он лишь заметил, что спонсорская помощь – не единственный источник внебюджетных доходов.

По словам Азимова, школа зарабатывает на сдаче в аренду столовой, спортзала, на платных занятиях по математике, физике, родному и иностранным языкам, на которых специализируется школа. Но он так и не назвал ни одного юридического или физического лица, сделавших школе щедрые пожертвования. Хотя из отчета, который школа сдала в горфо, следует, что львиную долю внебюджетных доходов заведения составляет безвозмездная помощь. Судя по всему, это «тайна двора» двенадцатой школы. Но, к сожалению, так и не удалось понять, в чем секрет успеха, чем так хороша эта школа, притягивающая как магнит спонсоров, «отстегнувших» заведению почти 19 млн сум.

 

Разговор с А. Азимовым вызывал амбивалентные чувства. С одной стороны, все правильно, все по закону. С другой, сдача в аренду столовой, спортзала или сбор макулатуры – все это как-то не вяжется со школой ХХI века и временами Интернета. На фоне грандиозных преобразований, которые ждут оте­чественную школу в ближайшие 3 года на основании двух сентябрьских решений4 главы государства, поиск средств в непрофильных для школы сферах деятельности создает впечатление, что речь идет не о школе, а о лавке старьевщика. В то же время практика школы N 8 показывает, что есть у нас учебные заведения, которым планируемые новые государственные стандарты образования, Госпрограмма «Современная школа» пойдут только на пользу. И что намеченное учас­тие страны в международных программах и исследованиях по оценке уровня знаний учащихся (PISA – оценка математической грамотности, грамотности чтения и естествознания 15–16-летних учащихся; TIMSS – оценка математической и естественно-научной грамотности учащихся 4-х и 8-х классов и PIRLS – оценка уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы) откроет для них новые горизонты в сфере платного образования.

 

Амир МАХМУДОВ,

спецкор «НТВ»,

г. Навои.

 


1Постановление КМ «О совершенствовании порядка финансирования бюджетных организаций» (N 414 от 3.09.1999 г.).

2Постановление КМ «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан (законы Респуб­лики Узбекистан от 26.12.2013 г. N ЗРУ-360 «Об утверждении Бюджетного кодекса Рес­публики Узбекистан и от 31.12.2015 г. N ЗРУ-398 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2016 год»)» (N 122 от 26.04.2016 г.).

3С 1 сентября 2017 года в учреждениях, подведомственных районным отделам народного образования, бухгалтерии упразднены. Вместо этого при указанных отделах созданы централизованные бухгалтерские службы. В числе их обязанностей – ведение учета бюджетных и внебюджетных средств подведомственных учреждений и мониторинг поступления доходов от реализации товаров (работ, услуг) по профилю деятельности учреждений (N ПП-3231 от 21.08.2017 г.).

4Указ Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием» (N УП-5538 от 5.09.2018 г.) и постановление Президента «О мерах по внедрению новых принципов управления в систему народного образования» (N ПП-3931 от 5.09.2018 г.).

 

Прочитано: 265 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2018 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика