Norma.uz
Газета НТВ / 2018 год / № 41 / Бизнес-навигатор

Иностранное предприятие: организация деятельности

(по состоянию на 30.09.2018 г.)

 

Группа компаний «Baker Tilly Uzbekistan» обновила разработанное несколько лет назад уникальное пособие «Гид по формам бизнеса» («Норма» NN 14, 16, 17, 37, 38, 39, 40, 41, 2014 г.). Это актуальное практическое руководство по всем основным формам организации и ведения бизнеса, существующим на территории Республики Узбекистан. Оно подготовлено в целях оказания прикладной помощи инвесторам, руководителям, главным бухгалтерам, юристам, налоговым консультантам, аудиторам и иным заинтересованным лицам.

Сегодня представляем вашему вниманию сектор «Представительство иностранной коммерческой организации».

 

Представительство иностранной коммерческой организации – это обособленное подразделение иностранного юридического лица (фирмы, компании, корпорации, общества, партнерства и других организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности). Оно представляет интересы данного юридического лица на территории Республики Узбекистан и защищает их.

 

Критерии

 

Требования законодательства

 

Организационно-правовой статус

 

Структурное подразделение нерезидента, не является юридическим лицом

 

Правовое основание

для осуществления деятельности

Аккредитация

 

Характер деятельности

 

Некоммерческий: представление интересов иностранного юрлица и их защита

 

Имущественная основа

 

Представительство наделяется (без перехода права собственности) имуществом создавшего его иностранного юрлица

 

 

Недопустимо.

 

Осуществление предпринимательской деятельности

 

При осуществлении предпринимательской деятельности возникают риски признания представительства постоянным учреждением (ПУ) нерезидента, влекущие за собой прекращение аккредитации, возникновение дополнительных налоговых обязательств перед бюджетом, привлечение должностных лиц к ответственности (за непостановку на учет в налоговых органах – если предпринимательская деятельность осуществлялась свыше 183 календарных дней в течение любых 12 месяцев подряд, за осуществление деятельности без лицензии – если для занятия осуществляемым представительством видом предпринимательской деятельности требуется лицензия) и т. д.

 

Основные практические виды деятельности

 

Сбор, обработка и (или) распространение информации (без продажи), маркетинг, изучение рынка товаров (работ, услуг), производимых (осуществляемых) иностранным юрлицом, преддоговорная деятельность, проведение переговоров, мониторинг поставок товаров, взаимодействие с госорганами.

 

Если основной деятельностью самой иностранной компании являются сбор, обработка и (или) коммерческое распространение информации, услуги в сфере маркетинга, изучения рынков товаров (работ, услуг), то деятельность представительства также может быть признана предпринимательской с требованием постановки на учет в налоговых органах и уплаты налогов как ПУ (представительства), осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории Узбекистана

Аккредитующий орган

 

Государственный комитет РУз по инвестициям

 

Порядок аккредитации

 

Необходимые

документы

√ Заявление на аккредитацию1;

√ учредительные документы иностранного юрлица; документ, подтверждающий его официальную регистрацию в стране местонахождения (свидетельство о госрегистрации или выписка из торгового реестра);

√ доверенность, выданная иностранным юрлицом главе представительства2;

√ положение о представительстве, утвержденное руководителем иностранного юрлица и скрепленное его печатью;

√ гарантийное письмо юридического или физического лица, являющегося собственником нежилого помещения на территории Узбекистана, подтверждающее готовность предоставить в аренду или реализовать представительству данное помещение (с указанием условий и срока аренды или реализации)

Запрос дополнительной информации

 

Недопустим

 

Необходимость консульской легализации подаваемых в аккредитующий орган документов

 

Предусмотрена в отношении всех представляемых документов3 (кроме заявления), если на них не проставлен апостиль

 

Язык, на котором должны быть составлены представляемые для регистрации документы

 

Специальных требований не предусмотрено. К документам, представляемым на иностранном языке, должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русский или узбекский язык

 

Срок рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов

 

10 рабочих дней со дня, следующего за днем подачи заявления и прилагаемых к нему документов. По истечении указанного срока аккредитующий орган принимает решение об аккредитации представительства или об отказе в ней

 

Основания для отказа в аккредитации

 

√ Представление заведомо ложных документов;

√ несоответствие представленных документов законодательству РУз

 

Документ, подтверждающий аккредитацию

 

Сертификат об аккредитации

 

Срок, в течение которого должен быть выдан сертификат об аккредитации

 

В течение 5 дней с момента уплаты иностранным юрлицом госпошлины (1 200 долл. США) после принятия решения об аккредитации.

На практике, если иностранное юрлицо не учтет в платеже комиссию банка, сумма, внесенная в счет уплаты госпошлины за аккредитацию, уменьшится на размер комиссии банка, в связи с чем обязанность по уплате госпошлины не будет признана исполненной

Валюта, в которой взимается госпошлина

 

Доллары США

 

Уведомление аккредитующего органа о почтовом адресе представительства

 

Обязательно

 

Срок, в течение которого нужно уведомить аккредитующий орган

 

10 дней с момента получения сертификата об аккредитации

 

Форма уведомления

 

Письменная

 

Период аккредитации представительства

 

От 1 года до 3 лет. Конкретный период аккредитации указывается в сертификате.

В последние годы на практике срок аккредитации, как правило, составляет 1 год

Возможность продления срока аккредитации

 

Предусмотрена

 

Необходимость регистрации в налоговых органах

 

Предусмотрена.

В течение 10 дней со дня получения сертификата об аккредитации представительство обязано встать на учет в налоговых органах по месту своего нахождения и представить в аккредитующий орган справку о постановке на учет

Постановка на учет в органах статистики

 

Не требуется

 

Представление сведений об аккредитации в филиал

Народного банка

 

Необходимо, так как представительство является работодателем, который в соответствии с действующим законодательством обязан представить в банк сведения о гражданах (работниках) для постановки на учет в накопительной пенсионной системе

 

Аккредитация представительства, защищающего и представляющего интересы нескольких юрлиц

 

Недопустима.

 

Высок риск признания факта осуществления предпринимательской деятельности и предъявления налоговыми органами требований о постановке на учет в качестве ПУ

Возможность учреждать юрлица

 

Не предоставлена.

Представительства ни от своего имени, ни от имени головного офиса не вправе выступать учредителем (участником, акционером) юрлиц в Узбекистане

Возможность участвовать в уставном фонде юрлиц

(приобретать их акции и доли)

Не предоставлена

 

Возможность быть участником простого товарищества

 

Не предоставлена

 

Возможность осуществлять

свою деятельность за рубежом через ПУ

Не предоставлена

 

Возможность реорганизации представительства в иностранное предприятие

 

Не предусмотрена.

Регистрация юрлица возможна после прекращения аккредитации представительства либо юрлицо регистрируется отдельно

Возможность открытия региональных офисов

 

Не предусмотрена

 

Положение о представительстве

 

Определяет порядок и фиксирует условия эффективного выполнения основной цели деятельности представительства.

 

На практике основная масса положений о представительстве составлена на основании ранее разработанных шаблонов, в которых не учтены изменения законодательства. Это приводит к возникновению определенных налоговых и правовых рисков. Поэтому к подготовке (экспертизе) положения о представительстве целесообразно привлекать профессиональные аудиторские или адвокатские организации

Уставный фонд либо иной гарантийный фонд

 

Требований к формированию нет

 

Финансирование

 

Осуществляется за счет средств, принадлежащих иностранной организации и выделенных ею для осуществления представительством расчетов.

 

На практике применяется до 8 вариантов финансирования с различной степенью риска

Необходимость обязательной продажи 50 % иностранной валюты, поступающей на валютные счета представительства от нерезидента (головного офиса)

 

Отсутствует

 

Открытие счетов для осуществления деятельности представительства

 

Виды счетов

 

√ В иностранной валюте;

√ в национальной валюте

 

Владелец счетов

 

Иностранное коммерческое юрлицо

 

Документы, представляемые в банк для открытия счета

 

√ Заявление на открытие счета;

√ копия удостоверения о присвоении ИНН;

√ 2 экз. карточек с образцами подписей и оттиском печати;

√ документ, удостоверяющий личность лица, имеющего полномочие на подписание денежно-расчетных документов. Указанные документы представляются по форме в соответствии с требованиями законодательства

Получение разрешения ЦБ РУз на открытие счета в иностранной валюте

 

Не требуется

 

Необходимость представления образца подписи лица, осуществляющего функции бухучета, при оформлении карточки с образцами подписей и оттиском печати

 

Предусмотрена

 

Плата за открытие счетов в национальной валюте

 

Взимается в размере 0,5 МРЗП

 

Плата за открытие счетов в иностранной валюте

 

Взимается в размере 0,5 МРЗП

 

Раскрытие информации

 

Информация, подлежащая раскрытию

 

Это информация:

√ по сделкам, подлежащим государственной регистрации;

√ свидетельствующая об аккредитации представительства;

√ о численности и составе работников, системе оплаты и условиях труда, в том числе об охране труда;

√ подлежащая предоставлению в качестве государственной налоговой отчетности;

√ иные сведения, не составляющие коммерческую тайну нерезидента (головного офиса представительства)

Лица, имеющие право на получение информации

 

Аккредитующий орган, иные госорганы в рамках полномочий, предоставленных им законодательством, уполномоченные лица нерезидента (головного офиса), аудиторы, сотрудники представительства

 

Органы управления

 

Глава представительства

 

Правовое основание деятельности

 

Доверенность иностранного юрлица

 

Статус

 

Только физлицо (гражданин РУз, гражданин иностранного государства или лицо без гражданства)

 

Аккредитация

 

Необходима, если глава представительства – гражданин иностранного государства

 

Аккредитующий орган

 

Государственный комитет РУз по инвестициям

 

Документы, необходимые для аккредитации

 

√ Заявление на аккредитацию;

√ личный листок (2 экз. на узбекском и английском языках);

√ 2 фото 3 х 4 см;

√ письмо-подтверждение о приеме на работу в представительство, подписанное уполномоченным лицом (руководителем иностранного юрлица)4 с легализацией (апостилем);

√ сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции;

√ копия национального паспорта

Документ, подтверждающий персональную аккредитацию главы представительства

 

Аккредитационная карточка иностранного сотрудника

 

Получение в Агентстве по внешней трудовой миграции разрешения на осуществление трудовой деятельности в представительстве

 

Не требуется

 

Срок действия аккредитационной карточки

 

Равен сроку аккредитации представительства, но не может превышать 12 месяцев

 

Продление срока действия аккредитационной карточки

 

Допустимо

 

Необходимость заключения трудового договора

 

Предусмотрена

 

Полномочия главы представительства

 

Предусмотрены в доверенности и в положении о представительстве. Не должны противоречить некоммерческому характеру деятельности представительства.

 

Полномочие главы представительства на заключение контрактов от имени иностранного юрлица может повлечь за собой прекращение аккредитации представительства с приданием последнему статуса ПУ

Делегирование полномочий главы представительства другому лицу

 

Допустимо, если доверенность иностранного юрлица предусматривает право главы представительства на передоверие и это не противоречит положению о представительстве

 

Форма доверенности, выдаваемой от имени главы представительства (в порядке передоверия)

 

Письменная с нотариальным заверением

 

Срок доверенности

 

Не должен превышать срока доверенности, выданной иностранным юрлицом

 

Делегируемые полномочия

 

Не должны выходить за пределы полномочий, которыми наделен глава представительства согласно доверенности от иностранного юрлица

 

Обязанность главы представительства, возникающая в связи с передоверием

 

Письменное уведомление иностранного юрлица о произошедшем передоверии

 

Основания прекращения полномочий главы представительства

 

1. Истечение срока трудового договора;

2. Досрочное прекращение полномочий:

√ по инициативе уполномоченного представителя нерезидента (головного офиса). Допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью второй статьи 100 ТК РУз, и оформляется соответствующим решением;

√ по инициативе главы представительства. Основание – заявление главы представительства

 

Прием на работу

 

Работники

 

Граждане РУз, иностранные граждане и лица без гражданства

 

Аккредитация работников

 

Осуществляется только в отношении иностранных граждан

 

Аккредитующий орган

 

Государственный комитет РУз по инвестициям

 

Перечень документов на аккредитацию работника

 

√ Заявление, подписанное главой представительства;

√ личный листок (2 экз. на узбекском и английском языках);

√ 2 фото 3 х 4 см;

√ письмо-подтверждение о приеме на работу в представительство, подписанное уполномоченным лицом (главой представительства)4;

√ сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции;

√ копия национального паспорта

Срок рассмотрения документов

 

10 дней со дня их подачи

 

Документ, подтверждающий персональную аккредитацию работника

 

Аккредитационная карточка

 

Получение в Агентстве по внешней трудовой миграции разрешения на осуществление трудовой деятельности
в представительстве

 

Не требуется

 

Срок действия аккредитационной карточки

 

Равен сроку аккредитации представительства, но не может превышать 12 месяцев

 

Продление срока действия аккредитационной карточки

 

Допустимо

 

Трудовые отношения с работодателем

 

Регулируются в соответствии с нормами трудового законодательства РУз, индивидуальными трудовыми договорами, правилами трудового распорядка, должностными инструкциями и другими локальными актами представительства

 

Прием иностранных работников на условиях совместительства

 

Допустим

 

Заключение трудовых договоров с сотрудниками, не имеющими постоянной или временной прописки по месту регистрации представительства

 

Допустимо

 

Заключение договоров на возмездное оказание услуг с лицами, не имеющими постоянной или временной прописки по месту

регистрации представительства

Допустимо

 

Оплата труда работников представительства в иностранной валюте

 

√ В наличной форме – запрещена;

√ в безналичной форме – допустима (аб. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 7 З-на «О валютном регулировании»).
В этих целях работнику представительства (гражданину РУз либо иностранному гражданину) необходимо открыть депозитный счет до востребования в уполномоченном банке РУз или в банке иностранного государства, куда будут перечисляться валютные средства в виде оплаты труда

 

Необходимость заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности работодателя

 

Предусмотрена

 

Требование о найме бухгалтера (главного бухгалтера)

 

Не предусмотрено

 

Необходимость ведения кадрового учета, таможенного и иного консалтинга Службой дипломатического сервиса
при МИД РУз (СДС)

 

Не предусмотрена.

Пользоваться комплексом сервисных услуг СДС представительства иностранных коммерческих организаций не обязаны. Вместе с тем по важным вопросам сотрудничество с СДС целесообразно.

 

Для всех автотранспортных средств представительств иностранных организаций предусмотрен специальный тип госрегистрационных номеров. Получить данные номера (поставить на учет автотранспорт, перерегистрировать, снять с учета) без содействия СДС на практике сложно

Целесообразность ведения бухучета (аутсорсинга) квалифицированными аудиторскими организациями

 

Предусмотрена и предпочтительна в связи с:

1) повышением концентрации эффективности процессов, направленных непосредственно на представление и защиту интересов нерезидента (головного офиса);

2) экономией ресурсов и персонала на постановку и ведение бухучета;

3) возможностью использовать опыт профессиональных аудиторских фирм

Целесообразность создания юрслужбы и привлечения специалистов адвокатских формирований (фирм) для оказания услуг по юрсопровождению деятельности представительства (юридический аутсорсинг)

 

Создание юрслужбы целесообразно для ежедневного комплексного юридического сопровождения деятельности представительства.

При необходимости решения сложных и специфических вопросов, в том числе связанных с рисками признания на базе представительства ПУ нерезидента, а равно в целях правового сопровождения проверок контролирующих органов, защиты в судах, представительства в органах власти и управления целесообразно привлекать специалистов адвокатских формирований

Расходы представительства

 

Общие условия

 

Должны ограничиваться расходами на собственные нужды представительства

 

Представительские расходы

 

По приему и обслуживанию лиц, производимые в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания органов контроля (расходы на проведение официальных приемов, транспортное обеспечение, питание и проживание указанных лиц, оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, и др.)

 

Подтверждающие документы

 

√ Приказ об осуществлении расходов на представительские цели (приказ на проведение представительского мероприятия);

√ программа представительского мероприятия;

√ смета представительских расходов;

√ отчет о проведении представительского мероприятия;

√ акт о списании представительских расходов;

√ первичные документы, в том числе подтверждающие факт приобретения на стороне каких-либо товаров для представительских целей;

√ первичные документы, подтверждающие оплату услуг сторонних организаций;

√ договоры со сторонними организациями на оказание услуг

Затраты на покупку ТМЦ

 

Затраты на приобретение рекламных материалов, журналов, хозпринадлежностей и другого имущества для административных функций

 

Другие затраты

 

Затраты на заработную плату сотрудников, на компенсацию командировочных расходов, арендные и коммунальные платежи

 

Отправление в командировку физических лиц, оказывающих услуги (выполняющих работы) по гражданско-правовому договору, с выплатой командировочных

 

Недопустимо, поскольку командировочные выплачиваются только сотрудникам, работающим по трудовым договорам.

Средства, выплаченные физлицам, осуществляющим деятельность на основании гражданско-правовых договоров, являются доходом этих физлиц и подлежат налогообложению, кроме случаев, когда физлицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Фактически произведенные и подтвержденные физлицом расходы могут возмещаться в рамках абзаца 4 статьи 821, части 1 статьи 842 ГК и других норм при соблюдении требований законодательства РУз

Возможность получения займов, финансовой помощи или пожертвований от нерезидентов – третьих лиц

 

Не предусмотрена.

Денежные средства на сумовом и валютном счетах представительства аккумулируются только за счет средств, выделенных головным офисом

Возможность получения займов, финансовой помощи или пожертвований
от головного офиса

 

Не предусмотрена, поскольку деятельность представительства финансируется исключительно из средств иностранной коммерческой организации – головного офиса

 

Возможность использования средств на счете, открытом для представительства, в целях оказания головным офисом (нерезидентом) спонсорской (благотворительной) помощи третьим лицам

 

Не предусмотрена.

Денежные средства на счетах представительства могут расходоваться только для его собственных нужд.

 

Однако в ряде случаев на практике благотворительную помощь нерезидента, оказываемую из средств, содержащихся на счете представительства, осуществляют коммерческие банки в порядке, установленном законодательством для получения (предоставления) грантов

Возможность предоставления третьим лицам процентных или беспроцентных денежных займов либо финансовой помощи

 

Не предусмотрена.

Денежные средства на сумовом и валютном счетах представительства расходуются только на собственные нужды и не могут предоставляться в собственность третьим лицам

Возможность предоставления головному офису займов либо финансовой помощи

 

Не предусмотрена.

Владельцем денежных средств и иного имущества представительства является сам нерезидент (головной офис)

Возможность приобретения имущества в лизинг

 

Не предусмотрена

 

Возможность передачи имущества в лизинг от своего имени либо от имени головного офиса

 

Недопустима

 

Расчеты с применением корпоративной пластиковой карты

 

Допускаются

 

Держатель корпоративной пластиковой карты

 

Уполномоченный нерезидентом (головным офисом) глава или иной сотрудник представительства, с которым заключен договор о полной материальной ответственности

 

Обязанности держателя корпоративной пластиковой карты

 

Держатель корпоративной банковской карты обязан не позднее 10 дней со дня ее получения под отчет представлять в бухгалтерию представительства отчет об израсходованных средствах. К нему необходимо прикладывать документы, подтверждающие произведенные расходы

 

Форма отчета

 

Произвольная

 

Виды расходов, которые держатель может оплатить корпоративной пластиковой картой

 

Представительские расходы, покупка ТМЦ, приобретение ГСМ и иные расходы, осуществляемые для собственных нужд представительства

 

Необходимость (возможность) заключения договоров с головным офисом

 

Отсутствует, поскольку представительство является структурным подразделением головного офиса

 

Необходимость ведения бухучета

 

Предусмотрена.

Бухучет надо вести в соответствии с законодательством РУз

Специальные стандарты (правила) ведения бухучета

 

Отсутствуют. Учет ведется на общих основаниях. В связи с этим требуется специальная организация учета

 

Прибыль (убытки)

 

Отсутствует в связи с некоммерческим характером деятельности

 

Реализация основных средств и ТМЦ иностранного юрлица, которыми представительство было наделено в целях осуществления своей деятельности на территории РУз

 

Допустима.

 

Налоговые риски возникают при систематическом характере операций по реализации, а также в случае извлечения дохода от реализации недвижимости, автотранспорта, оргтехники и иного имущества.

Поэтому целесообразно проводить экспертизу потенциальных операций, их консультационное сопровождение, оценивать правовые и налоговые риски, профессионально подготавливать документы, исследовать возможности международных соглашений об избежании двойного налогообложения и т. д.

Налоги и обязательные платежи, подлежащие уплате

 

Налог на доходы физических лиц:

 

резидентов (граждан РУз)

 

Уплачивается с доходов физлиц, выплачиваемых представительством, по шкале налогообложения исходя из МРЗП, установленного на начало года.

Конкретные ставки налога ежегодно устанавливаются решениями Президента РУз (на 2018 год – прил. N 8 к ПП-3454 от 29.12.2017 г.)

иностранных граждан, ставших резидентами РУз (находящихся на территории свыше 183 дней в совокупности в течение 12 месяцев подряд)

 

Уплачивается на основании декларации о доходах по шкале налогообложения исходя из МРЗП, установленного на начало года.

Конкретные ставки налога ежегодно устанавливаются решениями Президента РУз.

Срок подачи декларации – до 1 апреля года, следующего за предыдущим.

Если в течение календарного года иностранец – резидент РУз прекратил свою деятельность в представительстве и выехал из Узбекистана, то декларацию о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории республики, надо представить за 1 месяц до выезда.

Если же он выезжает за границу на постоянное жительство до 1 февраля текущего года, то декларация по доходам за текущий год не представляется

нерезидентов РУз

 

Уплачивается с выплачиваемых представительством доходов (без вычетов) по ставке 20 %

 

Возможность уплаты НДФЛ с доходов резидентов в иностранной валюте

 

Предусмотрена.

Данные лица могут уплачивать исчисленный НДФЛ в иностранной валюте с банковского счета, находящегося в иностранном государстве. При этом налог, выраженный в национальной валюте, пересчитывается на иностранную валюту по курсу ЦБ РУз, установленному на дату уплаты налога

Возможность уплаты НДФЛ с доходов нерезидентов в иностранной валюте

 

Не предусматривается

 

Налог на имущество юрлиц, находящееся:

 

Налогом облагается недвижимое имущество, находящееся на территории РУз и используемое для организации деятельности представительства.

Иные основные средства нерезидента не являются объектом налогообложения, кроме случаев осуществления предпринимательской деятельности

в собственности нерезидента

 

Уплачивается с применением ставки налога, устанавливаемой решением Президента РУз к среднегодовой стоимости недвижимого имущества.

В 2018 году указанная ставка налога составляет 5 % (прил. N 17 к ПП-3454)

в пользовании нерезидента на основании договора оперативной (финансовой) аренды

 

Не уплачивается

 

в ведении представительства на основании договора лизинга

 

Не уплачивается.

 

Вместе с тем при использовании представительством лизингового имущества возникают риски досрочного прекращения аккредитации представительства в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 3 З-на «О лизинге») и придания ему статуса ПУ. Это сопряжено с соответствующими налоговыми последствиями

Единый социальный платеж

 

Уплачивается с фонда оплаты труда по ставке (2018 г.) 25 % (прил. N 23 к ПП-3454)

 

Обязательные страховые взносы

 

Удерживаются из зарплаты работников.

В 2018 году ставка составляет 8 % (п. 3 ПП-3454)

Таможенные платежи:

 

НДС

 

Уплачивается при ввозе товаров на таможенную территорию РУз с применением устанавливаемой решением Президента РУз процентной ставки к таможенной стоимости указанных товаров, а также суммы акцизного налога и таможенных пошлин. В 2018 году – 20 % (п. 3 ПП-3454)

 

Акцизный налог

 

Уплачивается при импорте подакцизных товаров на таможенную территорию РУз с применением к таможенной стоимости товаров ставки налога, установленной решением Президента РУз.

Ставки акцизного налога на 2018 год установлены в приложениях NN 12-1 и 12-2 к ПП-3454.

 

При наличии признаков ПУ в рамках предпринимательской деятельности, связанной с производством и реализацией (передачей) подакцизных товаров, появляется риск возникновения обязательств по уплате акцизного налога

Таможенные пошлины и сборы

 

Уплачиваются при импорте с таможенной стоимости товара, определенной с помощью методов таможенной оценки, с применением установленных законодательством ставок

 

Налог на прибыль

 

Не уплачивается.

 

В случае наличия признаков ПУ возникают риски начисления и уплаты налога на прибыль по ставке, установленной решением Президента РУз на 2018 год в размере 14 % (прил. N 7 к ПП-3454).

При этом для целей исчисления налога на прибыль при определении налогооблагаемой прибыли юрлица – нерезидента РУз, осуществляющего деятельность в Узбекистане через ПУ, сумма налогооблагаемой прибыли не может быть менее 7 % от суммы расходов, понесенных ПУ

Обязательные отчисления в государственные целевые фонды

 

Не уплачиваются.

Плательщиками обязательных отчислений в госцелевые фонды являются юрлица – резиденты РУз

Сборы в Республиканский дорожный фонд

 

Уплачиваются при приобретении и (или) временном ввозе на территорию РУз автотранспортных средств по ежегодно устанавливаемым ставкам (на 2018 год – прил. N 22 к ПП-3454)

 

Налог за пользование недрами

 

Не уплачивается.

 

При наличии признаков ПУ в рамках предпринимательской деятельности, связанной с пользованием недрами, появляется риск возникновения обязательств по уплате данного налога по ставкам, установленным решением Президента РУз.

Недропользователями в целях налогообложения являются юридические и физические лица, осуществляющие на территории РУз поиск и разведку месторождений, добычу полезных ископаемых, извлечение полезных компонентов из минерального сырья и (или) техногенных минеральных образований, а также переработку полезных ископаемых с извлечением из них полезных компонентов

Налог за пользование водными ресурсами

 

Не уплачивается.

 

При признаках ПУ появляется риск возникновения обязательств по уплате данного налога, так как плательщиками налога за пользование водными ресурсами являются также нерезиденты РУз, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение

Земельный налог

 

Не уплачивается.

Плательщиками земельного налога являются юрлица, включая нерезидентов РУз, имеющие земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды (за исключением аренды недвижимого имущества с прилегающим участком земли).

При сдаче недвижимого имущества в аренду земельный налог уплачивает арендодатель.

 

В случае наличия признаков постоянного учреждения или фактического использования представительством земельного участка, принадлежащего нерезиденту, появляется риск возникновения обязательств по уплате налога

Отчетность

 

Отчет о деятельности представительства

 

Направляется главой представительства в аккредитующий орган

 

Периодичность сдачи

 

1 раз в год

 

Форма

 

Произвольная

 

Финансовый отчет

 

Требований по представлению в налоговые органы финансовой отчетности представительства не предусмотрено.

На практике налоговые органы, как правило, обращаются к представительствам с предложением представить ее в произвольной форме не позднее 25 марта года, следующего за отчетным

Отчет по НДФЛ

 

Направляется в налоговые органы

 

Периодичность сдачи

 

Ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года – не позднее 25 марта года, следующего за отчетным

 

Форма

 

Утверждена Министерством финансов РУз

 

Отчет по ЕСП и страховым взносам граждан:

 

Направляется в налоговые органы

 

Периодичность сдачи

 

Ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года – не позднее 25 марта года, следующего за отчетным

 

Форма

 

Утверждена Министерством финансов РУз

 

Проверки деятельности представительства государственными органами

 

Проведение контролирующими органами плановых проверок

 

Недопустимо

 

Ограничение на проведение внеплановой проверки

 

Предусмотрено

 

Встречные проверки

 

Недопустимы, в том числе по уголовным делам (п. 3 N УП-4848)

 

Проверки в порядке контроля

 

Недопустимы

 

Камеральный контроль деятельности представительства

 

Предусмотрен.

Представляет собой форму контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке отчетности представительства, а также других документов о его деятельности, имеющихся в налоговых органах, без выезда в местонахождение представительства

Проведение камерального контроля по документам периода, ранее охваченного проверкой

 

Допускается

 

Выявление налоговыми органами в рамках камерального контроля ошибок и противоречий в налоговой отчетности представительства

 

При выявлении признаков нарушения налогового и валютного законодательства в процессе анализа документов, хранящихся в налоговых органах, их должностные лица письменно сообщают об этом представительству. По результатам получения такого сообщения должностные лица представительства в течение 10 дней должны представить в налоговый орган исправленную налоговую отчетность либо письменно обосновать правомерность выявленных расхождений (отклонений).

В случае непредставления в установленный срок налогоплательщиком обоснования выявленных расхождений либо уточненной налоговой отчетности орган государственной налоговой службы обращается с исковым заявлением в суд по взысканию доначисленных налогов и других обязательных платежей

Аудиторская проверка

 

Допустима и целесообразна.

Особенно для проверки деятельности представительства на предмет наличия в ней признаков ПУ, а также правильности организации и ведения бухучета, сроков и порядка уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, соблюдения требований законодательства в процессе осуществления представительством деятельности на территории РУз

Ответственность представительства

 

Виды

 

Досрочное прекращение аккредитации, доначисление налогов и применение штрафных санкций, включая начисление пени

 

Приостановление действия аккредитации

 

Не предусмотрено

 

Обращение взыскания на средства, хранящиеся на счетах представительства для погашения задолженности нерезидента перед бюджетом РУз

 

Допустимо по обязательствам нерезидента:

√ связанным с деятельностью представительства, в том числе при наличии признаков ПУ;

√ не связанным с таковой (например, по обязательствам отдельно вставшего на учет ПУ нерезидента на территории РУз)

 

Обращение взыскания на имущество нерезидента – основные средства и ТМЦ (ТМЗ) – которым наделено представительство для погашения задолженности нерезидента перед бюджетом РУз

 

Допустимо:

1) только при отсутствии средств на счетах представительства;

2) исключительно по обязательствам нерезидента (как связанным с деятельностью представительства (в том числе при выявлении признаков ПУ), так и не связанным с таковой (например, по обязательствам отдельно вставшего на учет ПУ нерезидента на территории РУз)

Приостановление операций по счетам представительства

 

Допустимо:

1) на основании решения суда (в том числе при опоздании со сдачей представительством отчетности в налоговые органы, отсутствии представительства по заявленному адресу);

2) на основании постановления уполномоченного должностного лица правоохранительных органов

Ликвидация

 

Прекращение аккредитации

 

Основание

 

√ Истечение срока аккредитации, если не было ходатайства ее продлить;

√ ликвидация иностранного юрлица;

√ решение иностранного юрлица о прекращении деятельности представительства;

√ решение суда;

√ решение аккредитующего органа о досрочном прекращении аккредитации в связи с нарушением представительством требований законодательства

Обязательства, возникающие в связи с ликвидацией иностранного юрлица

 

Уведомление аккредитующего органа в течение 2 недель с момента принятия решения уполномоченного органа иностранного юрлица о своей ликвидации

 

Отказ аккредитующего органа в досрочном прекращении аккредитации представительства, осуществляемом по инициативе нерезидента – головного офиса

 

Недопустим.

Кроме случаев, когда:

√ представительство не представляет соответствующего решения нерезидента (головного офиса);

√ решение нерезидента (головного офиса) о досрочном прекращении аккредитации его представительства оформлено с нарушением требований законодательства (например, принято лицом, не имеющим права принимать подобные решения, либо не апостилировано, или не имеет даты и т. д.)

 

Обжалование решения аккредитующего органа о досрочном прекращении аккредитации

 

Осуществляется в судебном порядке

 

Обязанность по уведомлению государственных таможенной и налоговой служб

 

Возлагается на аккредитующий орган

 

Проведение налоговой ликвидационной проверки

 

Не требуется (ст. ст. 83, 86 НК; пп. 6, 38 Положения N 410).

На практике контролирующие органы, ссылаясь на Закон  «О государственной налоговой службе», инициируют ее проведение в добровольном порядке перед выдачей справки об отсутствии налоговой задолженности для банка в целях закрытия счетов.

В этой связи целесообразны экспертиза и консультационное сопровождение квалифицированных аудиторских и адвокатских организаций

 

Привлечение квалифицированной адвокатской организации

 

Целесообразно, поскольку процедура прекращения деятельности представительства специфична по сравнению с регламентированной процедурой ликвидации юрлица

 

Привлечение квалифицированной аудиторской организации

 

Актуально.

Для определения и решения наиболее сложных практических вопросов, которые необходимо разрешить, как до принятия решения о прекращения представительством аккредитации, так и в процессе его исполнения

Подача исков в суд на представительство, прекратившее свою аккредитацию

 

Недопустимо.

Если судебное производство по делу все-таки возбуждено, оно подлежит прекращению

Возможность проведения встречных проверок представительства, прекратившего аккредитацию

 

Не допускается

 

Распоряжение имуществом нерезидента, которым было наделено представительство, после прекращения аккредитации представительства

 

Имущество нерезидента, оформленное в режим временного ввоза, может быть вывезено им путем помещения такого имущества в режим реэкспорта.

Если имущество, которым было наделено представительство, приобреталось в РУз, его можно вывезти по безвозмездной экспортной сделке.

Возможна реализация такого имущества в Узбекистане, но его целесообразно продать до прекращения аккредитации представительства

 

 

1Заявление должно содержать следующие сведения:

1) информацию о деятельности инофирмы (адрес головного офиса фирмы; телефон, телефакс, электронную почту; сведения о руководителях; общее число работников (персонал);

предмет (виды) деятельности фирмы; объем продаж (оборот), товарооборот за последний финансовый год; доли видов деятельности в обороте (%); номенклатуру продукции (товаров, работ, услуг); сведения о владельцах или основных акционерах; основные подразделения – дочерние фирмы, филиалы и пр. (адреса и деятельность); историю фирмы (основатели, этапы развития и пр.); другие сведения (торговые марки, владение недвижимостью, наличие производственных мощностей, транспорта и т.п.);

2) подробную информацию о деловых и иных связях с предприятиями и организациями республики, заключенных договорах и соглашениях, выполнению которых будет содействовать представительство;

3) перспективы развития сотрудничества;

4) срок, на который запрашивается разрешение на открытие представительства.

2В доверенности должны быть указаны полные паспортные данные и перечень предоставляемых главе представительства полномочий. При этом аккредитующий орган требует представить копию паспорта главы представительства и 2 цветные фотографии 3 х 4 cм.

3Документы легализуются в консульском учреждении РУз в стране регистрации иностранного юрлица, а в случае его отсутствия – в МИД государства регистрации иностранного юрлица, в консульском учреждении или дипломатическом представительстве данной страны в РУз с последующим заверением в консульском управлении МИД РУз.

4Документы представляются с нотариально заверенным переводом на государственный либо русский язык. Легализация не требуется, если на документах проставлен апостиль.

 

Для получения индивидуальных консультаций 

обращайтесь к разработчику (www.bakertillyuz.com)

 

Олег ДАМИНОВ,

управляющий партнер

группы компаний «Baker Tilly Uzbekistan».

 

Прочитано: 4350 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2021-02-20 10:17:37, Гость_Асадулла :
Добрый день, хотел поинтересоваться у вас на счёт работы консультантом иностранной фирмы в Узбекистане. Возможна ли работа консультантом без открытия представительства в стране и какой вид деятельности для этого предусмотрен. Спасибо за ответ.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика