Norma.uz
Газета НТВ / 2018 год / № 40 / Таможня

В контексте реформ

 

В рамках недавно прошедшей 9-й конференции Ассоциации таможенных брокеров состоялись общее собрание АТБ и семинар для специалис­тов по таможенному оформлению. В мероприятии участвовали представители ГТК РУз.

 

 

Результаты работы

 

По традиции собрание началось с торжественного вручения сертификатов о членстве новым членам Ассоциации. На фоне трансформирования института таможенных брокеров в Узбекистане неожиданным оказалось пополнение рядов АТБ. Только за последние 3 месяца в нее вступили около двух десятков таможенных брокеров и других юридических лиц, чья деятельность связана с ВЭД. Сегодня АТБ насчитывает 74 члена.

За последние 2 года Ассоциация стала консолидирующим звеном в развитии профессионального сообщества. Она инициировала переход АТБ в качественно новое образование, способное повысить роль таможенных брокеров в построении современной архитектуры взаимоотношений участников ВЭД, таможенных брокеров с таможенными органами.

В соответствии с Программой мер по совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы (утв. УП-5414 от 12.04.2018 г.) меняется таможенное законодательство. Также претерпевает изменения система таможенного контроля и правоприменительная практика в таможенной сфере. Такая ситуация требует от таможенного брокера постоянного повышения квалификации и нахождения в общем тренде для успешной работы. В этих целях создан Центр подготовки и переподготовки специалистов по таможенному оформлению, с июля проводятся регулярные тренинги, а с августа – учебные курсы. О его работе и планах на перспективу проинформировал председатель АТБ Арсен Айрапетьянц.

Он сообщил, что АТБ развивает международное сотрудничество с профессиональными брокерскими сообществами. Первой среди ассоциаций стран СНГ в апреле этого года стала официальным членом Международной федерации ассоциаций таможенных брокеров (IFCBA). В мае провела в Ташкенте первую конференцию ассоциаций таможенных брокеров Центральной Азии. Данное мероприятие стало практическим шагом в реализации Протокола о намерениях сотрудничества между ассоциациями таможенных брокеров Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана по вопросам информационного взаимодействия. В рамках проведения Ташкентской конференции к Протоколу присоеденилась Ассоциация таможенных брокеров Таджикистана.

По итогам участия 15 таможенных брокеров, добровольно пожелавших участвовать в рейтинговой оценке их деятельности, был сформирован рейтинг-лист таможенных брокеров 2018 года. Это первый опыт в Цент­ральноазиатском регионе, когда Ассоциация официально подтверждает профессионализм таможенного брокера, его добросовестность и добропорядочность в выполнении условий заключенного с клиентом договора.

Ассоциация, являясь единственным профессиональным сообществом таможенных брокеров, постоянно контактирует с госорганами и другими организациями, чтобы в партнерском формате решать вопросы, волнующие участников ВЭД и таможенных брокеров. В частности, активно взаимодействует с Министерством внешней торговли, ГТК, ТПП, НАПУ и УзЛиДеП.

АТБ активно участвует в нормо­творческой деятельности. С целью обеспечения защиты интересов членов Ассоциации председатель и члены ее экспертного совета принимали участие в работе над проектом новой редакции Таможенного кодекса. В настоящее время проект вынесен на обсуждение членов АТБ.

По итогам обсуждения отчета за 8 месяцев 2018 года, с учетом высказанных замечаний и рекомендаций, после некоторых поправок был утвержден план работы АТБ на последний квартал 2018 года.

 

 

Казусы первого метода

 

Определение таможенной стоимости по первому методу является одной из дискуссионных тем в таможенной правоприменительной практике. С одной стороны, нормы законодательства говорят, что в основе таможенной стоимости лежит реальная цена товара, реальная стоимость сделки. В то же время у таможенников есть достаточно большие полномочия по проверке заявленной стоимости сделки и ее непринятию. По заявкам специалис­тов по таможенному оформлению о практических аспектах применения метода по стоимости сделки с ввозимым товаром при определении его таможенной стоимости рассказал заместитель председателя АТБ Энвер Халилов.

Это основной метод определения таможенной стоимости. Поэтому, преж­де чем начать оценку, следует определить параметры его применимости. Его суть – признание контрактной стоимости товара. Метод предусматривает определение таможенной стоимости ввозимого товара по стоимости сделки, то есть по цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы, скорректированной с учетом положений статей 304 и 305 Таможенного кодекса (ст. 303 ТамК).

 

Нормативные документы, регулирующие определение таможенной стоимости ввозимого товара:

● Таможенный кодекс;

● Инструкция по определению таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Узбекистан (рег. МЮ N 390 от 13.01.1998 г.);

● Инструкция о порядке заполнения декларации таможенной стоимости (рег. МЮ N 2868 от 14.03.2017 г.).

 

Международные нормы:

● Статья VII «Оценка товара для таможенных целей» Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года;

● Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (Марракеш, 15.04.1994 г.).

 

Статьей 304 Кодекса установлен Перечень расходов, включаемых в цену сделки с ввозимым товаром. Они определяются на основании представленных уполномоченным лицом документов об оплате (счетов-фактур, платежных поручений, чеков) соответствующих товаров, работ и услуг (транспортировка, страхование, брокерские услуги и др.). Включение в цену сделки расходов, не указанных в статье 304 ТамК, не допускается.

При поставке одной партии товаров различных наименований расходы, подлежащие включению в таможенную стоимость каждого из ввезенных товаров и определенные для всей их партии, определяются пропорционально величине, устанавливаемой соотношением стоимости каждого товара к стоимости партии, а при учете транспортных расходов – пропорционально весу либо объему товаров.

В статье 305 указаны платежи и расходы, исключаемые из цены сделки. Но при условии, что они выделены из цены, действительно уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар. Это транспортные расходы пос­ле ввоза товара; таможенные и другие платежи, уплачиваемые в РУз в связи с ввозом или продажей товара, если условиями контракта (договора, соглашения) они уплачиваются продавцом.

Статья 306 ТамК определяет ряд ограничений на использование метода по стоимости сделки с ввозимым товаром.

Эксперт подробно остановился на требованиях документального подтверждения. Так, заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Указанные в декларации таможенной стоимости (ДТС) суммы должны быть документально подтверждены как фактически уплаченные или подлежащие уплате покупателем. Поэтому таможенная стоимость может быть определена по первому методу только в том случае, если все ее элементы, указанные в ДТС, подтверждены соответствующими документами:

  • цена сделки – счетом-фактурой (инвойсом) на оплату поставки;
  • дополнительные начисления к стоимости сделки – платежными и товаросопроводительными документами;
  • списываемые (вычитаемые) затраты – платежными, товаросопроводительными и таможенными до­кументами.

Без документального подтверждения первый метод не может быть применен. Условием его применения является наличие внешнеторгового договора (контракта), содержащего стоимостную оценку или метод ее расчета. Согласно ему товар перемещается через границу из страны экспорта в Узбекистан, и в обмен на этот товар от покупателя получают эквивалентную денежную сумму в соответствии с принятыми формами денежных расчетов (платежей) или товары.

И вот тут-то декларант сталкива­ется с одним из подводных камней первого метода – Инструкцией N 2868. В нее включено изрядное количество ненужных документов. Как заметил Э. Халилов, теперь приходится много бегать, чтобы их собрать. Никто при обсуждении проекта Инструкции не предполагал о «троянском коне». Им оказалось приложение N 3, именуемое Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара. Остается надеяться, что при принятии новой редакции Таможенного кодекса этот Перечень будет сокращен.

Член экспертного совета АТБ на основе собственного практического опыта определил круг проблем, возникающих на стыке с контролем таможенной стоимости (метод 1), и предложил пути их решения.

 

1. Товары поставляются не из страны их происхождения

Такая поставка не входит в перечень ограничений, указанных в ­статье 306 ТамК.

Ранее на семинаре, проведенном с представителями ГТК РУз, были озвучены пути решения проблемы. В этом случае после подачи ГТД инспектор должен обратиться в территориальное управление ГТК с рапортом. Оно должно рассмотреть его и составить заключение. После чего заключение вносится в систему и дает возможность оформить ГТД.

На практике сотрудники таможенного органа отказывают в оформлении ГТД. Декларант вынужден сам письменно обращаться в территориальное УГТК, чтобы подтвердить таможенную стоимость, заявленную в ГТД. Для этого нужно представить декларацию, оформленную в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, если оцениваемый товар реэкспортируется в Узбекистан. А также каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) производителя ввозимого товара. Зачастую последний не хочет обременять себя этим. И тогда декларант становится заложником ситуации – таможня иногда требует письмо о том, что производитель отказывает в их предоставлении.

 

2. Отсутствует сертификат происхождения товара

Это своего рода частный случай первой проблемы. Если товар ввезен не из страны-производителя, то экспортер не может представить этот сертификат. Все действия для первой ситуации применимы и здесь. Однако в этом случае на практике таможенный орган занимает более жесткую позицию.

 

3. Товары поставляются поставщиком, не являющимся их производителем

В подобной ситуации таможенные органы ссылаются на пункт «п» Перечня документов и требуют каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) производителя ввозимого товара. А также договор поставщика с производителем, что противоречит Перечню.

Зачастую на практике такие прайс-листы составляются позже, после прибытия товара, и подтверждаются производителем, если у продавца есть с ним контакт. Или же представляется прайс-лист либо коммерческое предложение от продавца.

 

4. Личностный фактор при требовании различных документов

Учитывая расширенный список документов, обязательных для подтверждения выбранного метода определения таможенной стоимости, возникают случаи, когда для перестраховки инспектор требует документы, которых нет на момент декларирования, их надо собирать. Ими могут быть:

  • письмо поставщика о том, что директор фирмы Узбекистана – гражданин Китая не является сотрудником поставщика;
  • коммерческие предложения, изначально отсутствовавшие;
  • прайс-листы, которые производитель не издает и не публикует стандартно.

Абсурдность ситуации заключается в том, что фактически нет возможности проверить достоверность сведений, указанных в этих документах.

 

Как выяснилось при обсуждении, с подобными ситуациями специалисты по таможенному оформлению сталкиваются нередко. Некоторые поделились и другими проблемами, возникающими при оценке по первому методу.

Было предложено:

  • подготовить письмо в ГТК с подробным изложением противоречивого толкования документов, регулирующих определение таможенной стоимости ввозимого товара;
  • рекомендовать пересмотреть отдельные положения (в частности, приложение N 3) Инструкции N 2868.

Выступление Э. Халилова председатель экспертного совета АТБ Халида Усманова дополнила своими замечаниями, которые, по ее мнению, надо учесть при работе над новой редакцией Таможенного кодекса.

Так, оговоренное статьей 301 ТамК определение, что такое таможенная стоимость товара, ввозимого на таможенную территорию, требует более четкой формулировки. В частности, дополнения о том, что таможенная стоимость товара – это его стоимость до пересечения таможенной границы РУз, поскольку граница – это место, где товар меняет свой статус. При импорте – с иностранного на внутренний, при экспорте – с внутреннего на иностранный. Она пояснила, в чем заключаются различия между контрактной и таможенной стоимос­тями. Для контрактной стоимости условия поставки могут быть любыми по договоренности. Для таможенной стоимости при импорте – CIP – таможенная граница РУз, при экспорте – DAF – таможенная граница РУз.

Таможенный кодекс предусматривает 6-ступенчатую методику определения таможенной стоимости импортируемых товаров. На практике после первого метода в большинстве случаев сразу же применяют резервный метод (6). Чаще всего это связано с трудностями взаимопонимания участника ВЭД и таможенных органов в процессе определения и контроля таможенной стоимости. Декларанты во избежание возможных препон при таможенной очистке вынуждены соглашаться с методом 6.3, а это приводит к необоснованному изменению методологии определения таможенной стоимости. И, как следствие, – к увеличению сумм платежей, произведенных с нарушением законодательства.

Применяя резервный метод, таможенный орган предоставляет декларанту или таможенному брокеру имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию, данные которой годами неизменны. Ведь требования к документальному подтверждению цены при использовании резервного метода допускают большую по сравнению с другими методами гибкость. Это использование информационных справочников по мировым ценам, по ценам внутреннего рынка, а также статданных общепринятых уровней комиссионных, скидок, прибыли, тарифов на транспорт.

 

 

Разъяснения из первых рук

 

Во второй части семинара состоялось заседание круглого стола. Старшие инспекторы таможенных постов «Чукурсай» и «Аркбулак» Халида Рахметова и Изатулла Юсупходжаев рассказали о характерных ошибках специалистов по таможенному оформлению, допускаемых при заполнении ГТД. Они привели примеры и пояснили, как предотвратить неверное заполнение декларации. Ответили на вопросы участников конференции.

В свою очередь декларанты поделились некоторыми проблемами при пользовании «АСОД ака». Так уважительно в обиходе специалисты называют Автоматизированную систему обработки данных. Технические ошибки формата ее логического решения порой вводят в заблуждение при элект­ронном декларировании. Иногда из-за них возникает ситуация, когда АСОД выше ТамК, в целом таможенного законодательства.

Таможенники пообещали довес­ти до сведения соответствующего управления ГТК предложения по усовершенствованию алгоритма программы.

* * *

Итоги семинара позволили выделить слабые места в решениях таможенных органов по таможенной стоимости. Это необоснованность в непринятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров или несогласии с избранным декларантом методом ее определения и несоблюдение процедуры перехода на другой метод определения таможенной стоимости товаров.

Основная проблема, возникающая при определении таможенной стоимости по методу 1, связана с отсутствием единообразного толкования соответствующих нормативно-правовых актов на местах. В системе таможенных органов в качестве источника формирования правоприменительной позиции используются приказы ГТК, указания региональных таможенных управлений. Чтобы на практике установить единообразный подход к разрешению дел, связанных с определением и корректировкой таможенной стоимости, целесообразно направить на места разъяснительное письмо ГТК.

Хорошим подспорьем в решении проблем станет и новый Кодекс, который должен облегчить установленные таможенные процедуры и снизить уровень неправильного декларирования таможенной стоимости.

 

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

 

Прочитано: 1010 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика