Norma.uz
Газета НТВ / 2018 год / № 40 / Есть предложение

Акцизное налогообложение: мировой опыт для Узбекистана

 

Вопросы налогообложения являются важнейшими аспектами в государственном регулировании. Налоги, выполняя фискальную и регулирующую функции, делятся на 2 вида: прямые и косвенные. В данной статье мы рассмотрим особенности косвенного налого­обложения на примере акцизного налога.

 

Акцизный налог – это один из традиционных видов налога, издавна использовавшийся государством для пополнения своей казны. Акцизы и налоги на потребление отдельных видов продукции впервые были упомянуты и широко применялись еще во времена Древнего Рима. В VII в. до н. э. в Китае был введен налог на соль. В бывшем СССР вместо акцизного налога и налога на добавленную стоимость использовался налог с оборота.

 

Акциз является одним из косвенных налогов, взимаемых с производителей подакцизных товаров. Однако его плательщики – это непосредственно потребители этих товаров, поскольку, как и всякий косвенный налог, акциз формирует цену товара и фактически его уплата перекладывается на покупателя.

В настоящее время акцизный налог широко распространен почти во всех странах рыночной экономики. В современной мировой практике он получил название налога на богатых, поскольку, как правило, под­акцизными товарами являлись товары роскоши.

В число подакцизных входят и такие товары, как алкогольные и табачные изделия, пользующиеся постоянным массовым потребительским спросом. Поэтому доходы госбюджета по акцизу с этих товаров постоянные и достоверно прогнозируемые. Акциз на эти товары очень эффективно выполняет именно фискальную функцию. Для Великобритании и Ирландии, например, характерен самый высокий уровень акцизов на спиртное (вино, пиво, этиловый спирт) и табачные изделия (сигары, сигареты, табак).

Вместе с этим в европейских странах акциз используется и в целях снижения потребления каких-то специфических товаров, к примеру, энергетических продуктов, бензина, газойля, электроэнергии (Дания, Италия), жира (Дания). Введение акцизного налога на данные виды товаров объясняется экологическими угрозами (акцизы на бензин, газ), переходом на альтернативную энергетику (акциз на электроэнергию), использованием энергозатратных товаров (акцизы на обычные электрические лампы), нанесением вреда здоровью людей (акцизы на алкоголь, табачные изделия и жир для борьбы с ожирением и нездоровым питанием).

 

В Узбекистане порядок обложения акцизным налогом (его плательщики, объект налогообложения, налогооблагаемая база и другие аспекты) регламентирован Налоговым кодексом (ст. ст. 229–241).

Перечень подакцизных товаров не указывается в законодательстве и ежегодно утверждается решением Президента страны. Согласно постановлению Президента N ПП-3454 от 29.12.2017 г. подакцизными товарами, производимыми на территории страны, являются алкогольные напитки, табачные, ювелирные изделия, растительное масло, легковые автомобили, нефтепродукты, природный и сжиженный газ, драгоценные металлы.

Чтобы правильно исчислить подлежащую уплате сумму акцизного налога, следует знать, как определяется налоговая база по нему. Существуют различные ставки акцизного налога:

● твердые – в абсолютной сумме;

● адвалорные – в процентах к стои­мости;

● комбинированные – в абсолютной сумме + в процентах к стоимости.

Для производимых в Узбекистане ювелирных изделий, автомобилей производства АО «Дженерал Моторс Узбекистан», столовых приборов из серебра, природного и сжиженного газа определена адвалорная ставка акцизного налога. Для таких товаров, как этиловый спирт, вина, конь­як, пиво, водка и прочая алкогольная продукция, масло растительное (хлопковое), сигареты и нефтепродукты, обозначена фиксированная ставка акциза.

Проводимые в последние годы реформы национальной экономики Узбекистана показывают положительные перемены в системе налогообложения. Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах (прил. N 1 к УП-4947 от 7.02.2017 г.) одним из ключевых направлений развития и либерализации экономики определены дальнейшее снижение налогового бремени и упрощение системы налогообложения, совершенствование налогового администрирования и расширение мер соответствующего стимулирования.
Заметным изменением стало снижение акцизного налога на автомобили АО «Дженерал Моторс Узбекистан» с 29 до 5 %.

Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельнос­ти и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан» (N ПП-3818 от 29.06.2018 г.) значительно изменены перечень и ставки подакцизных товаров, импортируемых в Узбекистан. Например, ставка акциза на импортируемые молочные и кисломолочные изделия снижена в 2 раза, на хлеб и хлебобулочные изделия – с 20 до 5 %. Повысилась ставка акцизного налога на этиловый спирт – с 65 до 70 %. Наряду с этим, ряд позиций из перечня исключен, следовательно, акцизный налог по ним теперь не уплачивается. Это, например, спички и масло хлопковое.

 

Код товара по ТН ВЭД

 

Наименование

товаров

В процентах

от таможенной стоимости товара или в долл. США
за единицу измерения

до 29.06.2018 г.

 

после 29.06.2018 г.

 

0403

 

Пахта, свернувшееся молоко и сливки, йогурт, кефир и прочие

 

30

 

15

 

0406

 

Сыры и творог

 

20

 

10

 

1512 21,
1512 29

 

Масло хлопковое
и его фракции

 

5, но не менее
0,08 долл. США/л

 

0

 

1905

 

Хлеб, мучные кондитерские изделия, пирожные

 

20

 

5

 

2207

 

Спирт этиловый

 

65

 

70

 

3605 00 000 0

 

Спички

 

10

 

0

 

 

Акцизный налог играет определенную роль в формировании государственного бюджета, которая в разных странах отличается. При достаточно высокой доле акциза в структуре доходов госбюджета в Узбекистане в 2011–2017 годах – 14–15 %, в Белоруссии она – 5–7 %, в России – 3–5 %, а в Казахстане – лишь 0,5–0,9 %. Таким образом, в Узбекистане относительно высокая фискальная нагрузка на акцизный налог сопровождается дестимулированием производства под­акцизных товаров, а в их числе есть и товары первой необходимости.

 

 

Страны используют акцизы для регулирования спроса и предложения. Наличие акцизного налога в цене товара снижает спрос на него, объемы реализации. В связи с этим наблюдается низкая загруженность производственных мощностей. Это увеличивает условно постоянные затраты на единицу производимой продукции, необоснованно повышающие ее себестоимость. При этом на доходы, получаемые производителем, невозможно модернизировать производство и повышать качество производимой продукции.

При сравнении перечни наиболее популярных подакцизных товаров, производимых в России, Белоруссии и Казахстане, довольно схожи с Узбекистаном.

 

Наименование товаров

 

Страны

 

Узбекистан

 

Россия

 

Белоруссия

 

Казахстан

 

Алкогольная продукция

 

 

 

 

 

Спирт и спиртные напитки

 

 

 

 

 

Табачные изделия

 

 

 

 

 

Дизельное топливо,

моторное масло

 

 

 

 

Нефтепродукты, бензин

 

 

 

 

 

Автомобили легковые

 

 

 

 

 

Природный, сжиженный газ

 

 

 

 

 

Растительное масло

 

 

 

 

 

 

Но есть и различия. Один из под­акцизных товаров собственного производства в Узбекистане – растительное (хлопковое) масло. Оно является социально значимым продуктом, входит в потребительскую корзину населения. В Узбекистане в перечне подакцизных товаров данный продукт разделен на 2 позиции: пищевое и техническое растительное масло. Твердая ставка акциза с 2010-го по 2017 год выросла на пищевое растительное масло на 168,9 % и на техническое – на 139,8 %. Правда, в 2018 году она существенно снижена. Но мировая практика показывает, что на растительное масло акциз вообще не налагается.

 

 

Исходя из вышеизложенного считаем целесообразным отменить акцизный налог на растительное масло собственного производства, тем более что он отменен на импортируемое масло. На наш взгляд, отменять акциз на импортируемое масло было не нужно. Более того, ожидаемое недопоступление доходов от акцизов на растительное масло собственного производства следовало компенсировать за счет увеличения ставки акциза на импортируемое растительное масло.

Интересны обоснованные выводы российского экономиста И.Н. Янжула относительно косвенного налого­обложения. Они и сегодня актуальны для отечественной практики налогообложения:

1) косвенному налогообложению должны подлежать предметы второстепенной важности, предметы же первой необходимости должны по возможнос­ти освобождаться от него;

2) число косвенных налогов не должно быть большим, поскольку они имеют тенденцию сдерживать развитие производительных сил страны;

3) косвенные налоги должны распространяться лишь на такие объекты и взиматься лишь в такие моменты, когда можно проследить за облагаемым предметом;

4) необходимо применять дифференцированный подход к ставкам косвенного налога, если облагаемый продукт различается по качеству и цене;

5) уровень налогообложения должен соотноситься как с характером облагаемых предметов, так и с величиной потребности в них;

6) косвенное обложение предметов отечественного производства обязательно должно сопровождаться установлением таможенных пошлин на импортируемые предметы.

 

Анвар УСМАНОВ, д. э. н., профессор,

Угилой ТУРСУНОВА, младший научный сотрудник

Научно-исследовательского центра

«Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана»

при Ташкентском государственном экономическом университете.

 

Прочитано: 4464 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика