Norma.uz
Газета НТВ / 2018 год / № 34 / Таможня

Время перемен

 

Формат заседания Международного пресс-клуба, прошедшего недавно в Медиацентре Национальной телерадиокомпании и посвященного вопросам реформирования таможенной сферы, впервые позволил Государственному таможенному комитету всесторонне и объемно публично рассказать не только о достигнутых за прошедший период результатах, но и об основных направлениях деятельности таможенной службы на ближайшую перспективу.

 

Произошедшие в последнее время изменения в политической и социально-экономической жизни страны оказали существенное влияние на организацию таможенного дела. Необходимость систематизации, актуализации и конкретизации целей и задач таможенной службы на среднесрочную перспективу нашла отражение в Программе мер по совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы (утв. УП-5414 от 12.04.2018 г.).

 

 

Через призму преобразований

 

Председатель ГТК, генерал-майор Муротжон Азимов подробно остановился на ее основных приоритетах, предусматривающих институциональные преобразования для совершенствования деятельности, оптимизации задач и функций таможенных органов и обеспечения открытости и прозрачности их работы.

Чтобы повысить эффективность таможенного контроля и упростить таможенные процедуры, в структуре ГТК созданы 3 новых подразделения. Их функции кардинально меняют стратегию действий таможни, нацеленную на полноценную реализацию проводимых реформ.

Управление по внедрению передовых и инновационных методов таможенного администрирования проводит системный анализ причин и условий совершения правонарушений в таможенной сфере. На его основе формируются конкретные меры по их искоренению. Одна из функций управления – улучшить качество оказания госуслуг, внедрить бесконтактные формы взаимодействия таможенных органов с физическими и юридическими лицами. Работа организуется так, что у должностного лица не будет возможности совершить коррупционное деяние. Поэтому ставка делается на автоматизацию таможенных процессов, всего таможенного дела. С введением с 1 июля этого года порядка, в соответствии с которым участники ВЭД могут самостоятельно в режиме реального времени через Интернет заполнять и представлять в таможенные органы ГТД, создана платформа для искоренения из таможенной практики порочного сговора сотрудника таможни с декларантом.

Еще одним из важнейших направлений реформирования таможенных органов определен переход от «тотального» таможенного контроля к системе управления рисками. Ее внед­рением занимается управление по мониторингу и оценке рисков. Система позволяет на основе всестороннего анализа, в том числе предварительной информации, проводить целевой отбор для таможенного контроля партий товаров с повышенным риском.

Мониторинг и анализ исполнения экспортно-импортных контрактов, ведение таможенной статистики внешней торговли товаров, подготовку аналитических материалов о тенденциях развития внешней торговли РУз осуществляет управление мониторинга внешнеторговых операций и таможенной статистики.

Глава таможенной службы также рассказал о том, как формируется новая система отбора и расстановки кадров, какие критерии вводятся для оценки эффективности деятельности сотрудников таможенных пос­тов, позволяющих сбалансированно применять материальное стимулирование и меры дисциплинарного взыскания.

 

 

Новшества СТК «Ташкент АЭРО»

 

Продолжил разговор о нововведениях в практику таможенного конт­роля начальник СТК «Ташкент АЭРО» Равшан Таджиев. Во исполнение требования Указа N УП-5414 ускорить применение современных методов таможенного администрирования на таможенном посту «Международный аэропорт «Ташкент» имени Ислама Каримова» в открывшемся около 2 месяцев назад здании прилета заработала система двойного коридора. Его пропускная способность – свыше 1 200 пассажиров в час. Для их удобства имеются 7 коридоров, из них 5 – «зеленые». Ускорению таможенных процедур способствует современное досмотровое оборудование. Сканирующие устройства установлены и на выходе четырех багажных лент, сокращающих время проверки и путь багажа.

Начальник СТК «Ташкент АЭРО» также кратко рассказал о правилах ввоза-вывоза физлицами иностранной валюты и товаров, об изменениях в бизнес-среде, произошедших после введения новых форм и методов работы в подразделениях СТК.

 

 

Совершенствуется таможенно-тарифное регулирование

 

Постановление Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельнос­ти и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан» (N ПП-3818 от 29.06.2018 г.) направлено на радикальное совершенствование системы. Изменения вступают в силу с сентября 2018 года. Об этих нововведениях рассказал первый заместитель председателя ГТК Джасур Арипов.

Так, с первого дня осени на приграничных таможенных постах в рамках таможенного контроля сотрудники таможни будут проводить ветеринарный, фитосанитарный, экологический и санитарно-эпидемиологический контроль. С этой же даты отменяется требование по обязательной маркировке товаров на государственном языке при таможенном оформлении товаров в режим «Выпуск для свободного обращения (импорт)». А при таможенном оформлении товаров, находящихся в режиме «Таможенный склад» более 6 месяцев, не будут применяться предусмотренные решениями Президента и Правительства льготы по таможенным платежам.

Д. Арипов отметил, что практика прошлых лет, когда предоставлялись чрезмерно широкие льготы по уплате таможенных платежей на ввозимые товары, не способствует эффективному тарифному регулированию. Так же, как и индивидуальные преференции, создающие неравные конкурентные условия для развития предпринимательской деятельности. Поэтому предусмотрено сохранить благоприятные условия для ввоза современного технологического оборудования и техники в целях создания новых производств, модернизации и перевооружения отечественного производства, ускоренной реализации инфраструктурных проектов и обес­печения местных производителей с­ырьем и материалами, не производимыми в республике либо производимыми в недостаточном объеме и используемыми в выпуске экспортоориентированной продукции.

 

 

Новые ставки, новые подходы

 

– Оптимизация ставок таможенных платежей должна нивелировать отрицательное влияние на национальных производителей и чувствительные секторы экономики, – отметил начальник управления таможенных платежей ГТК Ахтамхон Иняминов. В связи с этим с 1 января 2019 года вступают в силу новые ставки импортных таможенных пошлин (прил. N 1 к ПП-3818) и акцизного налога на подакцизные товары, завозимые на территорию страны (прил. N 2 к ПП-3818). Снижаются ставки таможенных пошлин по 3 410 товарным позициям, что составляет более 45 % от общего числа действующих.

Ставки снижаются на продукты переработки овощей и фруктов (196 позиций), съедобные фрукты и орехи (74 позиции), готовые продукты из мяса, рыбы (104 позиции), пластмассы в виде сырья и изделия из них (110 позиций), предметы одежды и принадлежности к ней (157 позиций). Нулевая ставка установлена на ввоз автотранспорта только с электродвигателем (код ТН ВЭД – 870380). В действующих ставках этот код ТН ВЭД отсутствует. К таким автомобилям не будет применяться привычный порядок расчета коэффициента по объему двигателя.

Кроме того, обнуляется ставка импортной таможенной пошлины на легковые автомобили, выпущенные не более 2 лет назад и стоящие от 40 тыс. долл. США и выше. Акцизный налог на эти машины составит 20 % от таможенной стоимости. Ранее совокупный размер таможенных пошлин и акцизов на ввоз указанных видов транспортных средств составлял порядка 70 % от их таможенной стоимости.

Действующие ставки будут применяться до конца 2018 года.

 

Ответили и разъяснили

После выступления спикеров встречи представители ГТК ответили на вопросы предпринимателей и журналистов.

 

На неэффективность определения таможенной стоимости на основе данных ценового бюллетеня обратил внимание Джавдат Мирзаахмедов (ООО «Навруз»):

– Некоторые позиции не менялись в течение 10 лет. При этом закладывается не фактурная стоимость, а таможенная. Применять первый метод при ее определении таможня не дозволяет, мотивируя тем, что разница стоимости в бюллетене и ГТД доходит до 50 %. А это и не мудрено, ведь за эти годы появились, к примеру, новые методы производства товара, влияющие на его стоимость. А ценовой бюллетень отражает давно устаревшие данные…

Ответил на вопрос первый заместитель председателя ГТК:

Есть проблемы в обновлении ценовой базы. Это связано с отсутствием единого ценового пространства, а также толкованием норм ТК участником ВЭД и таможенным органом в процессе определения и контроля таможенной стоимости.

В новой редакции Таможенного кодекса, который сейчас разрабатывается, предполагается оптимизировать понятие «таможенная стоимость». Это позволит отказаться от ценового бюллетеня, являющегося одним из барьеров при ее определении первым методом.

 

Предпринимателя Шерзода Орипова интересовал вопрос о заторах автотранспорта на таможенных постах в последнее время:

– Наше предприятие занимается переработкой сельхозпродукции, экспортирует сухофрукты, свежие фрукты и овощи. Вроде государством созданы все условия для оперативного вывоза, но машинам приходится простаивать не одни сутки на границах с Казахстаном, к примеру, на посту «Яллама»…

Ситуацию прокомментировал председатель ГТК:

– Руководство таможенного ведомства ежедневно мониторит ситуацию по перемещению скоропортящегося товара. Получает оперативные сводки о состоянии дел на границе, регулярно ведется обмен информацией с казахскими коллегами.

Действительно, на неделе на «Ялламу» пришелся основной поток вывозимых грузов. Пропускная способность казахской стороны - порядка 130 машин. Их скопление произошло из-за большего числа пересекающего границу автотранспорта. В настоящее время пост сопредельной страны расширяется.

Для оперативного решения проблемы часть автомашин была перенаправлена на другие, менее загруженные пункты пропуска. При этом посты работают круглосуточно.

ГТК планомерно реконструирует таможенные посты, совершенствует их инфраструктуру, создает современные условия для эффективного таможенного контроля. К примеру, если раньше на посту «Алат» функционировали 2 линии контроля, теперь там построено 10 полос. Стало возможным раздельное таможенное оформление и контроль грузового, легкового и пассажирского потока на въезд и вывоз. Соответственно, и пропускная способность существенно возросла. Сейчас реконструируется пост «С. Наджимов».

 

Существенная часть вопросов касалась сохранения льгот по уплате таможенных платежей конкретному предприятию или на определенные товарные позиции. Таможенники терпеливо еще раз пояснили положения постановления N ПП-3818 о льготах, направленного на стимулирование конкурентоспособного производства, поощрение экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечение внутреннего рынка качественными потребительскими товарами.

На вопросы о деятельности ЦТЛ, НКЦ, как попасть на работу в эти специализированные структуры ГТК, ответили их руководители Бахтиёр Абдуганиев и Абдурахмон Турсунов.

 

Много вопросов поступило через социальную сеть Фейсбук, ответы на них будут подготовлены и размещены на сайте ГТК, а также на канале таможенной службы в Телеграм. Наша газета также будет публиковать их на своих страницах.

 

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

 

Прочитано: 1254 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика