Norma.uz
Газета НТВ / 2018 год / № 29 / Предпринимателю на заметку

ДОУ – от формы до содержания

 

Закон «Об образовании» предусматривает создание государственных и негосударственных образовательных учреждений. Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) также могут быть государственными и негосударственными и создаваться на условиях государственно-частного партнерства.

 

Образовательное учреждение приобретает права юридического лица и право на образовательную деятельность с момента его государственной аккредитации. Порядок ее проведения установлен специальным Положением (утв. ПКМ N 21 от 10.02.2006 г.). Аккредитацию осуществляет Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабмине (до 24.07.2017 г. – Государственный центр тестирования при Кабмине) на основе аттестации. Она определяет соответствие деятельности образовательного учреждения государственным образовательным стандартам и требованиям. Образовательное учреждение проходит плановую аттестацию 1 раз в 5 лет. Госаккредитацию и аттестацию должны проходить все образовательные учреждения независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы. Негосударственные, кроме прохождения госаккредитации и аттестации, должны получить еще и лицензию. Ее также выдает Госинспекция по надзору за качеством образования. Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании деятельности в сфере оказания негосударственных образовательных услуг (прил. N 1 к ПКМ N 241 от 27.03.2018 г.).

Для дошкольных учреждений образовательные стандарты и требования устанавливаются Министерством дошкольного образования (п. 3.2 Положения, прил. N 1 к ПКМ N 5 от 5.01.1998 г.). Оно же является уполномоченным органом госуправления, ответственным за разработку и практическую реализацию государственной политики в области дошкольного образования.

Каждое образовательное учреждение обязано иметь устав. Он разрабатывается с учетом особенностей вида образования на основе специального Порядка (прил. N 3 к ПКМ N 5).

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОУ

Государственные ДОУ входят в систему Минис­терства дошкольного образования. Их деятельность регулируется специальным Положением (прил. N 1 к ПКМ N 528 от 19.07.2017 г.). Государственные ДОУ учреждаются органами госвласти, в том числе местными, и финансируются в соответствии с утвержденной сметой расходов. Источниками финансирования деятельности могут быть:

● средства госбюджета;

● родительская плата;

● доходы от сдачи в аренду имущества на основе договоров;

● пожертвования физических и юридических лиц;

● гранты местных, международных и зарубежных организаций;

● другие источники, не запрещенные законодательством.

Привлечение ДОУ дополнительных внебюджетных средств не влечет за собой снижения бюджетного финансирования.

С руководителем государственного ДОУ заключается трудовой договор сроком на 1 год. Он несет ответственность за целевое использование средств в соответствии с утвержденной сметой расходов. Не реже 1 раза в квартал он обязан представлять отчет о своей деятельности соответствующему сходу граждан.

Государственные ДОУ вправе оказывать дополнительные платные образовательные услуги по договорам с родителями. Однако эти услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности. Также в ДОУ не допускаются создание и функционирование организаций, не связанных с их основной деятельностью.

Труд работников государственных ДОУ оплачивается в соответствии с Положением о порядке оплаты труда и материального стимулирования работников системы государственного дошкольного образования (прил. N 1 к ПКМ N 10 от 5.01.2018 г.) и постановлением Президента «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда отдельных категорий работников государственных дошкольных образовательных учреждений» (N ПП-3571 от 28.02.2018 г.).

Орган госвласти, в том числе местный, или уполномоченный им орган закрепляет за ДОУ имущество на правах оперативного управления. Также ДОУ вправе приобретать имущество за счет средств, выделенных ему по смете расходов.

Размер родительской платы за содержание детей в государственных ДОУ ежегодно устанавливается Президентом (на 2018 год – в прил. N 32 к ПП-3454 от 29.12.2017 г.). Он зависит от:

● места расположения ДОУ (г. Ташкент, областные центры, города областного подчинения, районные центры, прочие местности);

● времени пребывания ребенка в ДОУ (от 4 до 24 часов в день);

● вида рабочей недели дошкольной группы (5- или 6-дневная);

● количества детей в семье, посещающих ДОУ.

Для государственных ДОУ, расположенных в отдельных районах республики, до 1 января 2023 года действующий размер родительской платы снижен в 2 раза (п. 2 ПП-3571).

Прием детей в государственные ДОУ осуществляется на основании направлений. Для их получения родители обращаются:

● в Центры государственных услуг – в явочном порядке;

● на Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ) – в электронном виде с использованием ЭЦП.

Порядок приема детей в государственные ДОУ определен Административным регламентом оказания государственных услуг по приему детей в государственные дошкольные образовательные учреждения (прил. N 1 к ПКМ N 244 от 28.03.2018 г.).

 

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОУ

Негосударственные ДОУ осуществляют деятельность в соответствии с Положением о негосударственном дошкольном образовательном учреждении (прил. N 2 к ПКМ N 528). Их учредителями могут быть юридические и физические лица, не являющиеся учредителями государственных ДОУ. Учредители совместно с Министерством дошкольного образования контролируют деятельность ДОУ.

Для негосударственных ДОУ существует ограничение – их нельзя создавать:

● в составе и на территории действующих государственных ДОУ;

● взамен действующих государственных ДОУ в населенных пунктах, не имеющих других государственных ДОУ (п. 3 ПКМ N 313 от 24.06.1999 г.).

Руководитель негосударственного ДОУ назначается учредителями. Не реже 1 раза в квартал он обязан отчитываться о своей деятельности соответствующему сходу граждан.

ДОУ вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним учредителями, а также приобретенным за счет выделенных ему средств. Нельзя создавать в негосударственных ДОУ организации, не связанные с их основной деятельностью.

Для социальной поддержки нуждающихся семей негосударственные ДОУ должны принимать на бесплатное (грантовое) обучение на конкурсной основе талантливых и одаренных детей из таких семей. Их количество должно быть не менее 10 % от среднегодового контингента воспитанников. При этом их обучение будет финансироваться за счет общей суммы поступивших доходов ДОУ. Решение о продолжении бесплатного обучения в последующие годы принимается ДОУ самостоятельно в зависимости от материального положения семьи и академических результатов ребенка (п. 4 ПП-3276 от 15.09.2017 г.).

Для негосударственных ДОУ предусмотрен ряд льгот и преференций. Так, до 1 января 2021 года они освобождены от уплаты (п. 8 ПП-3276):

● всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды (за исключением ЕСП). Данная льгота целевая – высвобождаемые средства должны быть направлены на оснащение ДОУ современными средствами обучения, на приобретение расходных материалов, инвентаря, на реконструкцию и капремонт зданий и сооружений, а также на оказание бесплатных образовательных услуг социально уязвимым категориям населения;

● ЕСП с зарплаты зарубежных преподавателей и специалистов, работающих по трудовому догово­ру. По остальным доходам в виде оплаты труда до 1 января 2023 года ЕСП уплачивается ими по ставке 10 % (п. 10 ПП-3651 от 5.04.2018 г.).

Негосударственные ДОУ могут:

● арендовать без оплаты аренды сроком до 3 лет с правом последующего выкупа высвобождающиеся здания и сооружения ликвидируемых государственных ДОУ с имеющимися в них инвентарем и оборудованием (п. 2 ПКМ N 313);

● получать льготные кредиты сроком не менее 5 лет на формирование стартового капитала, приобретение, реконструкцию и капремонт зданий и сооружений, закупку современного учебного оборудования и средств обучения. Процентная ставка по ним не должна превышать ставку рефинансирования Центробанка (п. 11 ПП-3276);

● получить компенсацию из госбюджета в размере 50 % стоимости фактически потребленных услуг электро- и газоснабжения. Данная преференция действует до 1 января 2023 года и распространяется на ДОУ, расположенные в центрах, районах и городах Каракалпакстана и областей республики и созданные в зданиях:

1) государственной недвижимости, переданных по «нулевой» выкупной стоимости с условием выполнения инвестиционных обязательств;

2) принадлежащих частным инвесторам на праве собственности (ПКМ N 991 от 18.12.2017 г.).

Зарубежные преподаватели и специалисты, приглашенные на работу негосударственными ДОУ на основании трудовых договоров:

● освобождаются от уплаты НДФЛ и страховых взносов по доходам, полученным ими в рамках заключенных трудовых договоров;

● могут приобрести авиабилеты в Узбекистан и обратно (при долгосрочных трудовых договорах – не более 2 раз в год) за счет работодателя;

● могут проживать в Узбекистане при кратко­срочных трудовых договорах (на срок не более месяца) за счет работодателя, а при долгосрочных – расходы по найму жилья возмещаются им при выплате зарплаты в соответствии с условиями заключенного договора (п. 10 ПП-3276);

● могут оформить въездную визу без уплаты консульских и иных сборов (п. 12 ПП-3276).

Материально-техническое обеспечение государственных и негосударственных ДОУ осуществляется в соответствии с установленными нормами. Так, питание воспитанников ДОУ организуется в соответствии с требованиями Положения об организации здорового и безопасного питания воспитанников дошкольных образовательных учреждений (прил. N 4 к ПКМ N 528). Нормы оснащения ДОУ играми, игрушками, мебелью, оборудованием и другими техническими средствами также утверждены законодательно (рег. МЮ N 2986 от 17.03.2018 г.).

С 15 апреля 2018 года предельная среднегодовая численность работников ДОУ для отнесения их к субъектам малого предпринимательства увеличена с 25 до 100 человек (п. 10 ПП-3651).

 

ДОУ НА УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

С 1 января 2018 года в Ташкенте, Нукусе и областных центрах новые ДОУ создаются на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). Формы и порядок его осуществления определены специальным Положением (прил. N 1 к ПП-3651).

Государственно-частное партнерство – это юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного партнеров в целях привлечения частных инвестиций, объединения ресурсов и распределения рисков. Государственным партнером является Министерство дошкольного образования. Частным партнером может быть юридическое (кроме госорганизаций) или физическое лицо. Инициатором создания ГЧП может быть как государственный, так и частный партнер.

ГЧП может быть осуществлено в форме:

● предоставления земельных участков в постоянное пользование на безвозмездной основе для строительства зданий негосударственных ДОУ;

● реализации по «нулевой» выкупной стоимости пустующих объектов госсобственности, в том числе зданий нефункционирующих государственных ДОУ;

● передачи частным партнерам в долгосрочное безвозмездное пользование неиспользуемых помещений или корпусов недоукомплектованных государственных ДОУ;

● предоставления земельных участков в постоянное пользование на безвозмездной основе на территории функционирующих государственных ДОУ для строительства зданий негосударственных ДОУ;

● предоставления на безвозмездной основе земельных участков для строительства негосударственных ДОУ при условии реконструкции и оснащения существующих государственных ДОУ с последующим шефством;

● выделения земельного участка или здания для строительства, реконструкции и оснащения на основе концессии;

● материально-техни­ческого и финансового обеспечения негосударственных ДОУ, созданных на базе имущества частного партнера;

● материально-технического и методического обеспечения семейных негосударственных ДОУ;

● филантропической деятельности в виде шефства.

Все формы ГЧП, кроме 3 последних, осуществляются на основе конкурса.

После заключения соглашения о ГЧП (кроме формы материально-технического и методического обеспечения семейных негосударственных ДОУ) частный партнер получает лицензию на осуществление деятельности негосударственных образовательных учреждений.

При реализации проекта ГЧП частный парт­нер:

● вправе получать субсидии из бюджета в размере от 30 до 50 % (в зависимости от места расположения ДОУ) от суммы расходов на одного воспитанника государственного ДОУ. Размер таких расходов определяет Минфин и Министерство дошкольного образования. Порядок получения субсидий определен специальным Положением (прил. N 2 к ПКМ N 378 от 19.05.2018 г.);

● обязан обучать детей из семей, нуждающихся в социальной поддержке, в количестве от 15 до 70 % (в зависимости от формы ГЧП) от общего числа воспитанников. При этом для них устанавливается льготный размер родительской платы, не превышающий установленный для государственных ДОУ в данной местности.

Нуждающимися в социальной поддержке являются семьи:

а) малообеспеченные;

б) имеющие членов семьи с инвалидностью;

в) потерявшие кормильца;

г) в которых родители ребенка являются работниками социальной сферы, распределенными в регионы по квотам.

Прием детей на льготных условиях в ДОУ, созданное на условиях ГЧП, осуществляется на основании направлений. Для их получения родители обращаются в районное (городское) отделение дошкольного образования.

Негосударственным ДОУ, созданным на условиях ГЧП, предоставляются следующие льготы и преференции:

● выдача льготных кредитов по ставке 1 % годовых сроком на 15 лет, в том числе с 3-летним льготным периодом. Порядок и условия выделения кредитов определены специальным Положением (прил. N 1 к ПКМ N 378);

● освобождение на 2 года со дня заключения соглашения о ГЧП от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за оборудование, инвентарь, учебные пособия и игровые зоны, ввозимые по утверждаемым перечням для нужд создаваемых негосударственных ДОУ;

● освобождение на 10 лет с начала осуществления деятельности от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в госцелевые фонды. Датой окончания срока действия этих льгот считается последнее число месяца, в котором он истекает.

Воспользоваться налоговыми и таможенными льготами могут только те ДОУ, у которых доля чистой выручки от оказания услуг в сфере дошкольного образования в общем объеме реализации составляет не менее 80 % по итогам отчетного (налогового) периода. После истечения срока действия льгот прибыль (чистая выручка), полученная от оказания образовательных услуг воспитанникам, принятым по установленным квотам на основе льготных размеров родительской платы, вычитается из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (ЕНП) в течение срока действия соглашения о ГЧП;

● при реализации ГЧП в форме филантропической деятельности в виде шефства частный партнер вправе уменьшить свою налогооблагаемую базу на сумму средств, направляемых в виде спонсорской и благотворительной помощи прикрепленному государственному ДОУ;

● право уплачивать ЕСП по ставке 5 % в течение 10 лет начиная с месяца, в котором подписано соглашение о ГЧП.

 

Ирина АХМЕТОВА, эксперт ООО «Norma».

 

Прочитано: 266 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2018 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика