Norma.uz
Газета Норма / 2018 год / № 17 / Я – потребитель

Заряд против напряжения

 

Снизить накал напряжения между поставщиками и потребителями призваны Правила пользования электрической энергией (прил. N 1 к ПКМ N 22 от 12.01.2018 г.) в новой редакции. Они составлены с учетом изменений, произошедших за последние годы в сфере энергоснабжения. На что бытовые потребители должны обратить внимание, чтобы не попасть в число нарушителей установленных норм? На этот и другие вопросы отвечает временно исполняющий обязанности директора филиала «Энергосотиш» АО «Узбекэнерго» Ботир Алимов.

 

 

Долг портит отношения

 

– Ботир Рустамович, на что направлено большинство изменений в Правилах?

– Приоритетное внимание уделено вопросам укрепления платежной дисциплины, урегулирован ряд вопросов, касающихся взаимоотношений с потребителями. Введены пункты, связанные с деятельностью Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре. Эти изменения должны способствовать сокращению дебиторской задолженности. Тогда АО «Узбекэнерго» сможет обеспечить бесперебойное и качественное энергоснабжение всех потребителей. Ведь на модернизацию и ввод новых мощностей, надлежащее содержание оборудования, оплату труда персонала энергосистемы нам нужны средства.

– Расскажите подробнее, как не стать должником и что ожидает тех, кто своевременно не рассчитается за потребленную электроэнергию?

– Потребленная в предыдущем месяце электроэнергия должна оплачиваться ежемесячно до 10 числа следующего месяца. С 11 числа все, просрочившие платеж, попадают в списки должников, составляемые Бюро, и к ним будут применяться меры по взыс­канию задолженности.

За каждый день просрочки начисляется пеня. Ее размер составляет 0,1 % недоимки, но не более 50 % от ­суммы просроченного платежа. К тому же должники подлежат отключению от элект­росети. За повторное подключение, которое возможно только после погашения задолженности, потребители, за исключением охваченных автоматической системой контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ), должны заплатить 2 минимальных размера заработной платы (МРЗП).

Вместе с тем пополнился комплекс мер воздействия на должников. В новые Правила внесены изменения, вытекающие из требований Указа Президента N УП-5343 от 15.02.2018 г. Теперь Бюро имеет право в счет погашения задолженности списывать 2 МРЗП с банковских счетов, по которым обслуживаются пластиковые карты потребителей. Однако размеры задолженности у некоторых потребителей таковы, что путем ежемесячного списания этой суммы с одной карточки долг не покроется в течение длительного времени. Поэтому с 1 марта текущего года введена солидарная ответственность по погашению имеющейся задолженности всех совершеннолетних физических лиц, прописанных по одному адресу. Бюро предоставлено право списывать ее в бесспорном порядке с пластиковых карт всех прописанных в одном доме или квартире.

С 1 мая всех должников будут вно­сить в общедоступную базу данных. Включенные в нее должники лишатся права совершать крупные сделки, а также получать отдельные виды финансово-кредитных услуг; услуг международных пассажирских перевозок и госуслуг.

Хочу отметить, что мы стремимся к тому, чтобы понятие о должниках ушло в прошлое. Поэтому стимулируем пред­оплату. Те, кто заплатили за год вперед, на этот период освобождаются от перерасчета в случае повышения цен. Эффективность предпринимаемых мер ускорит процесс внедрения АСКУЭ. Система поз­волит вести взаиморасчеты с потребителями по принципу пред­оплаты, по аналогии с операторами телефонной связи.

 

 

Вдруг откуда ни возьмись…

 

– Борьба со злостными неплательщиками сопряжена с проблемой начисления необоснованных задолженностей, от которых страдают доб­росовестные потребители. Что посоветуете предпринять в таком случае?

– Необоснованные задолженнос­ти – проблема временная. Учитывая, что взаиморасчеты с потребителями должны осуществляться по показаниям счетчиков, она будет решена, как только Бюро обеспечит ежемесячный обход бытовых потребителей, снятие фактических показаний, а также с внедрением АСКУЭ. В настоящее время всем, кому начислены необоснованные суммы задолженности, нужно немедленно обратиться в Бюро для проведения контрольного снятия показаний и внесения в биллинговую систему АО «Узбекэнерго» изменений для перерасчета суммы задолженности, а также в районное электроснабжающее предприятие (ПТЭС). При себе надо иметь квитанции по оплате элект­роэнергии за последние 3 года.

Неожиданностью для потребителя могут стать не только необоснованные задолженности, но и последствия элементарного несоблюдения ими установленных правил.

Потребитель, не имеющий прибора учета электрической энергии и (или) временно не проживающий на жилой площади, согласно пункту 103 Правил обязан письменно известить об этом Бюро и ПТЭС, чтобы исключить ошибочные начисления за электрическую энергию, а также принять меры по установке прибора учета. Но извещать нужно заранее, когда вы только намереваетесь выехать, а не по факту возвращения или предъявления претензий со стороны Бюро и ПТЭС.

Тем, у кого счетчики установлены, необходимо обеспечить сотрудникам Бюро доступ к ним для снятия показаний. В случае отсутствия данных по контрольному снятию показаний с приборов учета ПТЭС имеет право выписать счет на оплату по договорной величине потребления электроэнергии или на основании данных о фактическом объеме потребления за преды­дущий период. Договорная величина приводится в специальном приложении к договору. По факту таких начислений потребителю направляется предупреж­дение. При этом после контрольного снятия сотрудниками Бюро показаний с приборов учета ПТЭС пересчитывает сумму оплаты, учитывая фактическое потребление электроэнергии.

Также нужно быть внимательными при покупке недвижимости. При въезде в жилое или нежилое помещение новый собственник обязан в течение 30 дней заключить договор электроснабжения и переоформить лицевой счет на свое имя. Лицевой счет на другого потребителя переоформляет ПТЭС в соответствии с данными кадастровых документов нового собственника. Эти сведения в течение 3 дней после госрегистрации прав на недвижимость оно получает из Госкомитета по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и его территориальных подразделений. Если договор не заключен и лицевой счет не переоформлен в указанный срок, то вся ответственность по выявленным задолженностям возлагается на нового собственника недвижимого имущества.

В последнее время актуальным стал еще один вопрос. Как рассчитываться за электроэнергию, если квартиру, частный жилой дом, садовый участок и другие объекты, находящиеся в собственности, используют для предпринимательской деятельности? В этом случае должны быть установлены 2 счетчика: один – для учета электроэнергии, используемой в бытовых целях, и другой – для предпринимательской деятельности. При этом расчеты производятся по соответствующей тарифной группе потребителей электрической энергии. С введением в действие Правил количество таких групп сократилось с 10 до 4. К какой относится ваш субъект предпринимательства, сотрудники ПТЭС определят при заключении договора электроснабжения.

Хочу обратить внимание арендодателей на то, что они обязаны по истечении срока действия или при растор­жении договора аренды помещения потребовать от клиента справку ПТЭС о произведенном расчете за электро­энергию по день выезда. Согласно Правилам ответственность по задолженности выбывших арендаторов несет арендодатель. Это касается и тех, кто сдает в аренду квартиры.

 

– Нередко недоплата и переплата возникают из-за арифметичес­ких ошибок, допущенных при выпис­ке платежных документов, неверном применении тарифа. Как быть в таких ситуациях?

– В таких случаях необходимо как можно скорее обратиться в районное электроснабжающее предприятие. ПТЭС пересчитывает отклонения по соответствующему тарифу в кВтч и вместе с разрывами или наложениями в показаниях по мере выявления учитывает их нарастающим итогом в пределах срока исковой давности.

Правилами установлено, что при повышении тарифов в течение месяца объем потребленной электроэнергии до смены тарифа определяется по среднесуточному потреблению, рассчитанному путем деления использованных кВтч на количество дней, прошедших с момента последней оплаты. Затем определяется объем использованной электро­энергии отдельно до и после повышения тарифов умножением среднесуточного потребления на соответствующее количество дней. Объем электроэнергии, использованной до смены тарифов, оплачивается по старому тарифу, после – по новому.

 

 

Все равно платить

 

– Как будут производить взаиморасчеты, если выяснится факт самовольного подключения или искажения показаний?

– Такие случаи выявляет уполномоченное лицо Бюро и оформляет акт в 2 экземплярах, которые подписываются им и потребителем. Один экземпляр вручается потребителю. На основании акта Бюро или по его предписанию ПТЭС отключают потребителя от электросети и делают перерасчет.

При самовольном подключении взаиморасчеты производятся согласно пункту 118 Правил. С потребителя взыс­кивается стоимость потребленной без разрешения электрической энергии из расчета работы подключенного элект­рооборудования по присоединенной мощности 24 часа в сутки в течение времени со дня официальной госрегистрации потребителя (при наличии подтверждающих документов) или за срок исковой давности (3 года).

Если по вине потребителей (кроме бытовых) поврежден прибор учета, изменена его схема подключения, подключены электроприемники, помимо прибора учета, или допущено хищение электроэнергии, то неучтенная элект­роэнергия рассчитывается по присоединенной мощности электроприемников с учетом числа часов работы потребителя, указанной в договоре электроснабжения:

► при изменении схемы подключения прибора учета и подключении элект­роприемников скрытым путем (монтаж потайных электропроводок, переключателей и т. п.), не определяемых визуально, – со дня последней замены приборов учета или проверки схемы их подключения, но не более чем за срок исковой давности;

► в случае повреждения прибора учета по вине потребителя (сорвана пломба, разбито стекло и т. п.) или хищения электроэнергии другим способом, определяемых визуально при проведении обходов, – со дня последнего обхода, но не более чем за срок исковой давности, то есть не более 3 лет (п. 117 Правил).

При расчете стоимости объема использованной с нарушениями электроэнергии применяется тариф, действующий на момент перерасчета, с учетом объема, фактически оплаченного за период до выявления нарушения. Перерасчет производит ПТЭС в соответствии с пунктом 121 Правил:

► по мощности осветительных элект­роприемников – из расчета фактического их использования в темное время суток;

► по штепсельным розеткам (независимо от их количества у бытового потребителя) – из расчета использования мощности 600 Вт 24 часа в сутки;

► по фактической мощности элект­роприемников (электронагревательных приборов или другого электрооборудования мощностью более 600 Вт, находящихся в пользовании бытового потребителя) – из расчета их использования 24 часа в сутки.

Неучтенная электроэнергия пересчитывается в установленном порядке, но не более чем за срок исковой давности, с учетом объема, фактичес­ки оплаченного за период до выявления нарушения.

К тому же потребителю придется ответить в соответствии с законодательством за нарушение Правил.

 

– А если счетчик вышел из строя и при этом вины потребителя нет? Как в этом случае будут складываться отношения с ПТЭС?

– Если вы заметили неисправность в работе счетчика, то не надо ждать очередного визита сотрудников Бюро. Немедленно обратитесь в Бюро и ПТЭС сами. В соответствии с пунктом 119 Правил расчет будут производить по среднесуточному расходу предыдущего расчетного периода (до нарушения учета) или последующего периода (пос­ле восстановления учета) по решению ПТЭС с уведомлением Бюро.

Обращение об осмотре счетчика или ошибке в платежном документе не освобождает потребителя от обязанности оплатить потребленную энергию в установленный срок. Если после проверки квитанций или осмот­ра прибора учета выяснится, что необходим перерасчет, то он производится при выписке очередного платежного документа.

 

 

Какие счетчики будут менять

 

– Внедрение АСКУЭ планируется ­завершить к 2021 году. В настоящее время пилотными проектами охвачено небольшое число потребителей. Это значит, что в ближайшие годы большинству из них придется столк­нуться с процедурой замены счетчиков. К чему нужно быть готовыми?

– В пункте 44 Правил сказано, что для расчетов за электроэнергию все потребители обязательно должны быть обес­печены электронными приборами учета, совместимыми с АСКУЭ. Это значит, что потребителям, использующим морально и физически устаревшие приборы учета, их заменят.

Все расходы на приобретение современных приборов учета, их установку будут финансироваться за счет привлеченных и собственных средств АО «Узбек­энерго». Периодическая поверка установленных в рамках внедрения АСКУЭ приборов в дальнейшем также будет проводиться за счет средств ПТЭС.

Потребитель будет нести расходы, связанные с эксплуатацией счетчика, только в том случае, если будет установлено, что нормальная работа прибора была нарушена по его вине. Эти нормы также закреплены Правилами.

 

– Уже сейчас у многих потребителей стоят счетчики, совместимые с АСКУЭ, но они еще не подключены к системе. Им тоже предстоит замена приборов учета?

– Такие потребители будут подключены к АСКУЭ. Но предварительно счетчики проверят на предмет их соответствия установленным требованиям и при необходимости будет инициирована внеплановая поверка.

После подключения этих счетчиков к АСКУЭ их будут поверять так же, как и вновь установленные в рамках проекта счетчики, то есть это будут делать энергетики и за счет средств АО «Узбек­энерго».

 

– Правила допускают использование контрольных приборов учета, при этом к ним не предъявляется каких-либо технических требований и сроков поверки. Почему?

– Потому что показания этих приборов не принимаются во внимание при взаиморасчетах между ПТЭС и потребителем. Они в основном используются для контроля потребления электрической энергии отдельными цехами, энергоемким оборудованием больших предприятий. У населения такие приборы учета встречаются в основном в садоводческих товариществах для учета потребления электроэнергии хозяевами дачных участков. В этих случаях договор на поставку электроэнергии заключен между ПТЭС и товариществом, а взаиморасчеты осуществляются по единому расчетному прибору учета.

Контрольные приборы учета не нужно путать со счетчиками, учитывающими потребление электроэнергии отдельно на бытовые нужды и для производственных целей. Такие счетчики регистрируются ПТЭС, и их показания используются при взаиморасчетах.

 

 

Куда установить

 

При выборе места установки счетчика предпочтения потребителя и представителей предприятия электросетей расходятся. Как вопрос должен решаться по Правилам?

– Правилами определено, что в многоквартирных жилых домах приборы учета должны быть установлены на каждую квартиру в специально отведенных местах, предусмотренных проектом, в основном на лестничной площадке. Место расположения счетчика в частных домах новыми Правилами не регламентировано. Но это не означает, что прибор можно установить там, где хочется. При разработке проектов электроснабжения специалисты исходят из требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил устройства электроустановок . Их неукоснительное соблюдение – фактор вашей безопасности.

По Правилам перестановка приборов учета производится только по согласованию с Бюро и ПТЭС. Однако на практике выявляется достаточно большое количество нарушений Правил. Наведению порядка в этом вопросе также будет способствовать внедрение АСКУЭ.

В связи с предстоящей массовой установкой современных счетчиков, совместимых с АСКУЭ, в ближайшее время ожидается выход нового документа, регламентирующего механизм установки приборов учета как в многоквартирных домах, так и в частном жилом секторе. Он разрабатывается с учетом технических требований по эксплуатации АСКУЭ и Правил.

 

– Будут ли при разработке до­кумента учтены интересы и предпочтения потребителей?

– Беспокойство потребителей чаще всего сопряжено с недавним прошлым, когда было много фактов хищения счетчиков и потребители стремились установить их в квартире. Однако беспокоиться не нужно, так как в настоящее время каждый прибор учета в биллинговой системе АО «Узбекэнерго» привязан к конкретному лицевому счету и установить его в другом месте невозможно.

Также в интересах потребителя обес­печить сотруднику Бюро регламентированный Правилами беспрепятственный доступ к прибору учета с 8.00 до 20.00. При недопуске уполномоченного лица Бюро и (или) ПТЭС к приборам учета оформляется акт, с которым потребитель обязан ознакомиться. В случае его отказа подписать акт в нем делается соответствующая отметка. Отказ должен быть удостоверен двумя свидетелями либо представителем органа самоуправления граждан. Отказавшийся подписывать акт потребитель вправе объяснить причину – она должна быть отражена в акте. Отказ от подписания акта является основанием для отключения его от электросети, о чем он будет извещен.

 

 

Все о поверке

 

– Постановлением Президента «О мерах по ускоренному внедрению автоматизированной системы конт­роля и учета электрической энергии и природного газа» (N ПП-3384 от 13.11.2017 г.) межповерочный интервал установлен в 10 лет. А согласно типовому договору, утвержденному вместе с Правилами, этот срок составляет 4 года. Как быть?

– Как вы сами заметили, поверяться раз в 10 лет будут счетчики, установленные в рамках внедрения АСКУЭ, и предполагаемый срок завершения внед­рения АСКУЭ – 2021 год. Но Правила утверждены с учетом необходимости заключения договоров с потребителями, использующими приборы учета, в том числе и электронные, старого образца. Для них межповерочный интервал, установленный Агентством «Узстандарт», равен 4 годам с учетом их технических особенностей. При этом периодическая поверка индукционных счетчиков уже не проводится в связи с отсутствием технической базы.

 

– Как будет производиться взаиморасчет за использованную элект­роэнергию, если ПТЭС своевременно не организовало проведение поверки счетчика?

– В этих случаях согласно пункту 56 Правил потребитель имеет право оплачивать электроэнергию по показаниям прибора учета с истекшим сроком межповерочного интервала. Электроснабжающее предприятие не вправе пересчитывать плату за электроэнергию, использованную бытовым потребителем за период ее учета счетчиком с истекшим сроком межповерочного интервала.

Потребитель может и самостоятельно поверить свой прибор учета в Агентстве «Узстандарт». В этом случае ПТЭС по письменному обращению бытового потребителя снимает и устанавливает поверенный счетчик с его опломбированием и регистрацией в установленном порядке без взимания платы.

Однако это совсем не означает, что потребитель может проигнорировать уведомление электроснабжающего предприятия о необходимости оплаты предстоящих поверочных услуг или не допустить уполномоченного представителя ПТЭС к своему прибору учета для выполнения соответствующих работ. Тогда по истечении срока межповерочного интервала счетчика потребитель заплатит за электроэнергию по фактической мощности осветительных электроприемников из ра­счета их использования в темное время суток. А при наличии штепсельных розеток (независимо от количества) – по мощнос­ти 600 Вт за 24 часа в сутки. При использовании электронагревательных приборов и (или) кондиционеров в режиме охлаждения мощностью более 600 Вт бытовой потребитель оплачивает электрическую энергию по их фактической мощности из расчета работы 24 часа в сутки за отопительный период – для электронагревательных приборов и за летний период – для кондиционеров, работающих в режиме охлаждения.

 

 

Перезаключение договоров

 

– В ближайшее время предстоит перезаключение договоров с потребителями. На что следует обратить внимание?

– Этот процесс идет полным ходом. В первую очередь договоры перезаключаются с юридическими лицами. Взаиморасчеты с ними осуществляются на условиях 100-процентной предоплаты. После будет проведена работа с бытовыми потребителями. При подписании документа потребители обязательно должны ознакомиться с его содержанием. В документе обозначены права и обязанности сторон, выполнение которых позволит в дальнейшем избежать многих спорных моментов.

Долгое время оставался неурегулированным вопрос заключения догово­ров с представителями многоквартирных домов, не входящих в товарищества частных собственников жилья. Новой редакцией Правил установлено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники жилых помещений, уполномоченные общим собранием, имеют право заключать договор электроснабжения с ПТЭС для расчетов за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды. При этом от имени собственников в отношениях с ПТЭС вправе действовать один или несколько квартировладельцев, уполномоченных общим собранием. Так что и с этой категорией потребителей будут заключены договоры.

 

Олег Гаевой.

Прочитано: 1441 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика