Norma.uz
Газета НТВ / 2018 год / № 17 / Таможня

АТБ готовится к переменам

 

Практически сразу после выхода указов Президента «О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшению условий ведения бизнеса» (N УП-5409 от 11.04.2018 г.) и «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистан» (N УП-5414 от 12.04.2018 г.) состоялся семинар Ассоциации таможенных брокеров (АТБ). И хотя его темы были определены заранее, начался он с обсуждения последних новостей.

 

 

С радостью воспринят пункт 4 Указа N УП-5414 об отмене с 1 июля текущего года выдачи таможенными органами разрешений при помещении товаров под таможенные режимы. При этом представителей таможенных брокеров особенно интересовали аспекты, связанные с отменой Указом N УП-5409 с 1 июня 2018 года разрешительных процедур на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Революционное, позитивное изменение, однако есть ряд неясностей.

Отмена разрешения порождает вопрос о надобности внедрения механизма, который бы регулировал и корректировал таможенную брокерскую деятельность. Чтобы преж­де всего ограждать рынок услуг от недобросовестных брокеров, работающих по серым схемам. К сожалению, на него нельзя дать однозначный ответ. Дело в том, что механизм влияния на деятельность таможенных брокеров может как тормозить развитие данной сферы, так и выполнять функцию конт­роля за качеством предоставляемых услуг.

Если учесть, что вероятность влияния государства на рынок таможенно-брокерских услуг велика, то целесо­образно ввести что-то вроде сертификации соответствия брокерских услуг. Она должна базироваться на однозначном определении стандартов и условий, подлежащих предполагаемой сертификации. Это даст возможность провести внешнюю оценку деятельности таможенного брокера в пределах сертификата. Сертификация может быть обязательной, к примеру, для тех специалистов, которые намереваются выполнять функции по уплате таможенных платежей, выступать стороной ВЭД-договора в интересах заказчика брокерских услуг, нести обязательства по судебной защите субъектов ВЭД и др.

Учет наличия сертификата соответствия при применении профилей рисков во время осуществления таможенных формальностей вполне можно закрепить на нормативно-правовом уровне. Такой механизм регулирования деятельности таможенных брокеров способен оказать упорядоченное квалифицированное влияние на состояние таможенно-брокерского обслуживания ВЭД.

Первым шагом к оценке квалификации таможенного брокера можно считать осуществляемую АТБ рейтинговую систему оценки таможенных брокеров. Она базируется на анализе объективных данных результата деятельности таможенного брокера за последний отчетный период, а также сведений о специалистах, работающих в штате таможенного брокера.

Участников семинара волновала и тема, касающаяся установления с 1 июля 2018 года порядка, в соответствии с которым участники ВЭД вправе в режиме реального времени через Интернет заполнять и представлять в таможенные органы ГТД без обращения к таможенным брокерам. В связи с этим новшеством рассматривались перспективы развития их услуг. Решено было после обстоятельного изучения положений последних НПА вернуться к обсуждению возникших в сообщест­ве вопросов.

 

 

От тотального досмотра – к выборочному

 

Пятым из важнейших направлений реформирования таможенных органов Указ N УП-5414 определил переход от проведения «тотального» таможенного контроля к системе управления рисками. Она позволяет на основе всестороннего анализа определять объекты таможенного контроля, а также снизить административные барьеры для участников ВЭД. Об этой системе, целях ее применения, критериях формирования информационной базы данных таможенных органов рассказал на семинаре главный инспектор Управления по мониторингу и оценке рисков ГТК Рамиль Контюков. Он подробно проинформировал о принципах анализа и оценки рис­ков, включающих вероятность их возникновения и возможные последствия, а также о применении мер по их предотвращению и минимизации.

 

Майор таможенной службы Р.Контюков.

 

ГТК поручено до 1 сентября 2018 года разработать комплекс мероприятий по внедрению в таможенных органах системы управления рисками (СУР). К этому же сроку необходимо запустить автоматизированную систему управления рисками, позволяющую проводить выборочный таможенный контроль. Таможенник пояснил, как примерно она будет функционировать.

Управление рисками заключается в том, чтобы при помощи анализа большого количества информации выявить области риска и действовать точечно. Это непрерывный процесс автоматизированного сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений, а также принятие эффективных управленческих решений. И это означает, что таможенники будут в несколько раз реже тормозить для досмотра фуры, используя систему управления рисков, экономя тем самым время и деньги не только бизнеса и государства, но и конечных потребителей товаров. Система управления рисками – достаточно закрытая система для служебного пользования, однако для членов АТБ майор таможенной службы раскрыл некоторые детали ее работы.

Одной из основных задач Управления по мониторингу и оценке рисков согласно Указу N УП-5414 являются выработка критериев для определения добросовестных участников ВЭД, внедрение порядка применения в отношении них упрощенных таможенных процедур. Это будет своего рода инструмент «вознаграждения» за доб­росовестность, за законопослушное поведение. На основе международного опыта формируется система категорирования участников ВЭД. Это отбор добросовестных импортеров и экспортеров, которых можно контролировать выборочно. К примеру, это могут быть устойчиво работающие предприятия. Внешнеторговая деятельность им необходима для того, чтобы производить какой-то продукт, она встроена в производственные процессы. Они совершенно не заинтересованы в каких-то двойных схемах, связанных с занижением таможенной стоимости, искажением количества и номенклатуры товаров. Поэтому в отношении них может быть установлен минимальный контроль.

 

 

Участники ВЭД с разной ­степенью риска будут дифференцированы примерно на 4 категории: стабильно низкий уровень риска, низкий, умеренный и высокий. При анализе будет использоваться информация о деятельности участника ВЭД (период работы, задолженность перед таможенными и налоговыми органами, информация о совершенных административных правонарушениях и т. д.), которая войдет в элект­ронное досье. На основе информации, содержащейся в нем, категории участников ВЭД будут определяться автоматически. Предполагается, что программное средство сформирует на каждого из участников ВЭД собственную электронную историю, которая и будет влиять на степень таможенного контроля.

Главное условие попадания в категорию низкого уровня риска – это стабильное исполнение законодательства. По объективным характеристикам автоматически высчитывается категория, к которой относится участник ВЭД. При этом он даже не будет иметь понятия, по какому типу риска его проверяют на таможне, попадет ли его товар под досмотр или нет. Но участник ВЭД должен знать, что если он соблюдает законодательство, то накапливает свою положительную таможенную историю. Это отразится в специальных базах данных. Следовательно, контроль в отношении него со временем, по мере накопления данных ослабнет.

Система будет работать автоматически. И в этом важная антикоррупционная составляющая. Недоб­росовестная конкурентная борьба затрудняется, никто никому не может навредить. Инспектор на посту не сможет повлиять на отнесение компании к какому-то конкретному уровню риска. Таможенное досье участника рынка зависит исключительно от него самого.

Участников семинара также интересовали объекты анализа риска. Р. Контюков пояснил, что объектами анализа риска являются товары, находящиеся под таможенным конт­ролем либо помещенные под таможенный режим импорта, транспортные средства для коммерческого использования, деятельность лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем. Это и сведения, содержащиеся во внешнеэкономических контрактах (договорах, соглашениях) купли-продажи либо обмена, соглашениях или иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами; в товаросопроводительных и иных документах, и результаты применения форм таможенного контроля (ст. 205 ТамК).

Таможенник отметил, что в системе управления рисками используется информация о грузе, пассажирах, транспортных средствах, предварительно представленная участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками, лицами, имеющими лицензии и разрешения в сфере таможенного дела. Представление предварительной информации предусмот­рено статьей 206 ТамК.

При разработке проекта новой редакции Таможенного кодекса, который поручено подготовить к 1 ноября 2018 года, будут учтены все упомянутые аспекты системы анализа и управления рисками, включая методологию целевого отбора для таможенного конт­роля партий товаров с повышенным риском, в том числе на основе предварительной информации и случайного отбора, проведение регулярного мониторинга эффективности применения СУР.

 

 

ГТД без ошибок

 

Анализ применения в 2017 году постановления ГТК «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации» (рег. МЮ N 2773 от 6.04.2016 г.) показывает, что декларанты наиболее часто допускают ошибки при заполнении определенных граф ГТД. Об этом сообщил главный инспектор Управления мониторинга внешнеторговых операций и таможенной статистики ГТК Нуриддин Хаитов. Он ознакомил собравшихся с классификацией ошибок, привел примеры и пояснил, как предотвратить неверное заполнение декларации.

По итогам 2017 года при оформлении ГТД на товары, помещаемые под таможенный режим «Выпуск в свободное обращение», выявлено 2 633 ошибки и неточности. Наиболее часто ошибаются при заполнении:

  • графы 8 «Импортер/грузополучатель» – 198 ошибок (7,5 %);
  • графы 20 «Условия поставки» – 158 (6 %);
  • графы 37 «Процедура», указывая неверный код предшествующего таможенного режима согласно Классификатору таможенных режимов (прил. N 3 к Инструкции) 246 (9,3 %);
  • графы 40 «Общая декларация/предшествующий документ», неверно указывают код предшествующего документа – 414 (15,7 %);
  • графы 44 «Дополнительная информация/представляемые документы» – 233 (8,8 %);
  • графы 46 «Статистическая стои­мость» – 484 (18,4 %).

За I квартал 2018 года обнаружено 369 ошибок. Большую часть из них специалисты по таможенному оформлению опять допустили в тех же графах: в графе 8 – 70 (19 %), графе 20 – 9 (2,4 %), графе 37 – 29 (7,9 %), графе 40 – 134 (36,3 %), графе 46 – 105 (28,5 %).

 

К сведению. Неиспользование имеющихся в законодательстве льгот и преференций по уплате таможенных платежей в отношении декларируемых товаров и неотражение сведений об этих льготах и преференциях в соответствующих графах ГТД также считаются искажением данных.

 

Подполковник таможенной службы подробно разъяснил порядок правильного заполнения упомянутых граф ГТД. Он напомнил, что графа 8 при ввозе товаров заполняется в соответствии с требованиями пункта 25 Инструкции. В ней указываются сведения об импортере и получателе товаров. Если импортер и получатель – различные лица, то есть получатель принимает товар по поручению импортера или другого лица, либо в других аналогичных случаях в графе сначала указываются данные получателя: краткое на­именование, местонахождение (юридический адрес), номер телефона и адрес электронной почты (при наличии). Вместе с тем согласно пунк­ту 43 Инструкции при помещении товаров под таможенный режим таможенного склада представлять для таможенного оформления внешнеторговый контракт не нужно. Следовательно, импортер товара (лицо, ответственное за финансовые урегулирования) в этот момент может быть не определен, поэтому графа 9 ГТД в режиме таможенного склада не заполняется.

Таким образом, при заполнении ГТД в режиме таможенного склада указывать сведения об импортере необязательно, но при этом необходимо указать все необходимые сведения о грузополучателе.

В соответствии с Инструкцией буквенный код страны во втором подразделе графы 20 в тех случаях, когда географический пункт распо­ложен внутри страны (а не на границе двух стран), при электронном декларировании необходимо указывать в первой ячейке, отведенной для буквенного кода, а не во второй.

При заполнении графы 37 неправильно указывают код предшествующего режима. К примеру – 74 вместо 70, если предшествующим режимом был режим «Временное хранение». В графе указывается 7-значный код процедуры перемещения товаров через таможенную границу Узбекистана. Данный код состоит из 3 составляющих:

первые 2 цифры – код заявляемого таможенного режима согласно Классификатору таможенных режимов;

вторые 2 цифры – код предшествующего таможенного режима. Если предшествующий таможенный режим отсутствует, то проставляется «00»;

последние 3 цифры – код особенности перемещения декларируемых товаров согласно Классификатору особенностей перемещения товаров (прил. N 11 к Инструкции). Если особенность перемещения товаров не установлена, проставляется «000».

В графе 40 указываются порядковые номера записей предшествующих режимов.

При указании номера ГТД страны экспорта в графе 44 номер экспортной ГТД должен быть указан полностью и точно.

А в графе 46 статистическая стои­мость товара указывается в тыс. долл. США (округленная с точ­ностью до 3 знаков после запятой), пересчитанная по фактурной стоимости, указанной в графе 42, и приведенная к ценам условия поставки «CIP (CIF) – граница Республики Узбекистан».

Н.Хаитов ответил и на другие вопросы участников семинара, в том числе касающиеся определения таможенной стоимости, корректировки и переоформления ГТД.

 

 

Для прозрачности декларирования

 

После семинара состоялось заседание круглого стола. На нем обсуждались актуальные проблемы, связанные с декларированием товаров. Сотрудники ГТК ответили на многие вопросы, а также обещали довести до сведения руководства таможенного ведомства предложения специалистов по таможенному оформлению и субъектов предпринимательства по совершенствованию таможенных процедур.

Они касались:

  • улучшения форматно-логическо­го контроля, чтобы не допускать к таможенному оформлению ГТД, содержащие технические ошибки;
  • формализации критериев принятия сертификатов происхождения товаров;
  • повышения информативности обратной связи в сообщениях сотрудника таможенного органа в личном кабинете лица, подавшего декларацию;
  • размещения контактной информации таможенных постов на сайте ГТК;
  • совершенствования мер по соблюдению регламента таможенного оформления (сроки, понятные и информативные сообщения в случае возврата и т. д.).

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

 

Фото с сайта atb.uz

Прочитано: 1950 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика